Античный театр - художественные особенности и общественное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

ТЕАТР греков и римлян — древнейший па территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Лучшая по­ра римского театра приходится на вторую половину III и на II в. до н. э.
Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Позже неоднократно обраща­лись к богатому театральному наследию, оставленному антично­стью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли античные драмы.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………
2. Происхождение древнегреческой драмы и театра ………...
3. Театр демократических Афин. V век до н. э. ……………….
4. Организация театральных представлений ……………….
5. Архитектура древнегреческого театра …………………....
6. Актёры. Хор. Зрители ………………………………………...
7. Театр эпохи эллинизма ……………………………………….
8. Новая аттическая комедия …………………………………..
9. Мимы, пантомимы и флиаки ……………………………….
10. Список используемой литературы ………………………….

Работа содержит 1 файл

реферат 1 курс культу-гия Античный театр - художественные особенности и общественное значение.doc

— 871.00 Кб (Скачать)

При постановке своих трагедий Еврипид поль­зовался тремя актерами. Хор у Еврипида уже не так тесно связан с развитием действия, как у Софокла. Иногда песни хора пред­ставляют собой выражение мыслей и взглядов самого драматурга. Кроме песен хора, в трагедиях Еврипида встречаются монодии, т. е. арии актеров. Они были уже у Софокла, но широкое примене­ние нашли именно у Еврипида. В наиболее патетических местах актеры выражали волнующие их чувства пением.

Так как трагический конфликт в произведениях Еврипида про­исходит в сфере личных взаимоотношений людей, язык его персо­нажей упрощается, драматург вносит в свои трагедии много быто­вых элементов и показывает такие события, сцены, о которых прежде лишь сообщалось кем-либо из персонажей или хором.

Еврипид не пользовался особым успе­хом при жизни. Афинянам не нравилось стремление поэта к изоб­ражению жизни и человеческих характеров во всей их противоре­чивости, а также свободное отношение к мифам, к официальной религии; они не одобряли нарушения традиционного характера трагедии. Однако более образованная часть публики принимала трагедии Еврипида с большим интересом, а многие трагики из числа его современников шли по проложен­ному им пути. Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в. до п. э. его называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение о нем сохранилось на все последующие века.

Несмотря на все различия, в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида много общего. Прежде всего, это стремление выразить в художественной форме наиболее существенные социальные, фи­лософские и этические проблемы, волновавшие афинян в V в. до н. э., и стремление решить их с подлинно демократических, гуман­ных позиций. Именно это делало театр школой для афинян, воспи­тателем гражданских идеалов.

Еврипид завершает развитие греческой классической трагедии. В творчестве «трагичнейшего из поэтов» наметились два пути, по которым в дальнейшем будет развиваться греческая серьезная драма: это трагедия сильных страстей и драма, приближающаяся к бытовой[13].

Трагедия постепенно становится чисто литературной, предназначенной для чтения. Зато большое будущее имела бытовая драма, которая расцвела в середине IV в. до н. э. и получила название новой аттической комедии.



АРИСТОФАН ок. 446 — ок. 380 до н. э.

 

Аристофан

Аристофан — единственный пред­ставитель древней комедии, произве­дения которого до­шли до нас. От комедий других дра­матургов остались лишь небольшие отрывки.

Аристофан писал в тот период, когда уже наступал кризис ан­тичной рабовладельческой демократии. В обществе стали разви­ваться такие отрицательные явления, как продажность и взяточ­ничество должностных лиц, стремление поживиться за счет каз­ны, деятельность сикофантов (доносчиков). Сатирическое изображение отрицательных сторон политической жизни находи­ло живой отклик у афинских зрителей, и комедии Аристофана пользовались громадным успехом.

Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в це­лом, тесно связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий — обычно носители какой-либо одной человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады. Естественно, что и актерское исполнение должно было включать в себя шарж, пародиро­вание и буффонаду, вызывавшие бурный смех зрителей. Смех вы­зывался и остроумными, необычными положениями, в которых ока­зывались некоторые персонажи.

Как и трагедия, комедия начиналась с пролога, в котором да­валась завязка действия. За прологом шел парод, т. е. вступитель­ная песня хора при выходе его па орхестру (хор в комедии состо­ял из 24 человек и делился на два равных полухория). За пародом следовали эписодии, отделенные друг от друга песнями хора, при­чем во многих эписодиях хор также принимал самое живое учас­тие. Среди эписодиев почти всегда заключался агон — словесный поединок, во время которого два противника защищали противопо­ложные мнения; агон иногда сопровождался и дракой. Конфликт, лежащий в основе комедии, достигал в агоне самого высокого на­пряжения.

Комический хор из «Всадников» Аристофана. Роспись на вазе

 

Последняя часть комедии называлась, как и в трагедии, эксодом: по окончании действия хор покидал орхестру, исполняя эксод. Песни хора обычно сопро­вождались буйными, веселыми танцами.

На Великих Дионисиях 421 г. до н. э., во время мирных перего­воров между Афинами и Спартой, была поставлена комедия Аристофана — «Мир»[14]. Возможно, что постановка «Мира» оказа­ла некоторое влияние на ход переговоров, успешно закончившихся весной 421 г.

Тема мира разрабатывалась и в других комедиях Аристофана, например в «Ахарнянах» (425 до н. э.), «Лисистрате» (411 до н. э.). Обе эти комедии были направлены против Пелопоннесской войны и прославляли мир.

Комедии Аристофана отличаются как богатством идейного со­держания, так и выразительностью театральной формы. Аристо­фан — это одновременно и вершина древней аттической комедии, и ее завершение.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государст­во, назначая для этой цели специальных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса.

Драматические представления проходили как состязания дра­матургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта. Каждый из трагиков должен был предста­вить четыре пьесы: три трагедии и одну сатировскую драму. Тра­гедии были связаны единым сюжетом. После них ставилась сатировская драма на тот же сюжет, что и трагедии. Трагическая три­логия и сатировская драма составляли тетралогию.

Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от ар­хонта[15]. Он же давал драматургам разрешение набрать хор. Все из­держки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов, ре­петициями и т. д., брали на себя богатые граждане Афин. Гражда­нин, подготовивший хор для драматических состязаний, назывался хорегом.

Судили на состязаниях особые выборные лица. Для победив­ших драматургов были установлены три награды. Победившие драматурги получали от государ­ства гонорар и награждались венком из плюща. На долю хорегов выпадала еще большая честь: хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. Результаты состязаний вносились в особый протокол, который хранился в государственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями.

 

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Первоначально место для представлений устраивалось в Древ­ней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и пляс­ками выступал на круглой утрамбованной площадке — орхестре (от глагола орхеомай — «танцую»), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствова­ниях. Орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители раз­мещались по его склону. Театральные сооружения, как правило, входили в какой-нибудь архитектурный ан­самбль.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огром­ное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре — до 10 тысяч[16].

В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театраль­ного сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай — «смотрю») и скену (скенэ — «палатка», позже — деревянное или каменное строение).

Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась по касательной к окружности орхест­ры. Передняя стена скены — проскений, имевший обычно вид ко­лоннады, — изображал фасад храма или дворца. К скене примы­кали два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества; при необходимости параскении, как и проскений, могли изображать фасад жилища или храма и обыгрываться по ходу действия драмы.

Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколь­ко более половины круга, находились проходы — пароды, через которые до начала спектакля в театр входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры, прибывшие — по ходу дей­ствия — «из города», «из гавани», «из чужой страны».

Развитие древнегреческой драматургии потребовало примене­ния декораций. В ранних трагедиях Эсхила декорации представ­ляли собой массивные деревянные сооружения, При Со­фокле появились расписные декорации: между колоннами проскения устанавливались разрисованные доски или холсты (пинаки).

Сюжеты древнегреческих драм привели и к изобретению те­атральных механизмов, постановочной техники. Наиболее употребительными были эккиклема и эорема, или механэ. Первая представляла собой площадку на низких колесах, которая по хо­ду действия выдвигалась из центральной двери скены и показы­вала зрителям, что происходит или произошло внутри помещения. Эорема, или механэ (т. е. машина), представляла собой подъем­ник, с помощью которого герои оказывались наверху, например, попадая «на Олимп».

Простота сценического оборудования была обусловлена отнюдь не слабым развитием античной техники. В театре класси­ческой поры внимание зрителей сосредоточивалось на развитии действия, на судьбе героев, а не на внешних эффектах.

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слыши­мость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительных мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрите­лей.

АКТЕРЫ. ХОР. ЗРИТЕЛИ

По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Эсхил ввел второго актера — девтерагониста, а млад­ший современник Эсхила Софокл — третьего, тритагониста. При этом основные роли исполнял всегда первый актер — протагонист[17].

Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диони­са — а в эпоху расцвета греческой рабовладельческой демократии и со всей общественной жизнью Афин — актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное по­ложение.

Так как число актеров не превышало трех, то одному и тому же актеру приходилось играть в спектакле несколько ролей. Впрочем, значительная часть драмы проходила не перед глазами зрителей: они узнавали о том, что произошло за сценой, через вестников, домочадцев, слуг. Это и давало возможность обходить­ся таким малым количеством актеров. Кроме того, если в пьесе были роли без слов, то в этих ролях могли использоваться не актеры-профессионалы, а статисты. Женские роли всегда исполнялись мужчинами.

Трагическая маска эпохи Софокла

В наиболее пате­тических местах актеры испол­няли арии — монодии. Греческие актеры должны бы­ли владеть и искусством танца, искусством движения. Акте­ры выступали, в масках, так что мимика была исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.

Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культом Диониса.

Комические и трагические маски

В древней комедии большая часть масок должна была вы­зывать смех, отсюда их карика­турный и гротесковый характер.

Трагический актер. Раскрашенная статуэтка из слоновой кости

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 че­ловек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хо­ра — корифеем. При выходе на орхестру впереди хора шел флей­тист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенно­го в центре орхестры.

Среди ученых существовало мнение, что хор в греческой тра­гедии тормозил действие и являлся просто данью культовой тра­диции. Однако это не так. Трагедия развилась именно на основе хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появ­лением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драмати­ческий конфликт может теперь развиваться и без участия хора. Но хор не исчезает — он существует как непременный компонент у всех драматургов классического периода, хотя не всегда несет одинаковую сюжетную нагрузку. Хор — это коллективный герой. Его партии и поныне помогают по­нять философский и человеческий смысл трагедии, решение ее основного конфликта.

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, с венками на голове.

Порядок представления тетралогий и комедий соревнующихся поэтов определялся по жребию. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредст­венной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение ап­лодисментами и криками. Если же пьеса не нравилась, зрители свистели, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить пьесу и начинать новую. Можно сказать, что суждение народа имело су­щественное значение для успеха представления.

ТЕАТР ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

В эпоху эллинизма (IV—I вв. до н. э.) греческий театр клас­сической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театраль­ного здания. Эти изменения связаны с новыми историческими ус­ловиями.

В результате поражения в Пелопоннесской войне Афины по­теряли главенствующее положение в Греции.

К этому времени форма небольшого рабовладельческого по­лиса и связанного с ним мелкого хозяйства теряет свою жизне­способность. Стремление к организации крупных экономических форм выливается в походы Александра Македон­ского, покорившего в короткий срок почти весь известный тогда грекам мир.

Информация о работе Античный театр - художественные особенности и общественное значение