Взаимосвязь международного туризма и таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В данной работе затрагиваются две области права – международное и таможенное. Соответственно, в их контекстах рассматриваются понятия международного туризма и таможенного контроля. Понятия, казалось бы, несопоставимые: международный туризм – одно из направлений такого сектора экономики, как сфера услуг; а таможенный контроль как совокупность мер, призванных регулировать данную сферу. Поэтому цель работы – показать точку соприкосновения этих двух понятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……...3
I. Международный туризм………………………………………………...............…5
Туристские формальности……………………………………………...……….5
Правовые аспекты……………………………………………………………….8
II. Сущность таможенного контроля………………………………………............15
Понятие таможенного контроля и общие основы порядка его проведения…………………………………………………………………………...15
Таможенный контроль в отношении физических лиц……………………...18
III. Взаимосвязь международного туризма и таможенного контроля...................25
Порядок осуществления таможенного контроля в отношении организованных групп туристов…………………………………………..……….25
Проблемы международного туризма и таможенного контроля. Пути их решения………………………………………………………………….…………...26
Заключение…………………………………………………………………..............29
Список использованных источников………………………………

Работа содержит 1 файл

Международный туризм и таможенный контроль в Республике Беларусь.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

         Если  хотя бы одно из следующих в транспортном средстве лиц перемещает товары, которые подлежат перемещению по "красному" каналу, данное лицо обязано сообщить водителю транспортного средства о необходимости следования в "красный" канал. Если после получения водителем такой информации транспортное средство следует в "зеленый" канал, лицо, перемещающее товары, которые подлежат перемещению по "красному" каналу, обязано сообщить должностным лицам таможни до момента выезда из "зеленого" канала о необходимости направления транспортного средства в "красный" канал.

         Основанием  для выпуска лиц, товаров и транспортных средств за пределы пункта пропуска, осуществивших перемещение через "зеленый" канал, является наличие в контрольном талоне отметки о прохождении всех видов контроля. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         III. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

  1. Порядок осуществления таможенного контроля в отношении организованных групп туристов
 

         Международный туризм в узком смысле – это временное  перемещение людей с целью  отдыха за пределы их обычных мест проживания21. Поскольку такое перемещение связано с пересечением государственной границы, то с точки зрения таможенного контроля явление международного туризма следует рассматривать как контроль за перемещением организованных групп иностранных туристов и их багажом.

         Согласно  практике осуществления таможенного контроля в отношении лиц, пересекающих таможенную границу с целью отдыха и путешествия, можно условно классифицировать по нескольким критериям. По количественному признаку туристы делятся на индивидуальных и организованных. Что касается индивидуальных туристов, то какого-либо особого порядка контроля в отношении их не существует. При осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенных органов руководствуются общими нормами, применяемыми в отношении физических лиц. Поэтому в рамках темы работы рассматривается именно таможенный контроль в отношении организованного туризма. По цели путешествия организованных туристов можно разделить на три группы:

  • туристы, путешествующие со специальной целью. Специальной целью может служить охота, рыболовство, дайвинг, паломничество и т. д. Помимо багажа туристы перемещают также специальное оборудование (оружие, луки, экипировка) или культурные ценности (иконы, картины, драгоценности). В этом случае осуществляется обязательное таможенное декларирование в отношении этих предметов (как правило, такие товары помещаются под таможенный режим временного ввоза или вывоза);
  • туристы, путешествующие для участия в организованных спортивных состязаниях. Устроители таких состязаний извещают таможенные органы об этом (в Республике Беларусь – «Белинтурист»). Среди вещей таких туристов присутствует снаряжение, спортивное оборудование и снаряды, в отношении которых также осуществляется обязательное таможенное декларирование (такие товары также помещаются под таможенный режим временного ввоза или вывоза);
  • туристы, путешествующие с целью отдыха. Иначе говоря, без какой-либо специальной цели. В багаже таких туристов, как правило, нет товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию. Поэтому порядок их перемещения регламентируется Соглашением «о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

         Следует отметить, что организация пропуска туристов через государственную границу требует сотрудничества и скоординированной работы трёх республиканских ведомств: Государственного таможенного комитета, Государственного пограничного комитета и Министерства спорта и туризма.

         В случае возникновения каких-либо проблем ответственной стороной является туристская организация, отправляющая или принимающая туристов.

  1. Проблемы  международного туризма  и таможенного  контроля. Пути их решения
 

         Для представления серьёзности проблем  международного туризма, связанных  с таможенным контролем, необходимо для начала определить масштаб самого явления международного туризма. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики.

         В настоящее время на пути развития международного туризма стоит целый  ряд проблем. Об этом свидетельствует  большое множество соглашений и  договоров, заключаемых межгосударственными  учреждениями, деклараций, издаваемых мировыми организациями, на которые возложена функция развития международного туризма. Особое место в этом ряде проблем принадлежит таможенным, что свидетельствует о довольно большом влиянии таможенного контроля на развитие международного туризма.

         Практически любой нормативный правовой акт, направленный на упрощение порядка осуществления международных путешествий, содержит нормы, указывающие на необходимость упрощения таможенного контроля как одной из наиболее важных проблем на пути развития международного туризма. Самым же большим недостатком этих норм является их рекомендательный характер.

         Решение вопроса по координации потоков  организованных групп туристов через  пункты пропуска поручено Министерством  спорта и туризма РУП «Белинтурист». Опять же, данное предприятие не имеет полномочий обязать ГТК выполнить какие-либо требования или предписания. Оно лишь в состоянии согласовать или предложить рассмотреть таможенным органам упрощение порядка пропуска туристов. Решение данной проблемы требует глубокого вмешательства государства.

         Основными проблемами, связанными с пересечением границы являются следующие.

         1. Отсутствие слаженности в работе  таможенных и пограничных служб  Республики Беларусь и приграничного  государства.

         2. Малая пропускная способность пунктов таможенного оформления. Все типы автобусов идут через одну полосу пропуска.

         Очередность пропуска автобусов определяется следующим  образом:

  • детские группы;
  • рейсовые автобусы;
  • туристические автобусы со знаком «Туристы».

         3. Необходимость оформления платежей на границе.

         Решение сложившейся проблемы на сегодняшний  день не может быть обеспечено только за счет средств Министерства спорта и туризма, а требует слаженной  работы всех причастных, в том числе  и ГТК.

         В первую очередь, необходимо:

         1. Для ускоренного прохождения туристических автобусов выделить отдельный канал в пункте пропуска для таможенного досмотра, а также наряд таможенной службы для оформления данных автобусов.

         2. Определить персональную ответственность  сотрудников таможенных органов  за превышение времени контроля  автобусов.

         3. Внедрение новых информационных технологий.

         Вышеназванные меры являются тактическими. Что же касается стратегических решений, то следует  пересмотреть таможенную политику в отношении международного туризма в целом. Система должна быть гибкой и меняться в соответствии с тенденциями, наблюдаемыми в международном туризме. Необходимо следовать рекомендациям международных организаций в сфере международного туризма, принимая во внимание их опыт работы в данной сфере. Ведь одними из наиболее важных целей таможенной политики является обеспечение наиболее полного использования инструментов таможенного контроля и стимулирование развития национальной экономики.

 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         На  основании изложенного можно сделать вывод, что соотнесение таможенного контроля и международного туризма сводится к определению понятия международного туризма в узком смысле, т. е. перемещение туристов с пересечением таможенной границы. Говоря о международном туризме с точки зрения таможенного контроля, не следует забывать о масштабах туризма. С другой стороны, которую не рассматривает таможенный контроль, туризм представляет собой одну из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, на которую приходится треть мировой торговли услугами. Иначе говоря, таможенный контроль в состоянии влиять на целую отрасль экономики. Инструментом такого влияния со стороны таможенных органов являются таможенные формальности, которые должны выполнять туристы при пересечении таможенной границы. К таким формальностям относятся:

  • уплата туристами налогов, сборов, пошлин при въезде/выезде;
  • осуществление различных операций таможенного контроля в отношении туристов, их багажа и транспортных средств;
  • декларирование товаров, подлежащих обязательному таможенному оформлению;
  • оформление иных документов (заявок и т. д.)

         Таким образом, таможенные формальности связаны  с выполнением установленных  государством таможенных правил и уплатой туристами налогов, пошлин, сборов и других начислений. С точки же зрения международного туризма, таможенный контроль сводится как раз к таможенным формальностям, что, собственно, и является точкой соприкосновения данных понятий.

         Международный туризм стремится к упрощению таможенных формальностей с начала приобретения им глобального характера. Стремления к упрощению таможенных формальностей закреплены законодательно в различных международных договорах, декларациях, соглашениях, национальных программах по развитию туризма и нормативных правовых актах правительства. Основным документов в данной сфере является Гаагская декларация по туризму, подписанная странами-участниками конференции, прошедшей с 10 по 14 апреля 1989 г. в Гааге. Правительство Республики Беларусь законодательно закрепило необходимость принятия соответствующих мер по осуществлению на территории государства принципов, изложенных в данной декларации, в 2000 г. Для этого в том же году было принято постановление о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь. На данный момент это единственный документ, принятый в рамках кампании по упрощению таможенных формальностей для туристов.

         Проблемы  международного туризма, изложенные в  данной работе, требуют персонального подхода к каждой из них. В настоящее время туризм в Республике Беларусь не сильно развит, первое место занимает транзитный туризм, который предусматривает пересечение таможенной границы дважды, т.е. обязывает к выполнению туристами в два раза больше таможенных формальностей. В этом случае их упрощение придётся как нельзя кстати. Всё это относится к проблемам локального характера в пределах страны. Проблемой глобального характера является политика государства в отношении международного туризма в целом. Решение этих проблем требует применения кардинальных мер со стороны руководства государства.

         По  мнению специалистов в сфере туризма  XXI век станет веком туризма. По их же мнению Республика Беларусь обладает большим туристским потенциалом, развитие которого посредством упрощения таможенных формальностей повысит благосостояние страны в целом22.

 

          Список использованных источников

 

         Нормативные правовые акты: 

     
  1. Будапештская  конвенция по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний, март 1989 г.
  2. Гаагская декларация по туризму,14 апреля 1989 г.
  3. Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.).
  4. Манильская декларация о мировом туризме, 10 октября 1980 г.
  5. Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма (принято правительствами государств-участников Содружества Независимых Государств в г. Ашхабаде 23 декабря 1993 г.).
  6. Осакская декларация тысячелетия, 1 октября 2001 г.
  7. Постановление Государственного комитета пограничных войск Республики, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь 23 августа 2000 г. № 6/10/49 «Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь».
  8. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 августа 2007 г. № 93 «О пунктах таможенного оформления» (в ред. от 13.03.08)
  9. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/31 «Об утверждении инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска».
  10. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 июня 2000 г. №15-11 "О Гаагской декларации по туризму (Королевство Нидерланды, 10-14 апреля 1989 г.)".
  11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 373 "Об утверждении Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы".
  12. Таможенный кодекс Таможенного союза.- Минск: Амалфея, 2июля 2010 г. – 376 с .
  13. Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2006 г. N 507 «О совершенствовании контроля за пересечением физическими лицами Государственной границы Республики Беларусь, а также перемещением товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности».
  14. Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования».

Информация о работе Взаимосвязь международного туризма и таможенного контроля