Духовная культура древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Древний человек, глядя на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек, восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Для древнего человека окружающая его природа отнюдь не была одной только красивой внешней оболочкой. В сознании древних славян, народа с особой ментальностью, с особой исторической культурой, не могло возникнуть мысли о том, что всё это благолепие, да и сами они, возникли из ничего, образовались на пустом месте. Человек осмыслял своё существование, опираясь на опыт прошлых поколений, на знания своих предков. Он чувствовал себя частичкой вселенной.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………………………...3
1. Солнечные боги славян……………………………………………………..………………...5
2. Славянская мифология…………………………………………………………..…………....9
2.1. Вступление…………………………………………………………………..………………9
2.2. Происхождение богов……………………………………………………………………..11
2.3. Изображение богов………………………………………………………………………...12
2.4. Храмы……………………………………………………………………………………….13
3. Традиции и обычаи Древней Руси………………………………………………………….14
4. Народные и языческие праздники Древней Руси………………………………………….22
4.1. Возникновение религиозных праздников у славян…………………………………...…24
4.2. Земледельческий религиозный культ Древних славян………………………………….25
4.3. Религиозный культ в славянском городе……………………………...…………………29
5. Обряды………………………………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………….……………………………..34
Список литературы……………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Камчатский  государственный технический университет 
 
 

Заочный факультет 

Кафедра истории и философии 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Культурология» 
 

Духовная  культура древних славян 
 
 
 

Выполнил:

студент группы 10-ВБ-ФЗО

Гуделев Степан Олегович

№ 100314-ФЗО

Проверила:

к.и.н., доцент

Войченко Н.В.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петропавловск-Камчатский

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………………………...3

1. Солнечные  боги славян……………………………………………………..………………...5

2. Славянская  мифология…………………………………………………………..…………....9

2.1. Вступление…………………………………………………………………..………………9

2.2. Происхождение  богов……………………………………………………………………..11

2.3. Изображение  богов………………………………………………………………………...12

2.4. Храмы……………………………………………………………………………………….13

3. Традиции  и обычаи Древней Руси………………………………………………………….14

4. Народные  и языческие праздники Древней  Руси………………………………………….22

4.1. Возникновение  религиозных праздников у славян…………………………………...…24

4.2. Земледельческий  религиозный культ Древних славян………………………………….25

4.3. Религиозный  культ в славянском городе……………………………...…………………29

5. Обряды………………………………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………….……………………………..34

Список литературы……………………………………………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Духовная  культура славян является лишь частью всемирной культуры, но, несмотря на это, она занимает здесь не последнее место.

     Я считаю, что эта тема заинтересовала меня в данном случае как человека, желающего знать больше о своём  народе. Я думаю, что знание прошлого – это ключ к пониманию и  настоящего. Мне кажется, что человек, как бы мы сейчас сказали, без корней, человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.

     Нельзя  понять историю славянства без истории  индоевропейцев. Славянство – ствол большого индоевропейского древа. Нам надо знать и помнить, что во II и I тыс. до н.э. славяне являли собой целостный организм, впитавший в себя все высшие духовные и материальные достижения индоевропейской цивилизации. Лишь в I тыс. н.э. славяне стали расширять границы своего обитания, и начался процесс культурного, языкового и политического обособления славянских народов.

     Люди  ещё со времён древности пытались осмыслить начало своего существования, т.к. человеку, живущему в обществе свойственно задавать самому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Древний человек, глядя на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек, восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Для древнего человека окружающая его природа отнюдь не была одной только красивой внешней оболочкой. В сознании древних славян, народа с особой ментальностью, с особой исторической культурой, не могло возникнуть мысли о том, что всё это благолепие, да и сами они, возникли из ничего, образовались на пустом месте. Человек осмыслял своё существование, опираясь на опыт прошлых поколений, на знания своих предков. Он чувствовал себя частичкой вселенной.

     Отображение в языке находили все вещи и явления, которые окружали человека в глубокой древности. Даже те, которым он порой не мог найти объяснения. Человек в те времена одушевлял любую неживую вещь, так как верил, что она имеет душу. Язык – единственное, чем человек мог отреагировать на окружающую действительность.

     Как я уже отметил, славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Эта черта присутствовала в сознании славян, потому что наши предки умели осмыслять настоящее иначе, чем это сейчас делаем мы. Когда мы теперь пытаемся понять жизнь древних славян, не следует подходить к ней с нашими современными мерками. Мы пришли к этим меркам, опираясь на плечи прежних сотен поколений предшественников.

     Близость  славянских языков – не просто наиболее яркий фактор, объединяющий всех славян. Эта близость вместе с тем представляет собой отражение их длительного  истинного единства, их совместных познаний и усилий, общих духовных исканий, их единой жизни. Славянские языки – важнейшее средство общения славянских народов. Они вместе с тем – их драгоценная общественная память. Потому что «память – единственное достояние человека, делающее его человеком». (Д.С. Лихачев.)

     Приступая к работе над своей контрольной работой, я просмотрел немало литературы, посвященной древним славянам. Обычно такие книги начинаются с краткого изложения событий эпохи, затем следует подробный разбор общественного устройства, и едва ли не последнее место отводится таким “малозначительным”, с точки зрения авторов, вещам, как одежда, жилище, домашние занятия. А ведь часто по названиям именно этих предметов мы можем судить о культуре, быте, верованиях наших предков. Пренебрегая на наш взгляд примитивными религиозными понятиями и обрядами, которые наполняли все существование древнего человека, отмахиваясь от язычества, мы тем самым лишаем себя столь необходимых ключей к пониманию мира наших предков – и духовного и материального. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Солнечные боги славян

     Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции  предков. Тот, кто забывает это,– не имеет  права считаться культурным человеком.

     До  христианства и другими монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчёт отечественной  культуры, в лучшем случае, ведётся от крещения Руси, в худшем – с 1917 года. И в  том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, – их воззрений на  космос, природу и человека, исключаются из сферы знаний простых людей. В частности, о язычестве в школах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не только ученики, но и учителя. А между тем школьную программу надо бы  начинать со сказки, песни, мифов своих предков.

     Язычество окружено, с одной стороны, тайнами забвения и  многих утрат, словно  древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир. С другой – на него наложено негласное «табу». Это последнее – явление вытаптывания, стирания из  сознания людей исконной их культуры началось у восточных славян с введением  христианства и не было отменено с пришествием на Русь безбожников в 1917.  Поэтому, если кто относится к язычеству и к атеизму как к одинаково безбожным  явлениям, – глубоко ошибается.

     Атеизм  противостоит любой религия и  духовности. Язычество – религия,  и близко любой другой религии уже по своей этой главной сути – веры в Бога.  Именно поэтому язычество, одновременно сближаясь меж собой своими разными  руслами, сблизилось и с другими, более поздними, пришедшими эволюционным путём (усложнялся человек, усложнились его представления о Космосе, Боге) монотеистическими религиями, слилось с ними и во многом в них растворилось.

     Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); эта слово объединяет в себе  принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза  племен, могла быть меж собой весьма различной.

     Славянские  язычество .развивалось по разным руслам: одни племена верили  в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и в духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных - пращуров и т. д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая,  что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется на небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился).

     Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности  у славян существовали определённые места – алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср. санскритская  священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также горящий жертвенный костёр. "Крады и требища идольские",– писал Нестор-летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлось Крада (Кродо).

     Существовало  поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий (ирий, арий;  отсюда древнее  название арийцев) немедленно, на глазах любящих его близких.  Душа ассоциировалась с дыханием и дымом (о том, у кого прекратилась дыхание,  говорили: отдал Богу душу). Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков – 9 марта –  считался днем поминовения предков и назывался Радуница. В период борьбы с языческими богами им приписывалась худшие демонические черты; говоря современным языкам, создавался образ врага, поэтому день поминовения умерших по славянским обычаям вначале, в связи с насаждавшимся пасхальным календарём, был  перенесён па 1 мая н считался бесовским, нечистым днём, вернее – ночью (Вальнургиева ночь). Но позже, незаметно славянский день поминовения умерших и  христианская Пасхе сблизились.

     Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху.  Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество  в христианство (путём иносказания, кодирования, намеков, переименования но созвучию или внутренней близкой сущности и т. д.), в конце концов народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав  уникальный сплав – Русское Православие1.

     Так или иначе, во сегодня древняя  вера наших предков (разных племен) похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых надо восстановить  во обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов ещё никто не восстановил, хотя существует немало серьёзных исследований.

     Сегодня можно дать лишь общее (собранное  из того, что удалось сохранить)  представление о славянском языческом мифе. Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

     Наиболее  древние неперсонифицированные  боги славян – Род а Рожаницы.  Род иногда отождествлялся с фалосом, иногда с зерном (в т. ч. солнечным и  дождевым зерном, оплодотворяющим землю). Рожаницы – женское рождающее  начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному в животному  миру. Позже Род и Рожаницы стали выполнять больше функций, унифицировались в верховных богов и в разных племенах славян персонифицировались –  получили имена собственные: Яровит, Световид, Ригевит, Макошь, Златая Баба,  Дидилия, Зная и т. д.

     К древнеславянским относятся поклонения упырям и берегиням. Берегини (наподобие греческих пенатов) хранили  благополучие разных мест и видов природы, а также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной), лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани),  злыдни (украинское "бодай вас злыдни побылы!"), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений)."

     Берегинь  было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы  и. т. д. Дед (прародитель, предок). Баба Яга (изначально древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей. В период насаждения христианства превращена в злобного демона). Семаргл (священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы) и др.2 Так же было великое множество богов и богинь, что бы не тратить много времени я решил не рассказывать о каждом боге в отдельности. Я лишь укажу основные имена богов, а также их краткую характеристику в скобках (кто они такие, откуда пошли их имена, богами чего они были). Стратим (мать всем птицам, старейшая и большая). Сирин (сладкозвучная птица, возрождающаяся из пепла Феникса). Чур (божество границ, он освящает и защищает право собственности "чур-мое"). Стрибог (бог воздушных течений и стихий). Сварог (бог неба). Хорс (бог солнца).Ярило, Даждьбог, Световид (присущие богу солнца). Коло (солнце-младенец отсюда "коляда". Среча (ночная богиня). Белбог (хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя озачает бьлаго, то есть доброго бога). Перун (громовержец, бог западных славян). Велес и Тур (скотий бог, бог богатства). Триглава (богиня земли). Макошь (мать наполненных кошей, мать хорошего урожая (ее имя состоит из "ма" - мать и "кошь" - кошелка.)). Ладо (богиня красоты, любви, любовных удовольствий и очарования). Лелио (маленький бог любви, подобный римскому Купидону). Лешие (лесные божества, подобные греческим Сатирам). Марцана (богиня жатвы). Ния (бог преисподней). Услад (бог пиршеств и развлечений). Похвист (божество бури). Чернобог (властитель темного царства, представитель тьмы). Мара (Мор) (настоящая богиня смерти в отличии от Кащея, власть которого недолговечна). Дидилия (богиня супружества и удачной беременности) и.т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Духовная культура древних славян