Духовная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:58, доклад

Описание работы

Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Работа содержит 1 файл

Духовная культура.docx

— 16.39 Кб (Скачать)

     Духовная  культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга. 

     Духовная  культура бурно развивается, в ней  появляется много процессов и  явлений. С понятием духовной культуры тесно связано понятие духовного  производства, служащее для обозначения  осуществления в духовной деятельности человека его творческих возможностей. Духовная культура — это продукт  духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным  поступкам. 

     Духовная  культура - это совокупность результатов  духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: Обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), Нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности - наиболее сложный  и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза  норм, обычаев, интересов, потребностей. (Витальные, Социальные, Политические, Моральные, Религиозные, Эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности. 

     Духовная  культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

     1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

     2. нравственную;

     3. художественную;

     4. правовую;

     5. педагогическую;

     6. религиозную;  

     Художественная  культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных  с ним форм деятельности: художественного  восприятия, мышления, творчества, переживания  и т.п. Художественная культура имеет  особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный  и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке). 

     Внутреннее  строение художественной культуры исследовано  пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной  схеме "художник-искусство-публика". Элементами этой самоуправляемой системы  являются "художественное производство - художественные ценности - художественное потребление". В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются  и отождествляются в самом  искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами. 

     Так познавательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность в составе художественной культуру специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. 

     Духовная  культура — это продукт духовного  производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает  в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие  знания сами по себе не могут сделать  человека личностью, способной к  сознательным и ответственным поступкам.Материальная и духовная культура существуют в  тесном единстве. В самом деле, все  материальное, очевидно, оказывается  реализацией духовного, а это  духовное невозможно без некоторой  материальной оболочки. Вместе с тем  между материальной и духовной культурой  имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Например, орудия труда и, скажем, музыкальные  произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и  о характере деятельности в сфере  материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется  изменением материального мира. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. В отечественном обществознании долгое время господствовала точка  зрения, что первичной является материальная культура, а духовная культура –  вторичной. Между тем непредвзятое рассмотрение обнаружит искусственный  характер такого соподчинения. Ведь такой  подход предполагает, что человек  сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти  к удовлетворению "духовных" потребностей. 

     Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему  циркулирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.


Информация о работе Духовная культура