Духовная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

Культура - область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).

Содержание

Введение
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности
2. Право и наука в системе духовной культуры
3. Религия в системе духовной культуры
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Духовная культура.docx

— 28.45 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие духовной  культуры. Критерии духовности

2. Право и  наука в системе духовной культуры

3. Религия в  системе духовной культуры

Заключение

Список литературы

Введение

Культура - область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).

Первичная сфера  духовной деятельности человека -  мифология, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления.

В теологической  традиции актуализируется связь  культуры и культа, религия выступает как основа культуры. Наука рассматривает религию как один из элементов культуры, специфическую духовную деятельность, направленную на сверхъестественные объекты. В различные эпохи религия охватывала различные области культуры.

Религия выполняет  культуротворческую роль, она задаст спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узкоземного существования, Религия так же осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.

1. Понятие духовной  культуры. Критерии  духовности

Понятие духовной культуры:

· содержит в  себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки  сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -- добро -- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

· теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

· этим, подчинающий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм, достигающий  максимальной полноты жизни с  опорой на эмоционально-чувственное  переживание.

Обозначенные  выше стороны духовной культуры нашли  свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового  развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется  в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы  человеческой жизни взаимосвязаны  и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о  добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы  регулируют поведение людей в  обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы  их создания и потребления.

Религия обслуживает  запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует  успехи познающего ума человека. Философия  удовлетворяет потребности человеческого  духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через  язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием  в процессе жизни.

Понятие «духовная  культура» имеет сложную и  запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась  как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский  период понятие «духовная культура»  трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает  материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает  духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечто  священное (религиозное);

· как нечто  положительное, которое не требует  пояснения;

· как мистически-эзотерическое.

В настоящее  время, по-прежнему, понятие «духовная  культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность  проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена  целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и  прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра  и красоты" Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М:, 1992. - С. 97 и основными критериями такой духовности являются:

· интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность" Франкл В. Человек в поисках смысла. - М:, 1990. - С.100

. Человек нуждается  в цели, возвышающей его над  индивидуальным бытием; так он  преодолевает изолированность и  ограниченность своего существования,  и эта способность ставить  перед собой идеальные цели  является показателем духовно  развитой личности;

· рефлексия  над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в  ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства  человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает  характер проявления "вкуса к  рефлексии", к познанию специфики  индивидуального бытия. Одним из условий формирования способности  к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное  одиночество. "Изгнания и заключения, всегда столь страшные и роковые  для человека, не так уже страшны  и смертельны для духа. Он любит  добровольное затворничество, одиночество  келий и уход от мирской суеты, но столь же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного... Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека с духом не начинается" Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М:, 1992. - С. 110. Все величайшие представители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара, постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть не таким, "как все";

· свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность  действовать в соответствии со своим  целями и ценностями, а не под  гнетом внешних обстоятельств, как "обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над  человеком" Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. О назначении человека. - М:, 1993. - С.325, "экзистенциальная несвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - от принуждения, от давления, от зависимости от органического Шелер М. Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.:, 1994. - С.153;

· творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая  что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида" Франкл В. Человек в поисках смысла. - М:, 1990. - С.97-98, ибо сознанию открыто сущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

· ответственность  личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а  также за все, что происходит в  мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

2. Право и наука  в системе духовной  культуры

Наука и право  являются частью культуры, поэтому  любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов  культуры в ту или иную эпоху. В  системе культуры человечества, состоящей  из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему  духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системы  культуры и ее элементов.

Культура - это  система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется  активность индивида, групп, человечества и их взаимодействий с природой и  между собой.

Материальная  культура - это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как  орудия труда, активная и пассивная  техника, физическая Культура, благосостояние людей.

Социальная культура - это система правил поведения  людей в различных видах общения  и специализированных сферах общественной деятельности. Система включает в  себя такие элементы, как этикет и разновидности нормативной  деятельности (правовой, религиозной, экономической и другой).

Духовная культура - это система знаний, состояний  эмоционально-волевой сферы психики  и мышления индивидов, а также  непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальным знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука - это система  сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, обществознание и естествознание.

Гуманитарные  науки - это системы знаний, предметом  которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы или человечества каких-либо предметных действий.

Антропологические науки - это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных  и общественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина (300 специальностей), криминология и т.д.

Технические науки - это система знаний и деятельности по практическому использованию  законов природы в интересах  человека в технологии. Они изучают  законы и специфику создания и  функционирования сложных технических  устройств, используемых индивидами и  человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание - это система наук об обществе как  части бытия, постоянно воссоздающегося  в деятельности людей. Оно изучает  специфику макро- и микрообъединений общности людей (социология, демография, этнография, история и др.).

Анализ приведенных  определений показывает, насколько  сложны и многообразны связи между  элементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определение культуры как особого, жизненно важного явления общества - его подсистемы. Культура представляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремлений членов общества - это нормативная система общества. Ее особенности определяют характерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху. 
Цельность христианского мировоззрения в условиях многообразия культурных связей обусловлена его абсолютными ориентирами.

В основе христианского  мировоззрения лежит знание о  разумном устройстве окружающего мира Творцом и его познаваемости  в тех рамках, которые необходимы для обеспечения полной физической, эмоциональной и духовной жизни  человека, являющегося особым Божьим творением. Христианское мировоззрение  связано с представлением о необходимости  познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучая творение, мы познаем Творца.

Информация о работе Духовная культура