Причины преступности в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:11, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы изучение состояния преступности в России и определение путей совершенствования борьбы с преступностью.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть влияние социально-экономической и духовно-нравственной ситуации на причинный комплекс динамики преступности;
- определить понятие и сущность основных причин детерминации преступности;
- проанализировать эффективность деятельности органов внутренних дел;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Причинность и детерминация преступности
1.1 Влияние социально-экономической и духовно-нравственной
ситуации на причинный комплекс динамики преступности…………………………...7
1.2 Основные причины детерминации преступности
в Российской Федерации………………………………………………………………...15
2 Проблемы причинного комплекса отдельных видов преступности
в современной России
2.1 Общая характеристика причин организованной преступности……………30
2.2 Причины и условия преступлений, совершаемых лицами
в состоянии алкогольного и наркотического опьянения……………………………...40
2.3 Проблемы декриминализации и пути совершенствования
борьбы с преступностью………………………………………………………………...49
Заключение………………………………………………………………………...57
Глоссарий………………………………………………………………………….60
Список сокращений……………………………………………………………….63
Список использованных источников…………………………………………….65

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Посл..Вар.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

Сохраняются проблемы в службе участковых уполномоченных милиции. С одной стороны, использование этой службы в качестве резерва для решения кадровых вопросов в других подразделениях отрицательно сказывается на качественном составе участковых уполномоченных. С другой, как показывает практика, успех профилактических мероприятий, проводимых участковыми уполномоченными милиции, в значительной мере обеспечивается силой общественного мнения, которое зависит от их систематического и профессионального общения с населением обслуживаемых участков.

Между тем, отмечают А.М. Воронов  и Н.М. Кожуханов, в этом процессе продолжают иметь место негативные тенденции. Изучение общественного мнения населения показывает, что абсолютное большинство из числа опрошенных граждан считает, что участковые уполномоченные при выполнении своих обязанностей чаще руководствуются рациональным расчетом и слишком редко проявляют теплые, человеческие чувства к обращающимся к ним гражданам. Своеобразным барометром является количество жалоб, поступающих в различные инстанции на действия участковых уполномоченных милиции, число которых, к сожалению, не уменьшается[82].

Значительное ослабление профилактической функции отрицательно сказывается на всей сфере борьбы с преступностью, в том числе и по линии криминальной милиции. Почти вдвое снизилось количество привлекаемых к уголовной ответственности организаторов и лидеров преступных сообществ. Отсутствие наступательности в этом направлении привело к значительному снижению числа привлеченных к уголовной ответственности членов организованных преступных групп, изобличенных в совершении имущественных преступлений более чем на четверть. Наиболее сложным направлением в работе органов внутренних дел по противодействию организованной преступности продолжают оставаться преступные группировки, образованные по этническому принципу. Наряду с этим, не дают желаемого эффекта предпринимаемые органами внутренних дел меры по общей профилактике преступлений, так как они по своему содержанию носят рекомендательный характер и не подкреплены какими-либо реальными мерами правового воздействия в отношении должностных лиц, не обеспечивающих устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Требует также правовой регламентации участие общественности в охране правопорядка.

Более или менее полноценная профилактическая работа в последние годы осуществлялась только в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

В 1999 г. был принят федеральный закон № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[83], однако деятельность органов внутренних дел по его реализации не отвечает современным реалиям.

В то же время, по мнению М.М. Бабаева и М.С. Крутера, несмотря на принимаемые меры, расширение воспроизводства молодежной и подростковой преступности и другие негативные тенденции в ее структуре и динамике приостановить не удалось. В основе этого лежит (помимо общеизвестных социальных факторов) хроническая разобщенность усилий милиции криминальной и общественной безопасности, аппаратов следствия в осуществлении целенаправленного предупредительного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. На этом направлении ослаблено внимание руководителей главных управлений и управлений на конкретную деятельность органов внутренних дел по предотвращению преступлений с участием подростков на ранней стадии (приготовления либо покушения)[84].

