Эллинистическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:13, реферат

Описание работы

Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в различных сферах жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения культуры этой эпохи.

Содержание

Введение 3 стр.

1. Культура Греции конца 4 – 1 вв. до н.э. 5 стр.

2. Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма 10 стр.

3. Культура эллинистического Египта 14 стр.

4. Заключение 19 стр.

5. Литература 21стр

Работа содержит 1 файл

контрольная культурология эллинистическая культура.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение            3 стр.

1. Культура  Греции конца 4 – 1 вв. до н.э.      5 стр.

2. Культура  Малой и Средней Азии периода  эллинизма    10 стр.

3. Культура  эллинистического Египта       14 стр.

4. Заключение           19 стр.

5. Литература           21стр.

 

      Введение 

     Этап  в истории стран Восточного Средиземноморья  со времени походов Александра Македонского (334—323 до н. э.) до завоевания этих стран  Римом, завершившегося в 30г. до н. э. подчинением  Египта, называется эллинизмом. Термин "эллинизм" введён в историографию в 30-х гг. 19 века немецким историком И.Г. Дрейзеном и трактуется как конкретно-исторический этап, характеризующийся взаимодействием греческих и местных элементов в социально-экономических отношениях, политической организации и культурном развитии в конце 4—1 вв. до н. э.

     История эллинизма мало привлекала историков, и до середины XIX в. она совершенно не была разработана. После великих достижений культуры Афинской рабовладельческой демократии V века вся последующая история Греции представлялась бледной, малосодержательной, не стоящей внимания. От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейти к республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель, поразивший воображение не только современников, но и последующие поколения, занимал в истории античности подобающее место. К тому же недостаточность источников и трудность их истолкования и согласования, чрезвычайная сложность политической истории эллинизма отпугивала исследователей.

     Между тем эллинизм - целая эпоха в истории древности. Можно сказать, что история эллинизма - это всемирная история того времени. В ней зародились новые научные, философские, этические, религиозные тенденции, которые веками владели миром. Произошли значительные сдвиги в экономике, политических формах, в общественном сознании. Культура этого периода представляла собой синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

     Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические  государства и вызвала у историков  иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается  его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения  в различных сферах жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения культуры этой эпохи.

     Трудно  переоценить значение эллинистической  культуры для всей мировой цивилизации. Огромный вклад внесла эпоха эллинизма  в развитие мировой культуры. Потому актуальность темы данной работы не вызывает сомнений.

 

      1. Культура Греции  конца 4 -1 вв. до  н. э.

     В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть  Центральной Азии до нижнего течения  Инда. Впервые в истории такая  огромная территория оказалась в  рамках одной политической системы. В процессе завоеваний были основаны новые города, проложены новые  пути сообщений и торговли между  отдаленными областями. Однако переход  к мирному освоению земель произошел  не сразу; в течение полувека после  смерти Александра Македонского шла  ожесточенная борьба между его полководцами - диадохами (преемниками), как их обычно называют - за раздел его наследия.

     Полувековой период борьбы диадохов был временем становления нового, эллинистического общества со сложной социальной структурой и новым типом государства.

     В деятельности диадохов, руководствовавшихся  субъективными интересами, проявлялись  в конечном счете объективные  тенденции исторического развития Восточного Средиземноморья и Передней Азии— потребность в установлении тесных экономических связей глубинных  районов с морским побережьем и связей между отдельными областями  Средиземноморья и вместе с тем тенденция сохранения этнической общности и традиционного политического и культурного единства отдельных районов, потребность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении новых земель, чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурном взаимодействии. Несомненно, что индивидуальные особенности государственных деятелей, соперничавших в борьбе за власть, их военные и организаторские таланты или их бездарность, политическая близорукость, неукротимая энергия и неразборчивость в средствах для достижения целей, жестокость и корыстолюбие — все это осложняло ход событий, придавало ему острую драматичность, нередко отпечаток случайности. Тем не менее, можно проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объединить под своей властью внутренние и приморские области, обеспечить господство над важными путями, торговыми центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой содержания сильной армии как реальной опоры власти. Во всех областях, кроме Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В решении ее заметны две тенденции: сближение греко-македонской и местной знати, использование традиционных форм социальной и политической организации и более жесткая политика по отношению к коренным слоям населения как к завоеванным и полностью бесправным, а также внедрение полисного устройства. В отношениях с дальними восточными сатрапиями диадохи придерживались сложившейся при Александре практики (возможно, восходящей к персидскому времени): власть была предоставлена местной знати на условиях признания зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок.

     Важнейшим наследием эллинистического мира была культура, получившая широкое распространение в ряде областей Азии и Африки и оказавшая огромное влияние на развитие римской культуры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и средневековья.

     В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V—IV вв. до н. э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры, и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

     Однако  эллинистическую культуру можно  рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантам свойственны  некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участием в синтезе элементов греческой  культуры, с другой— сходными тенденциями  социально-экономического и политического  развития общества на всей территории эллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в  период эллинизма. Образование эллинистических  монархий в сочетании с полисной структурой способствовало возникновению  новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека, нового содержания его  идеологии. В эллинистической культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в  содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурные традиции.

     Ко  времени становления античной (эллинской) художественной деятельности успели возникнуть и сформироваться основные известные  и в наше время виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, рельеф, вазопись, и др. В Древней  Элладе они получили дальнейшее развитие, что обусловило своеобразие и  несходство древнегреческих и древнеегипетских памятников. В искусстве греков в  то же время нельзя не заметить много  нового, в частности, в отношении  к материалам. Одним из основных новшеств, стало широкое использование мрамора взамен созвучных ощущению вечности крепких пород камня (гранит, базальт, диорит), к тому же цветных, усиливавших этим отвлеченность египетских образов от реальности. Получили у эллинов распространение и новые, помимо инталии, виды глиптики, такие, в частности, как камея; во множестве возникали и стеклянные сосуды, весьма популярным стало искусство терракоты.

     Инструментами эллинским ваятелям служили шпунт, скарпель, траянка, рашпиль, бурав. Первоначальная обработка производилась шпунтом, от ударов острого конца которого на поверхности оставались грубые следы. Затем каменный блок обрабатывался более тщательно скарпелью, по которой, как и по шпунту, били молотком, так что от острого и плоского рабочего конца скарпели оставался след, напоминающий дорожку. Последующая отделка велась траянкой, оставлявшей мелкие параллельные насечки. Затем шла полировка камня рашпилем или песком. Для выделывания углублений — ушных раковин, ноздрей, складок одежды и т. д. — эллинские мастера применяли бурав.

     В искусстве эллинов на первом по своему значению месте всегда стояла скульптура. Даже формы архитектуры (например, Парфенон) были пластичны. Очень слаборазвитая  фресковая живопись на плоскости  мало интересовала греков, ее оттеснили  в годы расцвета (V в. до н. э.) рисунки  на сферических поверхностях сосудов.

     В конце VII-начале VI в. до н. э. в греческом  искусстве происходит сдвиг. Человеку начинают уделять основное внимание, и его образ приобретает все  более реальные черты. Появляется монументальная скульптура, главная тема которой - человек. Именно он стал основой восприятия в искусстве эллинов. Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме-единству его телесной и духовной красоты, - почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило ей редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем.

     Если  в искусстве Востока преобладали  умозрительность, а порой не вполне ясная отвлеченность, таинственность (кстати, обнаружившиеся позднее и  в искусстве средневековья), то созданный эллинами образ (архитектурный, скульптурный, философский, поэтический, мифологический, живописный) всегда предельно конкретен, он настолько явствен, что, кажется, его можно потрогать рукой.

     Пластичность  восприятия мира — это стержень, сущность античного, преимущественно  эллинского искусства. В римском  уже будут заметны предпосылки  перехода к новому — средневековому, как и до античности, более умозрительному, отвлеченному осмыслению бытия и  человека.

     Законченность и цельность, завершенность художественного  образа была характерна для искусства  древних эллинов. Ощущение двойственности, неопределенности исключалось. Греческому искусству чуждо сильно развившееся  в средневековье чувство радости  страдания, в нем не поощрялось воплощение взаимоисключающих, но переплетающихся  эмоций. Красота, в эллинском искусстве  всегда должна была быть логично выражена художником и также ясно, без недомолвок, воспринята зрителем. Искусство для  древнего грека не было к тому же просто украшением, в нем заключался некий более серьезный, нравственно  глубокий смысл, необходимый человеку в его реальной жизни. В эстетичности создаваемых образов греки всегда хотели видеть этические, нравственные элементы. Логическая четкость художественных образов, определенность и законченность  их форм, так же как пластичность, составляют одно из важнейших качеств  эллинского искусства.

     Еще одна, весьма важная, возможно, даже основная особенность эллинского искусства — исключительно сильная метафоричность образов. В Элладе возникает и развивается новый, сосуществующий с культовым принцип художественного отражения мира. Естественно, ее проявления эволюционируют в течение долгого времени, многие ранние произведения эллинов еще сохраняют высеченные на мраморных поверхностях пространные посвящения изображенным на них божествам. Позднее в классике эта тенденция исчезает, и невозможно уже представить на ноге Аполлона Бельведерского или Афродиты Мелосской выбитые многострочные обращения к божеству. Статуя начинает восприниматься не только как дар паломника всесильному олимпийцу, но прежде всего как художественное произведение. Этот процесс, активно развивавшийся в течение всей эллинской истории, привел, собственно, к рождению искусства.

     Также важные открытия были сделаны и в  отраслях науки, где прослеживается взаимовлияние накопленных ранее  знаний в древневосточной и греческой  науке (астрономия, математика, медицина). Наиболее ярко совместное творчество афро-азиатских и европейских  народов проявилось в области  религиозной идеологии эллинизма.

     Анализ  средств массовой информации и предпочтений читателей показывает, что на рубеже XX—XXI веков общество находится на подъёме интереса к античному наследию. По всему миру ведутся интенсивные археологические поиски, и их результаты немедленно становятся предметом общественного обсуждения. В наше время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются современные историки, социологи, культурологи. Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от древних эллинов, мы во многом живем и дышим их сознанием мира, их отношением к бытию, окрашенным и обогащенным к тому же великими идеями христианства, сложившегося в рамках поздней античной культуры.

 

     

     2. Культура Малой  и Средней Азии  периода эллинизма

     Эллинистические города рассеяны по всему Средиземноморью, но больше всего их было и сохранилось  в Малой Азии или, иначе, в Анатолии, на территории современной Турции. Города, известные своими масштабными  архитектурными ансамблями, лежали в долинах и на склонах гор. Когда топография позволяла, делали прямоугольную планировку агор1 и кварталов. Она сочеталась со свободно лежащими на рельефе линиями других элементов плана. Многие и многие города, поглощенные новыми перестройками, навсегда утрачены. Но некоторые сохранились. Кое-где кварталы опустились в море, в других случаях море отступило. И вот такие города, давно покинутые жителями, оказываются сейчас особенно интересными. Это Приена и Милет, некогда стоявшие на противоположных берегах большого залива, это Эфес, Галикарнас, Пергам, Афродизия, Ксантос, можно долго перечислять имена древних городов Анатолии. Рассмотрим некоторые из них, хотя греки традиционно (и несправедливо) считают античные города Малой Азии чем-то второстепенным по отношению к памятникам Афин, Олимпии, Эпидавра.

Информация о работе Эллинистическая культура