Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является одним из основных видов юрисдикционных производств, входящих в компетенцию таможенных органов. Данные функции также закреплены в ст. 5.3.16 Положения о Федеральной таможенной службе, в которой отмечено, что ФТС России осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях.
В Таможенном Кодексе РФ 1993 года лицам, участвующим в производстве по делам о нарушении таможенных правил была посвящена 41 глава. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством порядок производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела регулируется нормами, которые содержатся в КоАП РФ и которые устанавливают общие условия производства, порядок применения мер обеспечения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Иванова Е.Е. 131 гр.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     Указанные лица впредь до вынесения судьей, органом, должностным лицом постановления  по делу относятся к подозреваемым  в совершении административного  проступка. КоАП отличает права и  обязанности лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении, от прав, обязанностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания [9].

     Дело  об административном правонарушении рассматривается  с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено  лишь в случаях, предусмотренных ст.28.6 п.3 КоАП РФ.

     Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие  при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

     При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или  административное выдворение за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

   Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо [8].

     Защиту прав и  законных интересов физического  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители (ст. 25.3 п.1 КоАП РФ).

     Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (ст. 25.3 п.3 КоАП РФ). Опека назначается при признании гражданина судом недееспособным, попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.

     При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом  в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ст. 25.3 п.5 КоАП РФ). 

      Защиту прав и  законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (ст. 25.4 п.1 КоАП РФ).

     Законными представителями  юридического лица в соответствии с  настоящим Кодексом являются его  руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом  или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ст. 25.4 п.2 КоАП РФ).

     Дело  об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (в ред. Федерального закона от 29.04.2006 N 57-ФЗ).

    Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ст. 25.5 п.1,2 КоАП РФ).

    Согласно  п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

    Согласно  п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных  федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается Минюстом России. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

     Согласно ч. 1 ст. 25.12 КоАП к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя  не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. Применительно к процессуальной деятельности защитника в данном случае имеется в виду не адвокат, а иное лицо, участвующее в производстве по делу в качестве защитника.

      В качестве специалиста для участия  в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

     Согласно  ст. 58 УПК под специалистом понимается лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

     В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

     Согласно  ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) КоАП относится к федеральным законам, составляющим правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности. В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу; заключение эксперта представляет собой письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

     Участие переводчика  в производстве по делу об административных правонарушениях обусловлено правами  лиц, участвующих в производстве по данному делу, указанных в ст. 25.1 - 25.9 КоАП.

     Согласно п. 2 ст. 24.2 КоАП, лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном этими лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

     В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

     В соответствии со ст. 59 УПК под переводчиком понимается лицо, свободно владеющее  языком, знание которого необходимо для перевода, а также лицо, владеющее навыками сурдоперевода.

     В качестве свидетеля  по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

     Под обстоятельствами дела, подлежащими  установлению, подразумеваются известные  свидетелю любые фактические  данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают  наличие или отсутствие административного правонарушения.

     В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому, по мнению судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, известны указанные данные. Потерпевший, понятой, вызванные для опроса в качестве свидетеля, обязаны явиться в указанное в повестке время. 

     В случаях, определенных федеральным  законом, дача показаний является правом, но не обязанностью свидетелей: согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести  и о религиозных объединениях" священнослужитель не обязан давать показания, известные ему по исповедальным обстоятельствам. Свидетель не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

     Согласно  п. 2 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

      В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух (ст.25.7 п.1 КоАП). В качестве понятого может быть привлечено только физическое лицо. Присутствие понятых предусмотрено при применении к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения, мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

     Присутствие понятых  обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

     Об участии понятых  в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе (ст.25.7 п.3 КоАП).

    Важное  место в производстве по делу о  нарушении таможенных правил отводится прокурору. Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора.

    Организация и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 17.07.2009) "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

    Таким образом, в производстве по делу о  нарушении таможенных правил участвуют лица, наделенные правами и несущие обязанности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и законодательством Российской Федерации. 

Глава 3. Судебная практика производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела 

    Судебная  практика - деятельность судов по применению законов при разрешении конкретных дел. Административная ответственность за таможенные правонарушения всегда отличалась спецификой, которая позволяла рассматривать ее как особое правовое явление. Кодификация норм административного права, рассеянных по многочисленным актам, в КоАП РФ - это шаг вперед в сфере юридической техники. Со вступлением в силу Кодекса был унифицирован порядок производства по таким делам, введен единый порядок обжалования постановлений, изменены сами составы правонарушений, в том числе в сфере таможенного дела, но, несмотря на это имеются проблемы в законодательстве, регулирующем производство. В этих условиях анализ складывающейся правоприменительной практики заслуживает самого пристального внимания.

Информация о работе Административное право