Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Работа содержит 1 файл

глава2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

2. Тарифное  и нетарифное регулирование ВЭД 

2.1. Основные  методы нетарифного регулирования 

      Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые  не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в  рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

      Применение  нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

      Нетарифные  методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления  внешнеторговой политики в силу следующих причин:

      • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

      • во-вторых, нетарифные методы более  удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

      • в-третьих, нетарифные методы позволяют  учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

      • в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

      Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

  • количественные ограничения импорта и экспорта;
  • таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
  • стандарты и требования к качеству товаров;
  • ограничения, заложенные в механизме платежей;
  • участие государства во внешнеторговых операциях.
 

      Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

      Данные  методы нетарифного регулирования  торгового оборота получили наибольшее распространение в международной торговле. При этом к ним относятся: квотирование; лицензирование; декларирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

      Квотирование представляет собой ограничение государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.

      Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

      Индивидуальная  квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования:

      во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;

      во-вторых, индивидуальная квота формируется  на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;

      в-третьих, индивидуальная квота может формироваться  на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяются многими странами особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО.

      Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции.

      По  направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.

      Экспортные  квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.

      Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.

      Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

      На  практике используется большое количество разнообразных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая.

      Индивидуальная  лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера. Лицензия является именной и в ней регламентируются все важнейшие стороны внешнеторговой сделки: количество и стоимость товара; страна происхождения; фирма экспортер (импортер); срок действия лицензии. В отдельных случаях применяются открытые индивидуальные лицензии, которые позволяют фирме ввозить указанный в лицензии товар без ограничения количества.

      Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии. Следует отметить, что генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары либо из определенных стран, либо из любых государств мира.

      Автоматическая  лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

      Мировой опыт показывает, что распределение  лицензий может осуществляться одним из следующих способов: на основе аукциона, с помощью системы явных предпочтений и посредством распределения лицензий на внеценовой основе.

      Аукцион - продажа лицензий осуществляется на конкурсной основе. Данный способ считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, так как он обеспечивает максимальную конкуренцию между импортерами, желающими получить тендер, заинтересовывая их в минимизации доходов от ренты. В определенных случаях иностранные производители могут пойти на полный отказ от ренты и даже перечислить часть своих доходов от продажи товаров ниже среднего уровня мировых цен. Для достижения максимального эффекта от продажи лицензий с начала восьмидесятых годов США стали практиковать аукционы по конкурсной продаже американских квот непосредственно среди иностранных экспортеров, а не среди потенциальных американских импортеров, что безусловно повысило доходы государства, получаемые от распределения лицензий. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

      Система явных предпочтений - закрепление лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за прошлый период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ распределения лицензий направлен, в первую очередь, на поддержание тех отечественных производители, которые могут пострадать из-за введения квот. Вместе с тем, получателями квот становится ограниченное число иностранных фирм: либо имеющие тесные связи с местными производителями, либо представляющие крупные корпорации, которые способны влиять на политику данного государства прямым образом или через систему межгосударственных отношений. Кроме того, в рамках системы явных предпочтений создаются объективные предпосылки к возникновению коррупции, что может крайне негативно отразиться не только на величине полученного государством дохода от продажи лицензий, но и нанести серьезный ущерб развитию внутренней экономики из-за импорта товаров у заведомо неэффективных иностранных товаропроизводителей. По результатам исследований, проведенных Ч. Греем и Д. Кауфманом, сегодня наивысший уровень коррупции имеет место в России и Китае.

      Распределение лицензий на внеценовой основе предполагает выдачу лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность наиболее эффективно осуществлять импорт или экспорт товаров. Это наиболее трудоемкий способ распределения лицензий, поскольку для оценки необходимо создавать экспертную комиссию, разрабатывать специальные критерии оценки, которые обеспечивали бы объективность и обоснованность принимаемого решения по предоставлению лицензий. Эффективность распределения лицензий на внеценовой основе зависит от профессиональной компетенции и опыта экспертного совета, а также используемого механизма осуществления данной процедуры.

      Декларированию в таможенном органе Республики Беларусь подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Республики Беларусь.

      Декларирование  производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

      Форма и порядок декларирования, а также  перечень сведений, необходимых для  таможенных целей, определяются Государственным  таможенным комитетом Республики Беларусь.

      Таможенная  декларация подается в сроки, устанавливаемые  Государственным таможенным комитетом  Республики Беларусь.

      Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров  и транспортных средств, перевозящих  товары, таможенному органу Республики Беларусь.

      При перемещении через таможенную границу  Республики Беларусь физическими лицами товаров не для коммерческих целей  в ручной клади и сопровождаемом багаже таможенная декларация подается одновременно с представлением товаров.

      Въезжающие  на таможенную территорию Республики Беларусь порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие  пассажиров, декларируются не позднее  трех часов после пересечения  таможенной границы Республики Беларусь, а выезжающие транспортные средства - не позднее чем за три часа до пересечения таможенной границы Республики Беларусь.

Информация о работе Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД