Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Работа содержит 1 файл

глава2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

      Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли.

      По  инициативе конкурирующих с импортом фирм в случае доказательства факта демпинга может быть установлен антидемпинговый тариф.

      ДЕМПИНГ — это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на    аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

      Применение  антидемпингового тарифа предусмотрено  международным антидемпинговым законодательством, подписанным большинством| стран — членов ГАТТ в 1967 г. Величина дополнительной импортной пошлины устанавливается в размере демпинговых ножниц цен.

      При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

      При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них — в проценте от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

      При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих  их экономическое значение и применение.

      Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии они в среднем составляют 4 и 3 % соответственно, а в Венгрии — 16%, Югославии — 11 %.

      Во-вторых, структура таможенного тарифа у  основного большинства стран построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Так, в США и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

      В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с  различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна — с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Например, таможенный тариф Японии имеет четыре колонки — с автономными и конвенциональными пошлинами, а также с преференциальными — для развивающихся государств и с сезонными пошлинами.

      Взимание  таможенных пошлин в Республике Беларусь осуществляется по ставкам, установленным  Советом Министров РБ. Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. Свод ставок таможенных пошлин содержится в Законе РБ "О таможенном тарифе". Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РБ и происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми у Республики Беларусь достигнут режим наибольшего благоприятствования (Приложение 2), применяется ставки таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом (базовые ставки).

      В отношении ввозимых товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом в РБ (Приложение 3), применяются ставки в размере 75% базовой ставки таможенной пошлины. Товары, ввозимые в РБ и происходящих из наименее развитых стран, пользующихся преференциальным режимом (Приложение 4), а также из стран СНГ (Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) таможенной пошлиной не облагаются.

      Товары, которые происходят из стран, в торгово-экономических  отношениях с которыми не предусмотрен режим наибольшего благоприятствования или страна происхождения не установлена, облагаются по ставкам, увеличенным в 2 раза.

      Перечень  стран, к которым применяется  режим наибольшего благоприятствования  и преференциальный режим, устанавливается Совмином РБ. Тарифные преференции устанавливаются Президентом РБ. 
 

2.4. Методы  определения таможенной стоимости  товара 

      Таможенная  стоимость товаров учитывается прежде всего при начислении различных таможенных платежей и при установлении стоимости товаров для применения санкций за таможенные правонарушения.

      Принципы  определения таможенной стоимости  товара были включены в текст ГАТТ в 1947 г. (статья 7 «Оценка в таможенных целях») и уточнены в ходе Токийского раунда переговоров в 1976-1979 гг.

      Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов:

    • по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
    • по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);
    • по цене сделки с однородными товарами (метод 3);
    • вычитания стоимости (метод 4);
    • сложения стоимости (метод 5);
    • резервный метод (метод 6).

      Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий.

      При первом методе под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

      В таможенную стоимость вещей при  оценке по цене сделки с ввозимыми товарами должны быть включены отнесенные за счет покупателя и исчисленные отдельно следующие расходы:

      • затраты на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке-выгрузке, складированию товаров, их страхованию, по выплате посреднических вознаграждений, стоимость контейнеров и иной оборотной тары, которые рассматриваются как единое целое с оцениваемыми вещами;

      • расходы, связанные с упаковкой  ввозимых вещей, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

      • стоимость вещей, работ и услуг, которые были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оцениваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и опытно-конструкторскую проработку;

      • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

      • величина части прямого или косвенного дохода, получаемого продавцами от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых вещей.

      Основной  метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции совершают взаимосвязанные партнеры. К ним относятся, в частности, юридически признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей собственности не менее 5 % в уставном капитале другого участника, прямо или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо либо они являются близкими родственниками.

      При использовании второго метода в  качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными товарами.

      Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам:

      • назначение и характеристики;

      • качество, наличие товарного знака  и репутация на рынке;

      • страна происхождения;

      • производитель.

      Цена  сделки с идентичными товарами принимается  в качестве базы для определения  таможенной стоимости, если товар продается  в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым  товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичные товары ввозятся в ином количестве или на других коммерческих условиях, то цены корректируются с учетом этих различий и таможенным органом документально подтверждается их обоснованность.

      Метод оценки по цене с однородными товарами предполагает использование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным с импортируемым товарам.

      Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

      При определении однородности товаров  учитываются их характеристики, назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения. В случае, когда выявляется более одной цены внешнеторговой сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых вещей применяется самая низкая из них.

      Метод оценки на основе вычитания стоимости используется при возникновении у экспортера расходов на территории импортера и включении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.

      В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.

      В случае, если таможенная стоимость  не может быть определена декларантом  в результате последовательного  применения пяти указанных методов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой таможенной практики и ст. VII ГАТТ «Оценка в таможенных целях». При этом могут использоваться цены СИФ и ФОБ. Так, США при таможенной оценке используют цены ФОБ, тогда как большинство других стран применяют цены СИФ.

      В качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть использованы:

    • цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;
    • цена на товары отечественного происхождения;
    • цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;
    • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.
 
 

2.5. Порядок уплаты таможенных платежей и отражение

их в учете

      Все экспортно-импортные сделки, осуществляемые субъектами хозяйствования на территории Республики Беларусь облагаются налогами. Налоговая система в сфере  ВЭД состоит из следующих групп  налогов и неналоговых платежей:

  1. налоги, включаемые в цену продукции
  1. налоги, включаемые в себестоимость продукции
  2. налоги, уплачиваемые за счет прибыли
  3. таможенные платежи
 

    При перемещении через таможенную границу  Республики Беларусь и в других случаях, установленных Таможенным Кодексом,  могут уплачиваться следующие таможенные платежи: 

Информация о работе Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД