Место и роль таможенных платежей в формировании доходной части Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ места и роли таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета РФ.

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:

- изучить понятие и структуру государственного бюджета;

- покатать роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета;

- рассмотреть направления совершенствования таможенных платежей в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СОСТАВ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 6

1.1. Состав и структура доходов федерального бюджета 6

1.2. Формирование доходной части федерального бюджета 8

2. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ 12

2.1. Таможенные платежи и их роль в экономической

и финансовой политике государства 12

2.2. Виды таможенных платежей 17

2.3. Таможенные платежи как важный источник формирования

доходов федерального бюджета РФ 21

3. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Работа содержит 1 файл

МЕСТО и роль таможенных платежей в формировании доходной чати федерального бюджета РФ.курс.Таможня.doc

— 707.50 Кб (Скачать)

● Во-вторых, уплата таможенных платежей и иных денежных средств (авансовых платежей, денежного залога) может осуществляться только на счет Федерального казначейства, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Таможенным кодексом (статьи 287 и 294) и только в валюте Российской Федерации. Ранее предусматривалась возможность уплаты таможенных и иных платежей юридическими лицами в кассу таможенного органа.

● В-третьих, изменились сроки уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В преддверии формирования Единого таможенного кодекса в рамках ЕврАзЭС – это решение является актуальным, так как сроки уплаты таможенных платежей, установленные таможенным законодательством Российской Федерации, отличались от сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в Республике Беларусь и Республики Казахстан. В соответствии с последними изменениями таможенные платежи (за исключением таможенных сборов за хранение и таможенное сопровождение) должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Исключение из общего правила составляют следующие случаи: уплата таможенных пошлин, налогов при предварительном декларировании (статья 130 Таможенного кодекса), при подаче периодической таможенной декларации (статья 136 Таможенного кодекса), при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150 Таможенного кодекса). Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов упорядочит механизм исчисления пени при обнаружении недоимки после выпуска товаров.

     В целях прекращения негативной судебной практики в части уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при  периодическом временном декларировании товаров, в статью 124 и статью 357.7 Таможенного кодекса внесены  изменения, предусматривающие необходимость уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при подаче в таможенной орган как неполной таможенной декларации (периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации), так и полной таможенной декларации.

● В-четвертых, плательщиками таможенных платежей могут являться только лица, ответственные за их уплату. Положение о том, что любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу, с 01.10.2009 утратило силу. Внесение изменений в понятие плательщика таможенных платежей приведет к единству таможенного и налогового законодательства в части трактовки понятия исполнения обязанности по уплате налогов или таможенных платежей: каждый налогоплательщик (плательщик таможенных платежей) должен исполнить обязанность по их уплате самостоятельно.

● В-пятых, внесены дополнения в части исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: в  новой статье 332.1 Таможенного кодекса  определены особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным; в пункте 3 статьи 319 Таможенного кодекса установлены случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые ранее были определены Налоговым.

     Изменения в порядке уплаты таможенных платежей и иных денежных средств, в свою очередь, привели к изменению администрирования  их возврата. Новой редакцией Таможенного  кодекса предусмотрено39:

- осуществление  возврата всех денежных средств только в безналичном порядке и только на счет плательщика в банке (даже если суммы денежного залога были внесены в кассу таможенного органа);

- изменение  (уточнение) сроков подачи заявления  о возврате (зачете) авансовых платежей, денежного залога;

- невозможность осуществления возврата (зачета) невостребованных в течение установленного срока авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов и необходимость учета этих сумм в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета;

внесение  дополнений в части определения  документов, необходимых для осуществления  таможенным органом возврата (зачета) излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов, денежного  залога;

- осуществление  возврата денежного залога исключительно в валюте Российской Федерации.

     В таможенном и налоговом законодательстве существует различный подход к трактовке  способов обеспечения исполнения обязанности  по уплате таможенных платежей и налогов (сборов). В частности, в соответствии со статьей 72 Налогового кодекса исполнение обязанности по уплате налогов, сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке, наложением ареста на имущество. С учетом последних изменений к способам обеспечения уплаты таможенных платежей отнесены: банковская гарантия, поручительство, залог товаров и иного имущества, денежный залог. Перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей стал закрытым.

     Однако  в Таможенный кодекс вводятся дополнительные статьи, которые определяют порядок приостановления операций по счетам в банке, арест имущества в соответствии с положениями Налогового кодекса. Но таможенным законодательством они рассматриваются не как способы обеспечения уплаты таможенных платежей, а как способы обеспечения принудительного взыскания таможенных платежей и пеней. Кроме того, в части обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей изменения коснулись случаев применения обеспечения (перечень стал открытым), порядка включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр, а также исключения их из реестра, установления обязанности для этих организаций.

     Неоднозначное толкование вызывают изменения, внесенные  в Таможенный кодекс в части взыскания таможенных платежей. К основным отличительным особенностям действовавшего ранее порядка взыскания можно отнести жесткую последовательность действий, направленных на осуществление взыскания таможенных платежей: направление практически во всех случаях требования об уплате таможенных платежей, при его неисполнении - осуществление таможенным органом принудительного взыскания таможенных платежей в следующем порядке: путем бесспорного взыскания, при отсутствии же денежных средств на счетах плательщика в банке – за счет иного имущества, либо за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

     Такая последовательность действий гарантировала  предварительный судебный контроль и защиту интересов плательщика  в административных процедурах.

     В новой редакции Таможенного кодекса  порядок администрирования взыскания  таможенных платежей изменяется. Новшества  сводятся к следующему40:

1. Таможенным кодексом определены случаи, в которых требование об 
уплате таможенных платежей не направляется (пункт 4 статьи 348). Это 
касается взыскания задолженности за счет денежных средств, находящихся 
на счете Федерального казначейства: денежного залога, внесенного как под 
обеспечение исполнения конкретного обязательства, так и высвободившегося 
после его исполнения; авансовых платежей; излишне уплаченных (излишне 
взысканных) таможенных пошлин, налогов; товаров, в отношении которых 
таможенные платежи не уплачены. Таможенный орган в этих случаях обязан 
только проинформировать плательщика о произведенном взыскании в 
течение установленного срока, однако содержание такой информации 
законом не устанавливается.

2. Обращение взыскания на суммы денежного залога, авансовых 
платежей, обеспечение уплаты таможенных платежей производится без 
принятия решения о бесспорном взыскании.

3. Изменение сроков направления требования об уплате таможенных 
платежей. В частности, при нарушении требований и условий таможенных 
процедур (таможенных режимов) требование об уплате таможенных 
платежей направляется в течение одного года после дня обнаружения (этим 
днем считается день составления протокола об административном 
правонарушении) либо дня истечения «срока действия таможенного режима 
или применения таможенной процедуры». Ранее, этот срок во всех случаях 
был общим и составлял 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или 
неполной уплаты таможенных платежей. Причины установления такого 
срока не понятны, возможно, это было попыткой законодателя увязать срок 
направления требования об уплате таможенных платежей со сроком, 
установленным статьей 361 Таможенного кодекса для проверки 
достоверности сведений после выпуска товаров (одного года со дня утраты 
товарами статуса, находящихся под таможенным контролем).

4. Возможность направления таможенными органами уточненного 
требования об уплате таможенных платежей, что сближает положения 
Налогового и Таможенного кодексов.

5. Применение обеспечительных мер при осуществлении 
принудительного взыскания таможенных платежей. Так, для обеспечения 
исполнения решения о бесспорном взыскании предусмотрено 
приостановление операций по счетам плательщика в банке, для взыскания 
таможенных пошлин, налогов за счет иного имущества плательщика – арест 
имущества.

     Рассмотрев  в общем виде изменения, касающиеся взимания таможенных платежей, можно  сделать вывод о том, что проводимое администрирование таможенных платежей направлено на:

- ужесточение  порядка уплаты, возврата, взыскания  таможенных платежей (прежде всего,  для плательщика);

обеспечение оперативности поступления денежных средств в федеральный бюджет (как за счет изменения порядка уплаты таможенных платежей, так и за счет изменения порядка взыскания таможенных платежей со стороны таможенных органов);

-   усиление   контроля   за   поступлением   таможенных   платежей   в федеральный бюджет.

      Таким образом, внесённые изменения в Таможенный кодекс РФ способствовали увеличению таможенных платежей в январе-августе 2010 года 

по сравнению  с предыдущим периодом, и перечислению их в бюджет РФ, что способствовало увеличению доходной части федерального бюджета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные  налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ.

     Пополнение  доходной части федерального бюджета  – одна из важнейших задач таможенных органов. Таможенные платежи — федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.

Таможенные  платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые  в установленном порядке таможенными  органами Российской Федерации.

     Фискальная  функция таможенных органов закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой  таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные  и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 50%, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн долл. США.

     Мировой финансово-экономический кризис вызвал резкое падение 
мировых цен на основные товары российского экспорта, что обостряет проблему сбалансированности внешнеторгового сальдо, прежде всего в торговле со странами Запада, сужает налогооблагаемую базу для сбора таможенных платежей. Это создает реальную угрозу сокращения валютных резервов и в конечном итоге отражается на сбалансированности федерального бюджета уже в 2009г. Это может вынудить Россию обратиться к внешним заимствованиям с вытекающими негативными последствиями.

     Затормозить падение таможенных сборов может  только общее восстановление мировой  экономики, в том числе восстановление рынков сырья. Таким образом, увеличение перечислений в бюджет за счет сборов за пересечение товаров таможенной границы РФ следует ждать после увеличения промышленного производства и снижения уровня безработицы в странах–экспортерах, а также улучшения экономического положения в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Конституция  РФ принята 12.12.1993 (поправки от 30.12.2008)//Российская газета, № 7, 21.01.2009.

2. Таможенный  кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред.  от 28.11.2009)//Российская газета - 02.12.2009.

3. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (с изм. от 19 мая 2010 года № 86-ФЗ)//Российская газета, № 109, 21.05.2010

4. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010)// Российская газета - 02.08.2010.

Информация о работе Место и роль таможенных платежей в формировании доходной части Федерального бюджета