Освобождение от уплаты пошлин как тарифная льгота

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются: исследование освобождение от пошлины как таможенную льготу.
Для достижения указанных целей определены следующие задачи:
- раскрытие понятия, сущности и характерных особенностей таможенных льгот и преференций;
- рассмотрение освобождение от пошлины как одну из ведущих тарифных льгот во внешнеэкономической деятельности РФ.

Работа содержит 1 файл

Тарифная льгота.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

   Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

     Кафедра организации таможенного контроля

     и технических средств таможенного контроля 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ»

 
 

 Освобождение от уплаты пошлин как тарифная льгота 
 
 
 
 
 

                       
 

Проверил:________________________

(инициалы, фамилия  преподавателя)                                                                            (уч.степень, уч. звание)

Оценка______________________________ 

Подпись_____________________________ 
 
 
 

2010

Введение 

     Процесс формирования в России многоукладной  экономики обусловливает происходящие преобразования в социальной, политической, правовой сферах. В современных условиях особое социальное звучание приобретают правовые средства, способствующие наиболее цивилизованному и результативному разрешению практически значимых задач общества, обеспечивающие надежность и устойчивость складывающихся рыночных отношений. Особую актуальность представляют юридические средства, повышающие ценность и роль права, его потенциал в урегулировании социальных связей, в наиболее полном удовлетворении интересов и потребностей субъектов. В связи с этим большое практическое и научное значение получает проблема правовых льгот. Значительный спектр их применения позволяет говорить о возросшей роли данного явления.  
              Актуализация в настоящее время правового стимулирования обусловила выдвижение на первый план льгот стимулирующего характера, придав им особый статус. Создавая режим благоприятствования для осуществления инициативной деятельности субъектов, повышая уровень их позитивной активности, льготы становятся весьма распространенным юридическим средством, призванным содействовать проводимым реформам, способствующим эффективности хозяйственных процессов и операций. Они широко используются в целях развития предпринимательства, благотворительности, инвестиционной деятельности, фермерства, отечественного производства. Льготы являются наиболее популярными юридическими мерами и в решении многих задач федеративного устройства, развития местного самоуправления.

     Проблема  правовых льгот имеет и нравственный, социальный, экономический аспекты. В обстановке политической нестабильности, кризисной экономики, социальной напряженности, конфронтации и непримиримости различных слоев общества резко возрастает роль льгот, способствующих правомерной и инициативной реализации определенных прав личности, создающих условия, делающие эти права реальными, служащих основанием надежности их использования. Данное юридическое средство позволяет наполнить реальным содержанием провозглашенные российским законодательством права человека и гражданина, соотнести их с той системой благ и с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе рыночного характера, являясь одним из инструментов механизма их реализации.

     Льготы  приобретают все большее значение и в вопросе повышения социальной защищенности личности, ставшим наиболее актуальным в обстановке быстрого имущественного расслоения общества, появления рынка труда, безработицы, резкого падения жизненного уровня основной массы россиян. Данное правовое средство способствует выравниванию фактического положения субъектов, неравных в силу социально - экономических причин, созданию приблизительно равных возможностей использования ими благ, предоставляемых обществом. Это определенный способ социальной поддержки, помощи отдельным слоям населения, средство адаптации к изменившимся условиям жизни. С их помощью воплощаются извечные правовые идеи добра, равенства и в конечном счете обеспечивается достижение справедливой упорядоченности общественных отношений, что особенно важно в условиях формирования рыночных механизмов.  
             Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.

     Среди направлений, значение которых за последние  годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления.  
       Принятие в 1993 г. Закона РФ «О Таможенном тарифе» усилило роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот.

     Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых  определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная  база таможенно-тарифной системы.  
В процессе осуществления финансовой деятельности субъектам внешней торговли и физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предоставлены определенные таможенные льготы. Такие преимущества являются разновидностью правовых льгот, а последние представляют собой юридические средства, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов.

     Одним из направлений, получившего широкое  распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения. Причина введения льгот - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств. В целом институт льгот - одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние налогоплательщиков и формирование бюджета. Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией.

     Целями данной работы являются: исследование освобождение от пошлины как таможенную льготу.

     Для достижения указанных целей определены следующие задачи:  
- раскрытие понятия, сущности и характерных особенностей таможенных льгот и преференций;  
- рассмотрение освобождение от пошлины как одну из ведущих тарифных льгот во внешнеэкономической деятельности РФ. 

     Нормативную базу исследования составили Конституция  Российской Федерации, федеральные  законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты министерства, уполномоченного в области таможенного дела и правовые акты Федеральной таможенной службы.  
           Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Тарифные льготы (понятие и виды)

 

      Тарифная  льгота - льгота, предоставляемая на взаимных условиях или в одностороннем  порядке в отношении товара, перемещаемого  через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара1.  Следует различать понятия "таможенная льгота" и "тарифная льгота". Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т. д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.     Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.   Статья 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. Формулируя его, законодатель исходит из того, что тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. В соответствии со ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, - конкретное проявление льготного налогообложения. 

      Тарифные  льготы в отношении  товаров устанавливаются Законом "О таможенном тарифе" и предоставляются они исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или распоряжения).

      Тарифные  льготы не могут носить индивидуального  характера, кроме случаев, предусмотренных в ст. 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот) Закона «О таможенном тарифе». Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

      Тарифная  льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по

сравнению с  аналогичной нормой внутреннего  законодательства.

      В Законе "О таможенном тарифе" закреплены основные виды тарифных льгот:

а) возврат ранее  уплаченной пошлины;

б) освобождение от уплаты пошлины;

в) снижение ставки пошлины;

г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. 

      Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ "О таможенном тарифе", не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. В соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса за предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым

этим банком кредитам.

      Решение об отсрочке или рассрочке  уплаты таможенной пошлины принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

      Еще одна форма таможенно-тарифной льготы - применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.

      Законодательством регулируется порядок  предоставления тарифных преференций. В статье 36 урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами. Под преференциями (от лат. praeferre - предпочитать) понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Информация о работе Освобождение от уплаты пошлин как тарифная льгота