Эллинистическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:13, реферат

Описание работы

Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в различных сферах жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения культуры этой эпохи.

Содержание

Введение 3 стр.

1. Культура Греции конца 4 – 1 вв. до н.э. 5 стр.

2. Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма 10 стр.

3. Культура эллинистического Египта 14 стр.

4. Заключение 19 стр.

5. Литература 21стр

Работа содержит 1 файл

контрольная культурология эллинистическая культура.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

     Однако  славу Александрийской библиотеке принесло не столько количество собранных  свитков, и даже не то, что вскоре после создания она стала собранием  работ философов и ученых со всего  мира, в том числе Архимеда, Герона, Евклида и Гиппократа. Самой легендарной  страницей истории библиотеки стала  ее гибель.

     Среди специалистов нет единого мнения о гибели библиотеки, и ученые по-прежнему спорят, как и когда она исчезла.

     Какой бы ни была причина исчезновения библиотеки, ее гибель, в первую очередь, означала потерю огромной сокровищницы знаний. Навсегда исчезли сотни тысяч  работ греческих драматургов, а  также труды по греческой историографии за 500 лет, кроме некоторых работ Геродота, Фукидида и Ксенофонта.

     Александрия была самым богатым городом своего времени, поэтому в ней возводилось много замечательных сооружений, к которым принадлежит Александрийский маяк на скалистом острове Форос близ дельты Нила.

     Основным  строительным материалом для маяка послужили известняк, мрамор и гранит. Маяк состоял из трех башен, поставленных одна на другую. Высота маяка по одним данным была 120 метров, по другим — 130 — 140 метров

     Основание нижней башни было квадратное, с  длиной стороны 30,5 метров. Нижняя башня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь круглая, с куполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона. На верхушке башни в объемной бронзовой чаше постоянно тлел древесный уголь, при помощи сложной системы зеркал отблеск углей отражался на 100 миль, указывая местонахождение гавани.

     Кроме своей основной функции маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Здесь же имелись флюгер, часы и  астрономические приборы.

     Маяк, воздвигнутый на острове Форос, простоял около 1500 лет. Маяк дважды страдал от землетрясений, его восстанавливали, но все равно крепкие морские ветры окончательно разрушили старые стены. Позже на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. Название острова превратилось в символ; слово «Форос» стало означать «маяк», от него образовалось и современное слово «фара».

     В эпоху эллинизма на острове Родос  была создана колоссальная статуя бога Солнца — Гелиоса (Колосс Родосский). Этот монумент свидетельствует о  том, с какой силой нарастала  в то время гипертрофия пластических форм. Такого увлечения большими размерами  изваяний не знала в прошлом даже тирания архаической Греции, его  не превзойдет гигантомания таких римских  императоров, как Нерон.

     В эллинистических государствах связи  между человеком и государством ослабевали, вместо греческого понятия "гражданин" появилось понятие  "подданный". На роль утешительницы и руководительницы в жизни стала претендовать философия, которая занялась преимущественно этическими проблемами, отыскивая путь к душевному спокойствию и счастью человека.

     Большой интерес в культуре эллинистического Египта представляет такое явление, как фаюмский портрет, получивший название по месту обнаружения первых его  экземпляров в селении близ Фаюма (Средний Египет). Он совместил в  себе египетские и европейские традиции.

     В Египте после походов Антиоха IV вновь  начались народные движения и одновременно острая династическая борьба, перешедшая в настоящую внутреннюю войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески содействовали внешнеполитическому  ослаблению Египта. В 96 году к Риму была присоединена Киренаика, в 58 — Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь гражданская война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 г. до н. э. было завоёвано это последнее эллинистическое государство. Эллинистический мир как политическая система был поглощён Римской империей, но элементы социально-экономической структуры и культурные традиции, сложившиеся в эллинистическую эпоху, оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие Восточного Средиземноморья и в значительной мере определили его специфику.

 

      4. Заключение 

     Эллинизм  как историческое явление представляет собой сочетание греческих и  восточных элементов в экономике, социальных отношениях, государственности  и культуре. В разных частях эллинистического мира это сочетание выражалось в  разных формах: основание новых городов  полисного типа, дарование полисных привилегий городам восточного типа, внедрение греческих приемов хозяйственной жизни в традиционную экономику, рациональных методов контроля и управления при сохранении старой структуры, как в Египте. Различен был и объем восточных и греческих элементов в разных странах, от преобладания восточных традиций в государстве Птолемеев до господства эллинских форм в Балканской Греции, Македонии или Великой Греции.

     Синтез  разнородных начал в каждом эллинистическом  государстве породил дополнительные импульсы для роста экономики, создания более сложной социальной структуры, государственности и культуры. Новым  фактором развития стало появление  системы эллинистических государств, включавшей обширные территории от Сицилии  на западе до Индии на Востоке, от Средней  Азии на севере до первых порогов Нила на юге. Многочисленные войны разных эллинистических государств, сложная  дипломатическая игра, активизация  международной торговли и широкий  обмен культурными достижениями в рамках этой обширной системы государств создавали дополнительные возможности  для развития эллинистических обществ.

     Строятся  новые города, осваиваются ранее  пустующие территории, появляются новые  ремесленные мастерские, прокладываются новые торговые пути, как по суше, так и по морю. В целом можно сказать, что внедрение греческих форм экономики и социальной структуры усилило рабовладельческие основы ближневосточной экономики в III—I вв. до н. э.

     Однако  двойственная природа эллинистических  обществ, оплодотворяя и стимулируя процесс исторического существования  в III в. до н. э., во II в. до н. э. стала проявлять  и свою непрочность. Слияние греческих  и восточных начал оказалось  неполным, их сосуществование стало  порождать напряженность, которая  выливалась в разные формы этнических и социальных столкновений, неповиновение  центральной власти. Эллинистическая  государственность не справляется с общими задачами поддержания порядка и стабильности внутри страны, охраны ее внешней безопасности. Династические распри в правящих царских домах, многочисленные внешние войны истощают силы и средства эллинистических государств, высасывают соки из их подданных, еще более накаляют внутреннюю напряженность. К середине II в. до н. э. эллинистические государства внутренне дряхлеют и начинают распадаться на составные части (государство Селевкидов, Греко-Бактрийское царство). Этим процессом внутреннего ослабления и политического беспорядка умело пользуются две великие державы того времени — Рим на западе и Парфия на востоке. Во II — первой половине I в. до н. э. одно за другим эллинистические государства Средиземноморья до Евфрата захватываются Римом. Парфия прибирает к рукам восточноэллинистические государства Средней Азии, Ирана, Месопотамии, и ее западная граница выходит к Евфрату. Оккупация Римом Египта в 30 г. до н. э. означала конец эллинистического мира, эллинистического этапа исторического развития Древней Греции.

     Если  включение эллинистических стран  Средиземноморья до Евфрата в  состав Римского государства усилило  рабовладельческий характер производства и общества в этих частях, то в  странах восточного эллинизма, завоеванных  Парфией, зарождаются элементы новых  общественных отношений, отношений  восточного варианта феодального строя.

     Многие  достижения эллинистической науки  и культуры были унаследованы Византийской империей и арабами, вошли в золотой  фонд общечеловеческой культуры.

 

      5. Литература 

1. Виппер  В.Р. Искусство древней Греции. – М., 1972.

2. Ионина  Н.А. Сто чудес света. – М.,1999.

3. Лосев  А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. – М., 1980.

4. Лосев  А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. – М., 1979.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайтов:

http://dic.academic.ru

http://www.prosvetlenie.org

http://www.landart.ru

http://www.booksite.ru

Информация о работе Эллинистическая культура