Шпаргалка по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 50 вопросов по культурологии.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 92.96 Кб (Скачать)

Диалектико-материалист.понятие материи. Материя есть фил. категория для обозначения объективной реальности, кот. дана челу в ощущениях, кот.копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

18. Системно-структурная организация, движение и развитие как атрибуты материи.

В мире все  находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Движение  материи - не только механическое перемещение  тел в пространстве, но и любые  взаимодействия, а также изменения  состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные  типы движения: 1) это движение, когда  сохраняется качество предмета; 2) тип  движения, связанный с переходом  от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. Представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные  с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

000025. Основные концепции пространства и времени.

Понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя. Демокрит: вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я; прост-во Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении.

Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверх-природное, совершенное.

Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного прост-ва. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число движений и течет равномерно.

Ньютон: у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой, оно неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время - чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст. к будущему и поэтому одномерно. Прост-во и время не от чего не зависят. Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др.

Гегель: считал, что только в движении прост-во и время действительны, они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей. Диалектика прост-ва, времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств, духа.

Кант: считал прост-во и время в качестве чистых форм созерцания, благодаря к-ым чел воспринимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие опред. геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено созн-е чела.

19. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Концепция глобального эволюционизма.

Диалектика - философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. (Диалектический метод—попытка отразить вещи и явления всесторонне во взаимосвязи).

Основные  историч. формы диалектики: 1)античная диалектика, во многом стихийная, так как не хватало строгих понятий; 2)идеалистическая диалектика 3)материалистическая диалект.

Различают Объективную (о развитии современ. мира, природных и соц.явлений и процессов) и Субъективную (диалек. развития понятий идей, теорий отражающ. объективный мир(логика)) диалектики. Диалектика исходит из того,что каждач вещь явления, включает в себя нечто одно и в то же время и другое.

Принципы развития и взаимосвязи составляют фундамент философской теории диалектики. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений (т.е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики.

К основным законам диалектики относят: 1)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т.е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явлений в новое качественное состояние. 2)Закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. 3)Закон отрицания отрицаний, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств.

Основными категориями диалектики являются: 1)сущность и явление; 2)содержание и форма; 3) необходимость и случайность; 4)причина и следствие; 5)возможность и действительность. Основными они являются потому, что отражают наиболее существенные связи и отношения объективной реальности и познания. Данные категории являются пределом обобщения понятий человеческого мышления.

 

20. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Понятия биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в развитии общества. Понятие коэволюции.

 

Понятие «природа»  — одно из наиболее широких понятий. Понятием «природа» охватывается все  сущее вся вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа —  это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие  употребляется в несколько более  ограниченном смысле, обозначая все  совокупность естественных условий  существования человека и человечества. Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть солнечной системы.

Характер  взаимодействия человека с естественной средой обитания во многом определяется уровнем развития производства. Важнейшим  результатом этого производства является создание искусственной среды обитания. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующее в природе. Но и живые организмы: растения, животные, выведенные или благодаря искусственному отбору, или методами генной инженерии.

Если  сначала природа воспринималась как господин, в новое время  как слуга, то теперь она должна стать  партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно сохранить свою среду обитания

В биосферу входит атмосфера, гидросфера. Именно она создала условия для возникновения человека. Прир. среда - естественное условие жизни общества. Общество явл. частью более обширного целого - природы. Чел. живет на земле в пределах тонкой ее оболочки – географ. среды. Она есть зона обитания чел. и сфера прилож. его сил. Географ. среда - это та часть пр., которая составл. необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ. производства. Вне её наша жизнь невозможна.

Однако среда  жизни общества не ограничивается лишь географ. средой. Качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого - биосфера. В р-те длит. эволюции биосф сложилась как динамическая, равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого + человек. Причем влияние чел. сильно меняет биосферу.

С развитием  человечества осуществляется переход  к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера - это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят. человека. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф. над ней. В этой ситуации чел. должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф., деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств. и соц. процессов.

