Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Работа содержит 1 файл

глава2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

      Государственные закупки — это коммерческие операции (приобретение товаров, работ и услуг), осуществляемые в государственной среде с целью своевременной и эффективной организации обслуживания населения страны и регулируемые особой системой юридических, административных и экономических норм.

      Они составляют значительную часть ВВП  во всех странах с рыночной экономикой. Так, в рамках Европейского Союза  их доля равна 15 % от ВВП и общая  контрактная стоимость превышает ежегодно 750 млрд. долл. США.

      Госзакупки  предполагают не только покупку товаров, но и целого ряда услуг. Например, Директивы  ЕС предусматривают 16 категорий услуг, подпадающих под соответствующие  правила и процедуры, в частности, к ним относятся услуги по транспортировке, менеджменту и аудиту, инжиниринговые и организационные услуги.

      Государственные закупки выполняют динамическую и стратегическую функции, направленные на развитие и экономический рост страны. Они финансируются из средств государства и всегда являются компонентом программы государственных расходов. Их применение может обеспечивать развитие сектора здравоохранения, образования, способствовать модернизации инфраструктуры, организации новой информационной технологии. Неэффективные закупки вызывают дополнительные расходы через высокие цены, приобретение оборудования низкого качества, задержку в реализации проектов, неблагоприятные для покупателя условия контракта.

      Государственные закупки узаконены в праве  США, крупнейших стран Западной Европы, Японии. Правовые нормы в большинстве стран предусматривают преимущественную покупку товаров национального производства, если она финансируется государством или проводится государственными организациями.

      Во  время переговоров Уругвайского раунда в рамках ГАТТ 15 апреля 1994 г. 22 государства подписали соглашение по государственным закупкам. Оно вступило в силу 1 января 1996 г. Основные принципы соглашения состоят в том, что госзакупки должны осуществляться на основе правил о национальном режиме и недискриминации. Это означает, что иностранные поставщики должны действовать на тех же условиях, что и национальные.

      На  практике выделяют два основных направления  развития системы регламентирования  государственных закупок. Во-первых, это официальные распоряжения государственных властей, устанавливающие дискриминационный режим в области цен для иностранных производителей и экспортеров. Во-вторых — негласные административные предписания, определяющие, в каких случаях государственная организация обязана закупать товары национального производства, а также когда и на каких условиях заказ может быть выдан иностранному поставщику. 
 

2.2 Таможенно-тарифное  регулирование

 при различных  таможенных режимах 

      Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем использования различных таможенных режимов.

      ТАМОЖЕННЫЙ  РЕЖИМ — это совокупность правовых положений, предусмотренных таможенным кодексом и определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

      Установление  таможенных режимов имеет большое  практическое значение, так как определяет меры экономического регулирования экспорта-импорта товаров, применение видов ставок тарифов, характер владения, пользования и распоряжения товарами.

      В Таможенном кодексе Республики Беларусь (от 6 января 1998 г.) и в таможенных нормативно-правовых документах установлено пятнадцать таможенных режимов. Это фактически все режимы, которые существуют в мировой практике. К ним относятся: 

      • выпуск для свободного обращения,

      • реимпорт,

      • транзит,

      • таможенный склад,

      • магазин беспошлинной торговли,

      • переработка на таможенной территории,

      • переработка под таможенным контролем,

      • временный ввоз (вывоз),

      • свободная таможенная зона,

      • свободный склад,

      • переработка вне таможенной территории,

      • экспорт,

      • реэкспорт,

      • уничтожение,

      • отказ в пользу государства. 

      Таможенный  режим выпуск для свободного обращения предполагает, что ввозимые на территорию Республики Беларусь товары остаются постоянно в стране без обязательства об их вывозе с территории республики. Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и соблюдение мер экономической политики.

      Реимпорт  товаров – это таможенный режим, при котором отечественные товары, вывезенные с таможенной территории РБ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Товары должны быть ввезены на таможенную территорию РБ в течение 10 лет с момента вывоза в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме влияния естественного износа, естественной убыли при транспортировке и хранении.

      При реимпорте товаров до 3 лет с  момента вывоза таможенный орган  РБ возвращает уплаченные ему суммы. При реимпорте товаров лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве льгот при вывозе товара. На эту сумму таможенным органом начисляется процент в размере учетной ставки НБ РБ.

      Транзит товаров таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Республики Беларусь без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

      Режим таможенный склад позволяет заинтересованным лицам, как резидентам, так и нерезидентам Республики Беларусь, ввозить на таможенную территорию республики вещи и временно хранить их под таможенным надзором без права потребления и вовлечения в экономический оборот. Таможенные пошлины и налоги при этом не уплачиваются. На таможенных складах с вещами могут производиться простые операции по сортировке, упаковке, маркировке, обеспечению сохранности и др. Под этот режим могут быть помещены любые товары, незапрещенные к ввозу в РБ и вывозу из нее. Срок действия режима – от 2 месяцев до 3 лет. После этого срока товар должен быть заявлен под иной таможенный режим. Если он будет заявлен как экспорт, то товар освобождается от таможенных пошлин и налогов.

      Таможенный  режим магазин беспошлинной торговли – это таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РБ без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам мер экономической политики. В данном режиме могут реализовываться любые товары, разрешенные для ввоза в РБ.

      Таможенный  режим переработка на таможенной территории предполагает использование иностранных товаров для переработки на территории Республики Беларусь без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза продуктов переработки за пределы территории республики.

      Операции  по переработке включают:

    • изготовление товара и его доработку
    • ремонт товара
    • изготовление сопутствующих товаров.

      Таможенный  режим переработка товаров под таможенным контролем позволяет использовать иностранные товары на таможенной территории Республики Беларусь без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.

      Таможенный  режим временного ввоза (вывоза) товаров дает возможность резидентам и нерезидентам Республики Беларусь временно пользоваться товарами на таможенной территории республики или за ее пределами с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Предельный срок действия данного режима — два года. При этом ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа.

      Свободная таможенная зона и  свободный склад таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в определенных территориальных границах или помещениях без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

      Таможенный  режим переработка товаров вне таможенной территории предполагает вывоз отечественных товаров без применения к ним мер экономической политики с целью использования их вне таможенной территории республики для переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение в Республике Беларусь с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов.

      Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Республики Беларусь без обязательства об их обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин. Товары должны быть вывезены в том же состоянии, в котором были на день принятия таможенной декларации. При экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствие с налоговым законодательством РБ.

      Реэкспорт товаров – это таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РБ без взимания таможенных пошлин и налогов или с их возвратом, без применения мер экономической политики.

      Уничтожение товаров – это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Уничтожение товаров разрешается только таможенным органам и производится за счет собственника товара.

      Отказ от товара в пользу государства – это режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики. Таможенными органами РБ устанавливаются перечень товаров, которые не могут быть установлены под данный таможенный режим. 
 

2.3. Понятие  таможенного тарифа, его виды 

      Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

      Основными целями применения таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  • защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
  • пополнение доходов государства;
  • обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

      Таможенные  тарифы классифицируются по различным  признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия (Приложение 1).

      Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.

      Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

      Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

      Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными, так и автономными.

      Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Информация о работе Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД