Эллинистическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:13, реферат

Описание работы

Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в различных сферах жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения культуры этой эпохи.

Содержание

Введение 3 стр.

1. Культура Греции конца 4 – 1 вв. до н.э. 5 стр.

2. Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма 10 стр.

3. Культура эллинистического Египта 14 стр.

4. Заключение 19 стр.

5. Литература 21стр

Работа содержит 1 файл

контрольная культурология эллинистическая культура.docx

— 45.36 Кб (Скачать)

     Разнообразие  и неповторимость композиций внутри города соответствуют бесконечной  вариантности пространственных композиций городов. Одна из лучших - композиция Эфеса. Основу ее составляет сложная пространственная ось, ведущая от одного архитектурного узла к другому. Она начиналась мощенной плитами улицей с колоннадами  по обеим сторонам. Перспективу ее замыкала открытая чаша огромного театра, лежащего на склоне холма. Улица была торговой, обстроенной лавками, и  вела она к агорам, лежавшим у  подножия театра. Под прямым углом  к Торговой улице, от театра шла вторая, Мраморная улица, продолжавшая пространственную ось. Угол между Торговой и Мраморной  улицами занимали агоры. Второй перелом  оси отмечен зданием библиотеки. Сейчас ее фасад восстановлен из руин.  

     Последний отрезок композиционной оси свободно лежит в лощине между двумя  холмами, слегка изгибаясь, уходит вверх  от библиотеки и через полкилометра приводит ко второму общественно-административному  центру, где сосредоточены гимнасиум, одеон (пока не установлено, был это  театр или зал собраний), стадион, храмы. Улица, носящая название Куретес, особенно интересна. С обеих сторон к ней сбегали с холмов переулки, застроенные жилыми домами. Вдоль самой улицы стояли богатые дома, перемежавшиеся с небольшими святилищами, фонтанами, термами. Вдоль части улицы вблизи второго центра стоит глухая стена. Она служила фоном для установки статуй выдающихся людей Эфеса. Обычай ставить такие статуи существовал порой и в других греческих полисах. 

     Как крупный торговый, ремесленный и  административный центр Эфес существовал  долго, со 2-го тысячелетия до н. э. и  до средних веков. Однако композиционное формирование его произошло в  классический и эллинистический  периоды развития греческой архитектуры. Римское время добавило лишь репрезентативные сооружения, стадион, гимнасии, термы2, воздвигнутые вокруг общественного центра. Каким было население Эфеса, пока неясно. Называют цифры от 30 до 300 тыс. Что правильнее, можно будет сказать только после широкомасштабных раскопок.

     Неразгаданный пока феномен Эфеса заключается  в том, что некоторые ключевые точки его расположены на расстоянии 2-3 километров друг от друга. Именно такая дистанция отделяет общественный центр с гаванью, театром и агорами от знаменитого храма Артемиды Эфесской, стоящего у подножия обрывистого холма, казалось бы, самой природой предназначенного быть акрополем3. В начале нашей эры Эфес признавался одним из красивейших и крупнейших городов Римской империи наряду с Александрией и Пергамом.

     Отличие Пергама от Милета, Приемы, Эфеса  было в том, что он был не демократическим  полисом, а столицей тирании. Отличие  это существенным образом сказалось  на композиции города. Если в городах  античных демократий центром композиции были группы общественных зданий и  сооружений, свободно и удобно вросшие  в природную среду, то в Пергаме  композиционным центром стал дворец тирана, вознесенный на вершину крутой горы.

     Пергам  представлял собой уникальный образец  эллинистического градостроительного искусства. В отличие от большинства  городов этого периода Пергам не имел регулярной планировки улиц, а свободно развивался у подножья акрополя. Пергам был хорошо благоустроенным городом. Улицы шириной 10 метров были замощены камнем и снабжены водостоками. Город был окружен стенами с несколькими воротами, среди которых главными были южные ворота. В городе имелось две площади - Верхний и Нижний рынки, а также три гимнасии и прекрасная библиотека, вторая после Александрийской по числу книг. Главная улица-дорога, начинавшаяся у южных ворот, следуя складкам рельефа, вела к акрополю. Пройдя рынок нижнего города и гимнасий, расположенный на трех террасах, она поднималась на верхнюю агору, находившуюся на высоте 250 метров над уровнем моря. Преодолев подъем еще в 40 метров, дорога подходила к входу в акрополь, за которым она продолжалась и оканчивалась у царских садов, позднее занятых арсеналом. По правую сторону от дороги располагались царские дворцы, славившиеся своим внутренним убранством и великолепными мозаичными полами. По левую сторону дороги располагалось святилище Афины с монументальным входом в виде пропилей. С севера к святилищу Афины примыкала Пергамская библиотека, уровень пола которой находился на уровне второго этажа галереи, окружавшей святилище. Спустившись из святилища на 25 метров ниже, можно было попасть на террасу, на которой располагался Большой алтарь Зевса, воздвигнутый пергамским царем Атталом I в первой половине II в. до н. э. Алтарь был построен в память победы пергамских войск над племенами галатов. Он был украшен прекрасным скульптурным фризом протяженностью 120 метров и высотой 2,5 метра с изображением битвы богов с гигантами.

     Таким образом, Пергамский акрополь представлял  собой несколько совершенно изолированных  друг от друга ансамблей, однако благодаря  превышению одного над другим и возможности  обозрения создавалась иллюзия  пространственной целостности этих ансамблей. Пергамский акрополь являлся  завершающим звеном в развитии греческих  акрополей, вершиной монументального  градостроительного искусства.

     Не  менее чем Пергам и Эфес, известен античный город Галикарнас. Этот греческий  город на побережье Малой Азии, родина «отца истории» Геродота, был столицей Карийского царства. Город был знаменит огромным храмом Ареса, украшенным статуей работы Леохарда, и храмом Афродиты со священным источником, которому приписывались волшебные свойства.

     В этом городе в первой половине 4 века до н.э. началось строительство сооружения, ставшего одним из чудес света – усыпальницы царя Мавсола и царицы Артемизии. Усыпальницу создавали лучшие архитекторы - Пифей и Сатир, и лучшие скульпторы – Скопас, Леохард, Бриаксид, Тимофей. Это сооружение, подобно большинству чудес света, не дошло до нашего времени и известно лишь по античным описаниям и результатам археологических раскопок. Это было грандиозное строение – высотой 46 метров с прямоугольным основанием, сочетавшее в архитектуре греческий и восточный, точнее египетский стили (ступенчатые пирамиды в основании и в верхней части и ордерный стиль в средней.) Мавзолей был богато декорирован скульптурами и фризами. Внутри усыпальницы находились статуи Мавсола и Артемизии.

     Усыпальница строилась несколько десятилетий  – ее закончил внук Мавсола.

     Красота, соразмерность, величественность этого  сооружения, а также особое, духовное его назначение сделали усыпальницу  одним из чудес света. Более того, с тех пор все сооружения подобного  рода стали называть мавзолеями.

     Вплоть  до 15 века простояла усыпальница, пережив  почти все другие чудеса, кроме  пирамид. Менялись правители, религии, государства, но Мавзолей, хотя и поврежденный землетрясениями, был окружен суеверным почитанием. И лишь в 15 веке, спустя 1800 лет невежественные крестоносцы уничтожили Мавзолей, построив из его обломков крепость.

     Синтез  восточных и греческих элементов  охватил все сферы жизни древнегреческого и древневосточного общества и распространился  вплоть до Северной Индии. На пространстве Ближнего и Среднего Востока можно  привести немало ярких примеров этого  сплава культур.

     Эллинистические города - это одно из самых ярких  впечатлений, остающихся от того периода, их интенсивное строительство является показателем развития эллинистической экономики.

 

      3. Культура эллинистического  Египта 

     В рамки эллинистического мира включаются мелкие и крупные по территории государственные  образования от Сицилии и Южной  Италии на западе до Северо-Западной Индии  на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и  Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и  Китая). Наиболее характерные черты  эллинизма как синтеза греческих  и восточных начал во всех областях жизни, производства и культуры проявились на Ближнем Востоке и в Египте.

     Несмотря  на внедрение эллинизма в различные  регионы, в них все же сохранялось своеобразие местной культуры. Так было и в Египте. Причем особое значение в египетской культуре приобрел культ Исиды. В начале II в. до н.э. Птолемей Сотер решил укрепить свою царскую власть, введя культ божества, которое бы признавалось как верховное и греками, и римлянами. Успех новому культу был обеспечен благодаря значительному авторитету Исиды и Осириса (древнеегипетского бога мертвых). Исида, древнеегипетская богиня. Согласно древнему мифу, она дочь бога земли Геба и богини неба Нут, а также сестра и одновременно супруга Осириса, мать его сына Хора. Египтяне отождествляли всех своих фараонов с Хором; поэтому каждый фараон считался сыном Исиды и законным наследником Осириса. Со временем образ Исиды вобрал в себя образы многих других богинь, и, что особенно важно, образ богини жатвы Рененут (Термутис). Исиду часто отождествляли с Хатхор, богиней планеты Венеры. Из-за того, что в мифе Исида выступает как верная супруга Осириса, сумевшая уберечь от всех напастей младенца Хора, люди считали ее источником магической силы, и чаще всего именно к ней обращались за помощью в случае болезни или другой беды. Исида была особенно популярна в Нубии, области, располагавшейся к югу от Египта. Главный ее храм на живописном острове Филы затоплен Асуанским водохранилищем. В эллинистический период (4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.) культ Исиды распространился по всему Средиземноморью, а еще через четыре века — несмотря на противодействие римских властей — по всем уголкам Римской империи.

     Вместе  с тем, династия Птоломеев, образовавшаяся после ожесточенной борьбы за власть преемников Александра Македонского, была постоянным проводником греческой  культуры. Искусство североафриканской  монархии Птолемеев называют александрийским. Основной центр его располагался в городе Александрии, построенном  в устье Нила. Специфика александрийского искусства, развивавшегося в пределах III—I вв. до н. э., состоит в тесном слиянии греческих форм с местными, египетскими.

     В годы раннего эллинизма (конец IV —  середина III в. до н. э.) в искусстве  Александрии преобладали черты, присущие греческому искусству. Однако в период высокого эллинизма (середина III — середина II в. до н. э.) местные  элементы художественного творчества отодвинули эллинские на второй план. Протекавшая с середины II в. до н. э. до 30 г. до н. э. династическая борьба привела к обнищанию страны и к постепенному застою в художественной жизни птолемеевского Египта.

     Александрия представляла собой крупнейший эллинистический  центр культуры. Сюда съезжались ученые, архитекторы, скульпторы, художники  со всех концов античного мира.

     Одна  из главных достопримечательностей Александрии – Александрийская библиотека. Идею основания библиотеки подсказал правителю Египта греческий философ Деметрий Фалерский, который был хорошо знаком с устройством библиотеки в Афинах. Строительство завершилось в начале третьего века до нашей эры.

     Издательская  программа Александрийской библиотеки предусматривала переписывание, подробное  филологическое комментирование сочинений  греческих авторов, разделение произведений на секции и последовательное введение систем пунктуации и акцентуации. Под руководством Каллимаха был составлен каталог, позднее регулярно пополнявшийся.

     Почти все, что касается возникновения  и гибели библиотеки, покрыто тайной. Как утверждают некоторые историки, Александрийская библиотека после  основания практически сразу  стала соперничать с другим выдающимся культурным центром того времени  – библиотекой в Пергаме. Предполагается, что в Александрийской библиотеке насчитывалось более 700000 папирусных свитков. (Для сравнения, в XIV веке в  библиотеке Сорбонны находилось самое  большое собрание книг – 1700 экземпляров). Известна легенда о правителях Египта, которые стремились пополнить свою коллекцию любым способом: они даже приказывали своим воинам обыскивать каждый приходящий в порт корабль, чтобы найти какие-либо рукописи. Если таковые находили, то оставляли их у себя, а владельцам возвращали копии.

       Согласно другой легенде, когда из Афин Птолемею III были на время привезены бесценные оригиналы классических греческих драм для того, чтобы переписать их, он пообещал даже заплатить залог и после завершения работ вернуть эти ценные рукописи. Однако, заполучив их, царь отказался дать залог и, оставив у себя оригиналы, обратно отправил копии.

     В библиотеке и Мусейоне Александрии  того времени работали великие мыслители: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др. Ученые в Александрии  славились своими трудами по геометрии, тригонометрии и астрономии, а  также языкознанию, литературе и  медицине. Предание гласит, что здесь 72 ученых из еврейского народа переводили Еврейские Писания на греческий  язык.

     В библиотеке хранились произведения на самых разных языках. Считалось  даже, что в мире не существует ни одного ценного произведения, копии  которого не было бы в Александрийской  библиотеке. В хранилище находились не только свитки, но и каменные и  вощеные таблички с клинописью и  иероглифами. Александрийская библиотека была открыта для всех желающих и  считалась святым местом, не уступающим по значимости многим религиозным храмам. Перед вхождением в ее хранилище совершался обряд очищения.

Информация о работе Эллинистическая культура