Лекции по "Таможенное дело"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Таможенное дело – совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о гос. регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу

Работа содержит 1 файл

Kекци по курсу Таможенное дело.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

     Перечень  документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определен непосредственно статьями ТК ТС. Исключена возможность национального нормотворчества в данном вопросе.

       Изменилась норма, касающаяся  срока подачи таможенной декларации  на ввозимые товары. В ТК России  таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При этом предусмотрена возможность продления данного срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (4 месяца). В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который также как и в ТК России не может  превышать 4 месяцев. То есть декларанту не придется лишний раз обращаться за разрешением в таможенный орган.

     Срок  выпуска товаров сократился на 1 рабочий день. В ТК РФ срок выпуска  не позднее 3 рабочих дней со дня  принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров. В ТК ТС срок выпуска – 1 рабочий день со дня, следующего за днем  регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление данного срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней.

     Основаниями для выпуска также как и  в ТК России являются:

     - представление в таможенный орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других видов государственного контроля, если их проведение и представление таможенным органам подтверждающих документов предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза;  

      - соблюдение условий заявленной  таможенной процедуры, предусмотренных  ТК ТС;  

      -  уплата таможенных пошлин, налогов  либо предоставление обеспечения  их уплаты.

     Новеллой  ТК ТС является отказ в выпуске  товаров. Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, и основания для выпуска товаров определены непосредственно в ТК ТС, то таможенный орган отказывает в выпуске данных товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа в выпуске товаров, если основания для выпуска по итогам проверки таможенной декларации и представленных документов не соблюдаются. Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, либо устранив причины, по которым было отказано в  выпуске товаров, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.

     Лица, осуществляющие деятельность в сфере  таможенного дела

     В ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного  дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь такими лицами являются: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.  Новеллой является институт уполномоченного экономического оператора, который в России заменит собой лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со статей 68 ТК РФ. В ТК ТС предусмотрены переходные положения, позволяющие всем лицам, осуществляющим  в настоящее время деятельность в области таможенного дела продолжать работать до 1 января 2011 года. В это период они должны будут включиться в реестры на новых условиях либо по истечении данного периода прекратить свою деятельность.

     Стимулирование  инноваций 

     Отдельные нормы в ТК ТС направлены на упрощение  порядка совершения таможенных операций в целях стимулирования инновационной  активности предприятий.

     В ТК ТС предусмотрено существенное сокращение по сравнению с общим двухдневным сроком, сроков выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины – до 4 четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.  

       Сокращено количество документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины с 14 видов документов до 7 видов документов:

     1) документы, подтверждающие полномочия  лица, подающего таможенную декларацию;

     2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

     3) транспортные (перевозочные) документы;  

      4) документы, подтверждающие соблюдение  запретов и ограничений;  

      5) документы, на основании которых  был заявлен классификационный  код товара по Товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности;  

      6) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;  

      7) документ, подтверждающий соблюдение  требований в области валютного  контроля, в соответствии с валютным  законодательством государств-членов  таможенного союза. 

     Особо следует отметить, что документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, не включены в перечень документов, необходимых при подаче декларации на вывозимые товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами.

     Так как перечень документов, необходимых  для таможенного декларирования определен непосредственно в ТК ТС, таможенным органам фактически запрещено требовать дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

     Перемещение товаров для личного пользования  

       Основные принципы организации  совершения таможенных процедур  в отношении товаров для личного  пользования, перемещаемых физическими  лицами, заложенные в ТК ТС, практически  не отличаются от принципов,  применяемых в действующем в настоящее время таможенном законодательстве.

     В настоящее время экспертами таможенных служб и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан ведется работа по подготовке межправительственных соглашений и решений Комиссии таможенного союза, призванных, в том числе, урегулировать проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля физических лиц, перемещающих товары для личного пользования.

     О системе таможенного законодательства

Таможенное  законодательство таможенного союза  состоит из:

     1) Таможенного кодекса таможенного  союза;  

      2) международных договоров, принятых  на основании ТК ТС,  

      3) решений Комиссии таможенного  союза.  

       Если какие-то из международных  договоров, либо решений КТС еще не вступят в силу одновременно с ТК ТС, то пока в Российской Федерации будут применяться нормы национального законодательства, регулирующие в настоящее время соответствующие правоотношения. Это предусмотрено в переходных положениях ТК ТС.

     Для получения всей картины изменения  таможенного законодательства с 1 июля  2010 года, участникам ВЭД следует  ознакомиться с ТК ТС, а также  с данным федеральным законом, международными договорами и решениями КТС, которые  разработаны в целях реализации ТК ТС. 

     Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

     Федеральное министерство, уполномоченное в области  таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции  по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

       Федеральная служба, уполномоченная  в области таможенного дела, обеспечивает  непосредственную реализацию в  таможенных целях задач в области  таможенного дела.

     Федеральное министерство, уполномоченное в области  таможенного дела, и федеральная  служба, уполномоченная в области  таможенного дела, в пределах своей  компетенции обеспечивают единообразное  применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

     Полномочия  Правительства Российской Федерации  по общему руководству таможенным делом  установлены статьей 14 Федерального конституционного закона О Правительстве  Российской Федерации .

       Единообразное применение таможенного законодательства может обеспечиваться посредством:

      - нормативного регулирования (четкие, подробные правила деятельности  таможенных органов и лиц, 

       осуществляющих перемещение товаров  через таможенную границу, исключающие  их двойное толкование ); - единообразного толкования законодательства;

      - правоприменения на основе единых  регламентов и стандартов для  должностных лиц таможенных органов. 

     Безусловно, в нормотворчестве на любом уровне (закон или подзаконные акты) необходимо стремиться к тому, чтобы правила устанавливались четкие, понятные для тех лиц, которые должны их соблюдать. Однако вряд ли можно найти хотя бы одну отрасль российского законодательства, где правовыми предписаниями в полной мере урегулированы все варианты общественных отношений. Помимо обычного человеческого фактора (профессионализм при формировании норм, способность оценить все аспекты регулируемых правоотношений, спрогнозировать действие устанавливаемых норм и т.д.) для нашей страны с нестабильными, динамично развивающимися экономическими отношениями, бурным развитием законодательства во всех сферах без взаимного увязывания норм в различных отраслях (подотраслях) законодательства, о достаточном уровне четкости правовых предписаний говорить пока не приходится. Проблемы существуют и в конкуренции норм, содержащихся в различных законах и иных правовых актах, по сходным правоотношениям, и в наличии правовых пробелов. Безусловно, эти проблемы необходимо решать, однако процесс их разрешения представляется очень долгим (не менее десятка лет), а в силу многообразия процессов, происходящих в обществе, правовые пробелы неизбежны и в будущем.  

       В этих условиях подходы к  толкованию законодательства выходят  на первый план. При рассмотрении  споров в судах (арбитражных  судах) суды применяют методы аналогии закона и аналогии права (п.З статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

     Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает использование обычаев делового оборота, методов аналогии закона и аналогии права, а также требований добросовестности, разумности и справедливости (статьи 5 и 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).

     Существует  одиозный, беспрецедентный принцип толкования законодательства о налогах и сборах, содержащийся в п.7 статьи 3 первой части Налогового кодекса Российской Федерации ( все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) ).  

       Справедливости ради следует  отметить, что белых пятен в  таможенном законодательстве остается  все меньше. Непросто, очень медленно, но все-таки формируется определенная  судебная практика в спорах, связанных  с применением таможенного законодательства.

     Единообразие  применения таможенного законодательства всеми таможенными органами - это  не только создание равных условий  для всех лиц, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность. Это минимизация субъективного  фактора в решениях и действиях, принимаемых (совершаемых) таможенными органами и их должностными лицами.

     Еще один путь, создающий предпосылки  для обеспечения единообразия применения таможенного законодательства, - это  описание порядка исполнения государственных  функций в виде административных регламентов, в которых в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.05 30, должны содержаться последовательность действий должностных лиц государственных органов и нормативные сроки их осуществления. 

     Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

     Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела и обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, а также единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Информация о работе Лекции по "Таможенное дело"