Подразделения по делам несовершеннолетних еще не полностью переориентировались с функции регистрации правонарушителей и псевдопедагогической профилактики на активную оперативно-поисковую работу по выявлению и изобличению несовершеннолетних правонарушителей и взрослых граждан, вовлекающих их в противоправную деятельность.

Таким образом, исследования криминогенной ситуации на территории Российской Федерации свидетельствуют, что в силу обозначенных факторов влияние профилактических мер на состояние и уровень преступности остается недостаточным. Это говорит об отсутствии комплексного подхода к осуществлению профилактической работы. Функционирующие в МВД-ГУВД (УВД) субъектов Российской Федерации Координационно-методические советы по предупреждению преступлений редко выносят на рассмотрение проблемы, затрагивающие интересы всех служб и подразделений органов внутренних дел по профилактике преступлений, что ослабляет их координирующий потенциал. При разработке мероприятий не уделяется достаточного внимания активизации оперативно-разыскной профилактики с использованием возможностей криминальной милиции (особенно по предупреждению многоэпизодных преступлений, разобщению молодежных криминальных группировок, выявлению и изобличению притоносодержателей, взрослых подстрекателей, преступников-гастролеров и сбытчиков). В профилактических целях комплексное использование сил и средств предусматривается только при проведении разовых оперативно-профилактических мероприятий[85].

Просчеты управленческого характера во многом обусловили и недостаточно высокие показатели при использовании уголовно-правовых норм, предупреждающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений с тяжкими последствиями, вызывающих наибольший общественный резонанс. Кроме того, необходимо отметить, что существует определенный разрыв во времени между проведением профилактических мероприятий и их конечным результатом, который следует учитывать при оценке эффективности профилактической деятельности.

Таким, образом, основная задача ближайших лет - создание необходимых условий для сохранения и развития профилактики преступлений органами внутренних дел, а также определение приоритетных направлений этой деятельности. Совершенствование профилактики преступлений в современных условиях должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

1. Общая профилактика. Основой этой деятельности должна стать разработка региональных программ предупреждения преступности, при подготовке которых необходимо обратить особое внимание на изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, учитывая региональные особенности; информирование руководителей предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), иных должностных лиц и граждан о формах и методах защиты от преступных посягательств; обеспечение взаимодействия государственных и органов местного самоуправления с населением, общественными формированиями, средствами массовой информации по вопросам охраны правопорядка; внесение предложений по паспортизации объектов хранения материальных ценностей, их технической оснащенности; осуществление других общепрофилактических мероприятий.

2. Индивидуальная профилактика. Содержание этой деятельности заключается в обеспечении органами внутренних дел действенного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которым назначены наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

3. Предупреждение и пресечение преступлений. Усилия служб и подразделений органов внутренних дел в этом направлении должны быть сосредоточены на устранении обстоятельств, способствующих совершению конкретных видов преступлений; предотвращении замышляемых и подготавливаемых преступлений; активном применении упреждающих мер правового воздействия в отношении лиц, совершающих административные правонарушения и преступления, не представляющие большой общественной опасности, в целях предупреждения с их стороны более серьезных преступлений; осуществлении других профилактических мероприятий в процессе оперативно-разыскной деятельности, расследования преступлений, обеспечения правопорядка и иных охранных функций.

Совершенствование профилактики преступлений органами внутренних дел должно базироваться на повышении роли научно-исследовательских и высших учебных заведений системы МВД России в разработке форм и методов профилактики преступлений, а также виктимологический проблем профилактики в группах криминального риска. Представляется, что разрешение этих вопросов будет способствовать усилению борьбы с преступностью и дальнейшему развитию правового Российского государства в XXI веке.


Заключение  

 

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.

1. Масштабы влияния преступности на социальные процессы заставляют оценивать ее как значимый политический и экономический криминогенный феномен. Любая из сфер жизнедеятельности государства и общества испытывает на себе деструктивную силу криминальных процессов. Криминологическая наука и практика борьбы с преступностью накопила достаточно данных, позволяющих утверждать, что преступность должна рассматриваться как своеобразный барометр социальной стабильности общества, как мера нарушения общественного равновесия в государстве, как характеристика уровня дестабилизации социальных институтов. Криминалитет определяет степень недоработок официальных структур, ошибки и недостатки в их деятельности. Преступность занимает те ниши, которые остаются свободными из-за неэффективности государственных служб, пробелов в законодательстве и экономической нестабильности.

2. Анализ негативных факторов, влияющих на состояние законности, обусловливает на ближайшую перспективу проблемы в ее обеспечении. Приведенные результаты исследования детерминации преступности позволяют сделать вывод о том, что кардинальных положительных изменений криминальной обстановки в стране в ближайшее время не произойдет. В связи с этим зависимость показателей преступности от экономических, социальных, политических и других показателей и анализ количественно-качественных характеристик преступности позволяют говорить о крайне высокой степени общественной опасности данного явления и определяют необходимость в принятии профилактических мер и программ для устранения причин детерминирующих преступность.

3. Системный анализ социально-экономических реалий и криминогенных процессов, происходящих на территории России показал, что в современном российском обществе существует множество различных по своему содержанию и природе системных факторов, детерминирующих организованную преступность. При этом отсутствие специального учета системных факторов затрудняет эффективное правоохранительное противодействие этому социально-правовому явлению как со стороны государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны самого общества.

4. Проблема распространения и потребления наркотиков и сильнодействующих веществ представляет угрозу, как здоровью, так и национальной безопасности страны. Вследствие возрастания тенденции развития наркомании и алкоголизма в Российской Федерации разрастается девиантная среда наркоманов и потребителей наркотиков за счет приобщения к потреблению несовершеннолетних, происходит  приобщение подростков к наркотическим средствам и психотропным веществам на фоне употребления ими алкогольных напитков, выступающих первичным фактором. В настоящее время социально-негативное поведение граждан в результате потребления алкоголя и наркотизации получило значительное распространение и, являясь благоприятной средой преступности, зачастую предшествует общественно опасному поведению.

Опираясь на сделанные выводы, можно сделать следующие предложения:

1.В целях повышения результативности деятельности правоохранительных органов в предупреждении развития российской и транснациональной организованной преступности представляется необходимым создать в рамках органов внутренних дел самостоятельное подразделение по предупреждению особо опасных форм организованной преступности, затрагивающими интересы Российской Федерации или ее субъектов.     

2. В обществе назрела социальная потребность принятия базового федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», согласно которому в дальнейшем могли бы приниматься соответствующие законы по отдельным направлениям предупредительной деятельности, а также на различных уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).

3. Основная задача ближайших лет - создание необходимых условий для сохранения и развития профилактики преступлений органами внутренних дел, а также определение приоритетных направлений этой деятельности, в связи с чем, совершенствование профилактики преступлений в современных условиях должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

- Общая профилактика. Основой этой деятельности должна стать разработка региональных программ предупреждения преступности, при подготовке которых необходимо обратить особое внимание на изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, учитывая региональные особенности; информирование руководителей предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), иных должностных лиц и граждан о формах и методах защиты от преступных посягательств; обеспечение взаимодействия государственных и органов местного самоуправления с населением, общественными формированиями, средствами массовой информации по вопросам охраны правопорядка.

- Индивидуальная профилактика. Содержание этой деятельности заключается в обеспечении органами внутренних дел действенного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которым назначены наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

- Предупреждение и пресечение преступлений. Усилия служб и подразделений органов внутренних дел в этом направлении должны быть сосредоточены на устранении обстоятельств, способствующих совершению конкретных видов преступлений; предотвращению преступлений; активном применении упреждающих мер правового воздействия в отношении лиц, совершающих административные правонарушения и преступления; осуществлении других профилактических мероприятий.

Информация о работе Причины преступности в современной России