Если сначала  природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером  ч-ка. Для ч-ка жизненно важно сохранить свою среду обитания.

Коэволюция - параллельная, взаимосвязанная эволюция биосферы и человеческого общества.

22. Человек как философская проблема. Основные стратегии осмысления природы человека в философии (натуралистическая, рационалистическая, философско-религиозная, социологизаторская, марксистская, экзистенциально-персоналистская, психоаналитическая, синтетическая).

Человек –  это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных  систем – биологической и социальной. В центре философского учения о человеке стоит проблема сущности человека. Философы видели отличие человека от животного и объясняли его  сущность, пользуясь различными специфическими качествами человека. В данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а обращаясь  к признакам, отличающим его от ближайшего вида, со стороны. Однако со стороны  методологии такой прием оказывается  не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.

Появились новые  трактовки сущности человека.

1) В рационалистической  линии(Декарт, Гегель)—сущностью явл. разум. 2) В Ф. жизни сущность человека трактуется как истинное, бессознательное начало. В психоаналитической Ф. Фрейда сущность человека – это сексуальное стремление с жаждой наслаждений и удовольствий. 3) У Ницше человек – это урод природы, то есть нечто несовершенное. У человека есть стремление преодолеть природную недоразвитость, это происходит в соц. среде. 4) В 19в. возникла новая трактовка сущности человека: человек – это искусное существо, способное к активному преобразованию природной среды. 5) В экзистенциализме первичным у человека явл. существование, кот. задаётся до рождения и предшествует сущности. 6) Маркс считал, что сущность человека есть совокупность общественных отношений. Человек реализует свою сущность через практическую(трудовую) деятельность. Соц. связи не есть нечто неизменное, они меняются с практической деятельностью

23. Основные концепции антропогенеза (креационистская, эволюционная, игровая, трудовая и др.).

Антропогенез – происхождение человека. Можно выделить несколько концепций антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, психосоматическая, семиотическая и др. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сreatio – творение, создание) модель происхождения мира и человека. Согласно этой модели, человек является результатом божественного творения, его образ и подобие» и наиболее совершенное и уникальное создание Бога на земле. Человек не может быть, с точки зрения креационистов не может быть обусловлен природными факторами, они с необходимостью связаны с творением Божественного начала.

В становлении эволюционной концепции антропогенеза заметное значение оказала работа Дарвина, Энгельса. Считается, что примерно 5-8 млн. лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Они обладали рядом признаков: прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга, которые в последующем получили развитие, обеспечив биологические основы антропогенеза. Сущностной характеристикой человека и определяющим фактором антропогенеза становится труд, закрепляя и развивая прямохождение, руку и мозг (мышление).

Игровая модель, в рамках которой игра рассматривается (основа происхождения религии, искусства, права, философии и т.п.) как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных «надо», гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды.

24. Биологические, социальные и экзистенциальные (проблемы смысла жизни, смерти, бессмертия) аспекты человеческой жизни.

Признавалось, что человечество бессмертно, хотя индивид смертен. В наст. вр. все вызывает споры. Вопр. о жизни и смерти дискутируется не только в плане права на жизнь(высшего права, высшей ценности).Стал обсуждаться и вопр. о праве самого чел. решать, стоит ли ему жить дальше Ранее этот вопр.по сути решался в духе христианской религии, т.е.в духе безоговорочного осуждения самоубийства. Сейчас все это оценивается неоднозначно. Проблема жизни и смерти тесно связана с традиционным вопр. о смысле жизни. Большинство ф-фов согласны, что нравственный аспект смысла жизни состоит в разв. способностей чел., совершенствовании соц. сущ-ти и дух. оснований жизни. Сложнее со смыслом жизни для человечества. Ранее  здесь господствовал безоглядный оптимизм. На смену ему приходят требования реализма. Остро стоит проблема выживания человечества.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии