Античный театр - художественные особенности и общественное значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

ТЕАТР греков и римлян — древнейший па территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Лучшая по­ра римского театра приходится на вторую половину III и на II в. до н. э.
Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Позже неоднократно обраща­лись к богатому театральному наследию, оставленному антично­стью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли античные драмы.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………
2. Происхождение древнегреческой драмы и театра ………...
3. Театр демократических Афин. V век до н. э. ……………….
4. Организация театральных представлений ……………….
5. Архитектура древнегреческого театра …………………....
6. Актёры. Хор. Зрители ………………………………………...
7. Театр эпохи эллинизма ……………………………………….
8. Новая аттическая комедия …………………………………..
9. Мимы, пантомимы и флиаки ……………………………….
10. Список используемой литературы ………………………….

Работа содержит 1 файл

реферат 1 курс культу-гия Античный театр - художественные особенности и общественное значение.doc

— 871.00 Кб (Скачать)


Оглавление:

1.      Введение …………………………………………………………

2.      Происхождение древнегреческой драмы и театра ………...

3.      Театр демократических Афин. V век до н. э. ……………….

4.      Организация театральных представлений ……………….

5.      Архитектура древнегреческого театра …………………....

6.      Актёры. Хор. Зрители ………………………………………...

7.      Театр эпохи эллинизма ……………………………………….

8.      Новая аттическая комедия …………………………………..

9.      Мимы, пантомимы и флиаки ……………………………….

10. Список используемой литературы ………………………….


ВВЕДЕНИЕ

ТЕАТР греков и римлян — древнейший па территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Лучшая по­ра римского театра приходится на вторую половину III и на II в. до н. э.

Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Позже неоднократно обраща­лись к богатому театральному наследию, оставленному антично­стью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли античные драмы.

Что же привлекает к античной драматургии передовых деяте­лей театра? Почему мы до сих пор обращаемся к произведениям, написанным примерно 2500 лет назад?

Ответ на этот вопрос надо искать в особенностях, предопреде­ленных экономической и социально-политической жизнью Греции того времени.

Драма родилась в Греции в VI в. до н. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй. Рабство, как пишет Эн­гельс, на первых порах играло прогрессивную роль в развитии общества: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленно­стью и таким путем создало условия для расцвета культуры древ­него мира — для греческой культуры. Без рабства не было бы гре­ческого государства, греческого искусства и греческой науки...»[1].

Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общи­ны свободных граждан, связанных племенным родством.

Развитие драмы происходит именно в демократических поли­сах. Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической[2] земле, расцветают науки и искусства.

Это происходит потому, что именно в демократическом полисе были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государ­ства считал себя равноправным и полноправным членом общества. Он стремился понять окружающий мир, законы, уп­равляющие развитием общества. Вопросы общественно-политической жизни широко обсуждались афинскими гражданами не только в народном собрании, но и в театре.

Особенно велика была политиче­ская и культурная роль греческого театра в V в. до н. э., когда афинская рабовладельческая демократия достигла своего расцвета.

Связь с общественно-политической жизнью, служение интере­сам народа, внимание к человеку со всем богатством его духов­ной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики — все это сделало афинский театр театром больших идей и прекрасной художественной формы. Такие идеи, как страстный протест против всякого насилия и угнетения, проповедь горячей любви к родине и т. д., были всегда близки и понятны прогрессивному человечеству. Именно поэтому борьба и страдания героев античных драм находят такой живой отклик у зрителей наших дней.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ТЕАТРА

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор.

Мифология занимала в греческом фольклоре особое место. Эта форма народного творчества сыграла огромную роль в эволюции всех видов античного искусства; она, как писал К. Маркс, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву»[3].

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих наро­дов на ранней ступени развития и сохранялись па протяжении ве­ков.

В Греции обряды были связаны с культом богов — покровите­лей земледелия: Деметры, ее дочери Коры, Диониса. Такие обряды превращались иногда в культовую драму.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма. Трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа, ко­медия — карнавально-сатирическую. Сатировская драма представ­ляется средним жанром.

Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, комедия — от запевал фаллических песен[4]. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участника­ми праздника.

Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла зна­чительного развития. Античная традиция передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.). «Пер­вая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра»[5].

Главным нововведением Феспида было выделе­ние из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»), мог обращаться к хо­ру с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Ученик Феспида Фриних (ок. 540—ок. 470 до н. э.) расши­рил сюжетные рамки трагедии, выведя ее за пределы мифов дионисийского круга. Фриниху же принадлежал ряд трагедий на ис­торические сюжеты, написанных по свежим следам событий.

Произведений Феспида и Фриниха не сохранилось, сведения об их театральной деятельности скудны, но и они показывают, что уже первые драматурги сделали театр местом обсуждения важнейших проблем общественной жизни, трибуной, где утверждались демократиче­ские принципы Афинского государства.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародий­но-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами[6]. 

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра.

ТЕАТР ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ АФИН. V ВЕК ДО Н. Э.

Своего высшего расцвета древнегреческое театральное искус­ство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. — Эсхила, Софокла, Еврипида — и комедиографа Аристофана, дея­тельность которого захватывает и начало IV в. до н. э.

ЭСХИЛ 525—456 до н. э.

Имена трех греческих трагических поэтов — Эсхила, Софокла и Еврипида — обычно соотносят с тремя периодами развития афин­ской демократии и с тремя этапами развития греческой трагедии.

Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в пе­риод греко-персидских войн.

В ходе войны значительно выросло патриотическое самосознание народных масс, что способствовало дальнейшему укреплению афинской демокра­тии. К этому времени и относится начало творчества Эсхила.

Эсхил

Эсхил происходил из знатного рода. Он родился в Элевсине, близ Афин.

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.

Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила. Он (Эсхил) верит в судьбу — Мойру, верит, что ей повинуются даже боги. Герои Эсхила — не безвольные существа, безого­ворочно выполняющие волю божества. Моральная ответственность человека за свои поступ­ки — одна из основных тем трагедий драматурга.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл воз­можность более глубокой разработки трагического конфликта, уси­лил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, в которой партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, роди­лась новая трагедия, в которой персонажи сталкивались на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои дей­ствия.

В ранних трагедиях Эсхила («Просительницы», «Персы») драматургический конфликт развит еще слабо, основным героем является хор и его партии занимают половину всех стихов. В то же время, хотя герои остаются еще схематичными и слабо взаимодей­ствуют между собой, они впервые получают некоторую индивиду­ализацию.

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия. Затем следует парод — пес­ня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чере­дование эписодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора). Заключитель­ная часть трагедии называется эксодом; эксод — это песня, испол­няя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречается также гипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в куль­минационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологи героев, исполняемые речи­тативом[7].

Обычно трагедия состоит из 3—4 эписодиев и 3—4 стасимов. Стасимы разделяются на отдельные части — строфа[8] и антистро­фы, строго соответствующие по структуре одна другой. При ис­полнении строф и антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и ан­тистрофа — в другом. Таких пар (строфа — антистрофа) в стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение).

Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флей­ты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами. Трагиче­ский танец назывался эммелейя.

 

Сцепа из «Персон»» Эсхила. Роспись на вазе

Трилогия Эсхила «Орестея» (458 до н. э.) — единственный дошедший до нас полностью образец трилогии. На примере «Орестеи» можно проследить принцип построения трилогии, где каж­дая следующая трагедия является логически необходимым про­должением предыдущей, а идея автора полностью раскрывается лишь в совокупности трех произведений.[9]

В «Орестее» мастерство Эсхила достигает своего расцвета. Уси­ливается действенная сторона трагедии, чему способствует введе­ние третьего актера.

Энгельс назвал Эсхила «отцом трагедии», «ярко выраженным тенденциозным поэтом»[10]. Эсхил — лучший выразитель обществен­ных устремлений своего времени. В своих трагедиях Эсхил рисует победу прогрессивных начал в развитии общества, в госу­дарственном устройстве, в морали. Хотя уже к концу V в. до п. э. трагедии Эсхила стали считать­ся несколько архаичными, и для современников и для последую­щих поколений он всегда был первым великим трагическим поэ­том.

 

СОФОКЛ 496—406 до н. э.

Софокл

Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование.

Трагедии Со­фокла несут в себе новые чер­ты. Если у Эсхила главными ге­роями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и не­сколько приподнятые над дей­ствительностью. Софокл рисует, прежде всего, борьбу человека за осуще­ствление своих целей, его мысли и чувства, показывает страдания, выпавшие на его долю.

Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с коллективом граждан: это — воплощение идеала гармонической личности, который был создан в годы расцвета Афин. Поэтому Со­фокла называют певцом афинской демократии.

Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части трагедии (эписодии) и уменьшил партии хора. Действие ста­ло более живым и достоверным, так как па сцене могли одновре­менно выступать и давать мотивировку своим поступкам три пер­сонажа. Однако хор у Софокла продолжал играть важную роль в трагедии, и число хоревтов было даже увеличено до 15 человек.

Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла ми­фов. Это «Антигона», «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне»[11].

Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее расцвета. Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех пол­ноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к бо­гам, благородство стремлений и чувств, сильных духом людей.


ЕВРИПИД

Ок. 485—406 до н. э.

Социальный кризис афин­ской рабовладельческой демо­кратии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно от­разились в творчестве младше­го современника Софокла — Еврипида.

Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими, «каковы они есть»[12].

В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований, и боги оказываются более коварными, жестокими и мсти­тельными, чем люди. Религи­озное свободомыслие, постоянно встречающееся в трагедиях Еврипида, не могло найти сочувствия у рядового афинянина, и, види­мо, в этом надо искать причину неуспеха его произведении.

Как художник Еврипид еще глубже, чем Софокл, проникал в мир душевных переживаний человека: в его трагедиях характеры получают не только психологическое раскрытие, но и впервые в эпоху античности психологическое развитие. При этом он не бо­ялся изображать и низкие человеческие страсти, борьбу противоре­чивых стремлений у одного и того же человека.

Информация о работе Античный театр - художественные особенности и общественное значение