Шпаргалка по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 50 вопросов по культурологии.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 92.96 Кб (Скачать)

Проблема  смысла жизни возникает из осознания  чел. своей смертности. На фоне смерти ценность жизни и ответственность  за нее осознается еще более отчетливо. Все многообразие ответов на вопр. о смысле жизни можно объединить в 2 группы: религиозные и светские версии. Религия и религ. философы связывают смысл индивидуального бытия с богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем мире. Религ. смысл жизни заключается в служении богу, выполнении религ. заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Светская философия отрицает идею бога, отказывается от поиска смысла в потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь надличностным, внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в самой жизни. С другой стороны чел. сам хозяин своей судьбы, его созн-е и воля позволяют обрести творческую основу без обращ-я к надличностным и потусторонним силам.

25. Понятие сознания. Основные традиции исследования сознания в классической и постклассической философии.

Cознание -- это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.

В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания. Истоки исторически первого субстанционального подхода к анализу сознания, трактующего его как внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель).

Натуралистически-функциональный подход - согласно этому подходу, сознание - это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается  в состоянии познавать окружающий мир и самого себя.

Социокультурный подход к определению сознания представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии, выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и над индивидуальное сознание.

Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), не признававшей субстанциональности сознания. В  рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи общественного сознания со сферой практически--предметной деятельности людей.

Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций. Первая из них в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики понятия “субъект--объект” и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку. 

Психоаналитическая  традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)  поставила перед философией проблему бессознательного, т.е. проблему существования скрытых факторов сознания, не представленных в нем самом. Наряду с признанием  персонального бессознательного, она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека.

0000033. Природные и социокультурные факторы становления сознания.

Сознание -высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном.

29. Структура и функции сознания. Сознание и бессознательное. Феномен самосознания.

Структура сознания. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Чувства, эмоции суть компоненты сознания.

К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная.  Сознание человека  позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

Сознание  и бессознательное. Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании. Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.

30. Понятие познания. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Субъект и объект познания.

Познание есть процесс активной деятельности субъекта по исследованию, уточнению и применению знаний. Важнейшим условием ориентации человека в мире явл. адекватное (правильное) познание действительности. Два вида ф-фов: признающих познаваемость мира (оптимисты), и тех,кто отриц. познаваемость (агностицизм). В кач-ве агностиков ранее традиционно называли Канта и Юма. Также есть скептики (да,но…чел.свойственно сомневаться). Познание невозможно без субъекта. В роли субъекта выступает прежде всего чел. с его потребностями, способностями, интересами. Субъектом познания выступ. и соц.группа, а также общество в целом как носитель опред. знаний и соц. отнош. Объект познания есть фрагмент бытия, выделенный субъектом. Выделение объекта познания, подвергающегося исследованию, уже есть проявление познавательной активности. В известном смысле не только субъект не существует без объекта, но и объект —без субъекта. Непосредственная цель познания есть знание. Знание есть продукт обществ., матер. и дух. деятельности людей, идеальное отраж. свойств и связей объектов материальн. действ-ти. Знание — это и предпосылка познания.

31. Структура познавательного процесса. Чувственный и рациональный компоненты познания.

Выделяется  две ступени познания: чувственная  и рациональная. В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) и рационализм (абсол-ция логической ступени познания).

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных  свойств предмета или явления. Восприятие - дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств. Представление - выражает образ предмета, запечатленный в памяти.

Формы рационального  познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышления, в которой  предметы отображаются в их общих  существенных признаках. Суждение - форма  мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов. Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.

Чувственное и логическое познания взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком  мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.

 

32. Понятие истины. Основные концепции истины. Абсолютная и относительная истины, конкретность истины, заблуждение и ложь.

Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная  истина - такое содержание наших  знаний - кот. не зависит от человека. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею.

Относительная истина - такое знание, которое при  всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной  истине содержится момент истины абсолютной.

Конкретность  истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или  иного явления, зависимость истины от определенных условий места и  времени и т. д. Так, истинность или  ложность тех или иных предложений  не смогут быть установлены, если не оговорены  условия, с учетом которых они  сформулированы. Поэтому нет абстрактной  истины, истина всегда конкретна.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее  реальности, но принимаемое за истинное.

Ложь - это  искажение действительного состояния  дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

 

33. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Специфика научного познания.

Наука - система  исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука  как специфический тип духовного  производства, как соц. институт возникает  в Новое время (XV - XVII вв.).

Развитие  капитализма влияет на возникновение  науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает  обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах  объявляется богоугодным делом.

Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает  сам процесс познания - логика,  Ф. и т.д. Цель научного познания - объективная  истина. Основные особенности научного познания: 1)обнаружение объективных  законов действительности. 2)наука  ориентирована на воплощение в практике. 3)результат научного познания - целостная  развивающаяся система понятий, теорий и т.д. 4)особый язык науки - категориальный аппарат. 5)наука работает с идеальными объектами. 6)занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания. 7)наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию.

Отличие науки  от обыденного познания: 1)форма организации  научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д. 2)наука  ориентируется на познание сущности

Отличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма.

34. Историческое развитие научного знания: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Этапы развития науки:(науке предшествует протонаука, доклассический этап). Зарождаются элементы науки. 1)классическая наука ( XVII - XIX вв.). господство объектного стиля мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения 2)неоклассическая наука (1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности 3)постнеклассическая наука (2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия

35. Уровни и формы научного знания. Эмпирические, теоретические и общелогические методы научного познания.

Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического которым соответствуют эмпирическое и теоретическое исследования. Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

Важнейшие методы научного познания:

1)Метод восхождения  от абстрактного к конкретному - процесс научного познания связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.

2)Метод моделирования  и принцип системности. Состоит  в том, что объект недоступный  непосредственному исследованию  заменяется его моделью. Модель  обладает схожестью с объектом  в свойствах, интересующих исследователя.

3)Эксперимент  и наблюдение. В ходе эксперимента  наблюдатель искусственно изолирует  ряд характеристик исследуемой  системы и изучает их зависимость  от других параметров.

В процессе своего становления научное знание проходит разные этапы, которым соответствуют определенные формы развития знания: проблема (задача), гипотеза, факт, теория.

Импульсом к  развитию научного знания является объективно возникающие в ходе его развития проблемы или целостный комплекс вопросов. Главным источником появления проблем и задач в науке являются противоречия между теорией и фактами.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии