Причины преступности в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:11, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы изучение состояния преступности в России и определение путей совершенствования борьбы с преступностью.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть влияние социально-экономической и духовно-нравственной ситуации на причинный комплекс динамики преступности;
- определить понятие и сущность основных причин детерминации преступности;
- проанализировать эффективность деятельности органов внутренних дел;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Причинность и детерминация преступности
1.1 Влияние социально-экономической и духовно-нравственной
ситуации на причинный комплекс динамики преступности…………………………...7
1.2 Основные причины детерминации преступности
в Российской Федерации………………………………………………………………...15
2 Проблемы причинного комплекса отдельных видов преступности
в современной России
2.1 Общая характеристика причин организованной преступности……………30
2.2 Причины и условия преступлений, совершаемых лицами
в состоянии алкогольного и наркотического опьянения……………………………...40
2.3 Проблемы декриминализации и пути совершенствования
борьбы с преступностью………………………………………………………………...49
Заключение………………………………………………………………………...57
Глоссарий………………………………………………………………………….60
Список сокращений……………………………………………………………….63
Список использованных источников…………………………………………….65

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Посл..Вар.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

В структуре кассационной практики Верховного Суда РФ, отмечает В.Н. Скотинина, дела об организации преступного сообщества составляют 2,5%[48].

Так, в 2003 г. в Москве выявлено преступное сообщество, в которое входили сотрудники МЧС РФ и Московского уголовного розыска. Одному из подсудимых по делу «оборотней в погонах», начальнику безопасности МЧС генерал-лейтенанту Владимиру Ганееву, наряду с вымогательством, превышением должностных полномочий, незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней инкриминируется также преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 210 УК РФ (создание преступного сообщества, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). Участие в преступном сообществе, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, вменяют остальным членам криминального объединения – сотрудникам столичной милиции. По официальным данным, должностные лица широко использовали возможности, которые предоставляла им служба в государственных органах, для взятия под контроль малого и среднего бизнеса[49].

Вот еще один пример. В июле 2005 г. Верховный Суд РФ вынес приговор по уголовному делу в отношении трех федеральных судей районных (Бутырского и Бабушкинского) судов г. Москвы – Ивченко, Савелюка и Мишиной. Они были признаны виновными в участии в преступном сообществе с использованием своего служебного положения. Как установил суд, преступники мошенническим путем приобретали права на неприватизированные московские квартиры, хозяева которых умерли и которые по закону должны были перейти в муниципальную собственность. Осужденные путем фальсификаций материалов гражданских дел, не имея их в своем производстве, передавали муниципальные квартиры в собственность подставных лиц – членов преступного сообщества[50].

Организованная преступность имеет свои, присущие только ей, специфические признаки и формы нарушения закона. Как считает А.И. Гуров, разные подходы к их пониманию и особенности их проявления в той или иной стране не позволили, очевидно, выработать международное универсальное определение анализируемого явления. Криминалистический анализ преступных сообществ позволяет сделать вывод о том, что преступления, о которых идет речь в

ст. 210 УК РФ, представляют собой наивысшую форму проявления организованной преступности. Именно в организационном плане они достигают совершенства, наиболее глубоко проникают в государственные структуры. Их основное поле деятельности – экономика, теневая, криминальная часть которой по различным оценкам составляет не менее 40–50% всего производства. Коррумпирование высокопоставленных государственных служащих позволяет преступным сообществам (организациям) оказывать влияние на политическую и законотворческую деятельность в области экономики[51].

Кроме того, как подчеркивает С.В. Иванцов, систему организованной преступности существенно укрепляет профессиональная и рецидивная преступность, а также преступность несовершеннолетних. При этом, взаимодействуя с организованной преступностью, они сами приобретают новые негативные тенденции: возрождение опасных криминальных профессий (например, похищение людей, торговля людьми), распространение новых опасных видов криминальной деятельности (например, использование потерпевших для трансплантации органов, незаконное усыновление); изменяются не только количественные показатели преступлений, совершаемых несовершеннолетними в составе организованных преступных групп, но и их качественные характеристики[52].

Итак,  сегодняшнюю организованную преступность следует рассматривать как вид противоправной деятельности, сущность которой составляет процесс обращения

капитала, приобретенного преступными формированиями противоправным путем, в легальных и нелегальных сферах общественной жизни, что оказывает влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь страны. Происходит это путем активного лоббирования своих интересов во властных структурах всех уровней путем подкупа представителей власти и должностных лиц, влияния на ход выборов, провоцирования межнациональных конфликтов и политических скандалов, совершения физического устранения и запугивания неугодных лиц и т.д.

Системный анализ социально-экономических реалий и криминогенных процессов, происходящих на территории России, позволяет сделать вывод, что дальнейшее функционирование и развитие преступных организаций будет определяться продолжающейся мировой глобализацией, усилением влияния транснациональной организованной преступности, а также социально-экономической ситуацией в стране. В современном российском обществе существует множество различных по своему содержанию и природе системных факторов, детерминирующих организованную преступность. Отсутствие специального учета системных факторов затрудняет эффективное правоохранительное противодействие этому социально-правовому явлению как со стороны государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны самого общества. В целях повышения результативности деятельности правоохранительных органов в предупреждении развития российской и транснациональной организованной преступности представляется необходимым создать в рамках органов внутренних дел самостоятельное подразделение по предупреждению особо опасных форм организованной преступности, затрагивающими интересы Российской Федерации или ее субъектов.                                                             


2.2 Причины и условия преступлений, совершаемых лицами

в состоянии алкогольного и наркотического опьянения

 

Анализ современной алкогольной и наркотической ситуации в России показывает, что на расширение алкоголизма  и наркотизма оказывает влияние целый комплекс многочисленных факторов, относящихся к биофизиологическому, индивидуально-психологическому, микро- и макросоциальным уровням. Рассмотрев различные концепции можно выделить две основные группы причин, способствующих развитию алкоголизма и наркомании:

- причины, кроющиеся в аномалиях личности и особенностях организма индивида (наследственные, конституциональные, психологические);

- причины, заложенные в жизни общества[53].

К первой группе причин, следует отнести семейно-бытовые и производственные конфликты, к которым в дальнейшем по мере актуализации патологического влечения к алкоголю и наркотикам возрастает роль биологических факторов. При рассмотрении данного вопроса особое внимание уделяется различным аномалиям личности (наследственным, обменным, конституционным, психическим, психологическим).

Ко второй группе причин, в наибольшей степени влияющих на возникновение и распространение алкоголизма и наркомании, относятся социальные конфликты и противоречия. Среди них выделяются такие, как рост экономической организованной преступности, формирующей криминализированный рынок, кризис духовно-нравственного состояния общества, воспроизводящий социальные отклонения и патологию и влияющий на девиантное поведение, нейтрализация стрессовых ситуаций посредством пьянства и употреблением наркотиков. Сюда же можно отнести и субкультуру несовершеннолетних, которая современных условиях формируется под огромным влиянием средств массовой информации[54].

Кроме того, наряду с отмеченными причинами, следует отметить и современные тенденции проявления алкоголизма и наркотизма, которые выражены:

- в неуклонном увеличении девиантной среды, при этом отчетливо выявляется рост алкоголизма и наркомании среди женщин и несовершеннолетних;

 - алкоголизм и употребление наркотиков как форма отклоняющегося поведения выступает в качестве фонового явления, детерминирующего преступления против личности, собственности и общественной безопасности[55].

Также следует отметить и тот факт, что среди детерминант, оказывающих влияние на формирование новой алкогольной ситуации в России, можно выделить утрату государством монополии на производство алкогольной продукции.

Последние годы характеризуются появлением новых для страны криминогенных детерминан­тов, связанных с психологической атмосферой кризиса в обществе, которое находится в пере­ходном периоде. Жестокость и насилие провоци­руют, в частности, утрата уверенности в зав­трашнем дне, угроза безработицы для выпускни­ков школ, средних специальных учебных заведе­ний, распространение чувства социальной завис­ти к имущим гражданам. При низкой общей и правовой культуре эти факторы создают в среде социальных аутсайдеров, особенно молодых, непреходящую атмосферу раздражения и озлобленности. При этом в условиях ухудшения общей ситуа­ции усугубляется влияние «традиционных» фак­торов, составляющих причинный комплекс преступности (пьянство, наркотизм, неустроенность быта и досуга). Так, фак­тором, способствующим, к примеру, существованию хули­ганства, являются неорганизованность досуга и диспропорции   экономического   и   социально-культурного развития. В результате создает­ся почва для злоупотребления спиртными напит­ками, курения наркотиков, бессодержательного проведения свобод­ного   времени,   бесконтрольности   поведения, формируются на антисоциальной основе группы молодежи[56].

Следует согласиться с мнением В.Н. Кудрявцева, что негативные социальные явления представляют пестрый спектр раз­личных правонарушений и антиобщественного поведения. Пьянство, алко­голизм, наркомания, проституция, самоубийства входят в число наиболее распространенных криминогенных факторов и представляют собой серь­езную социальную проблему. Социально-негативные явления очень разнообразны и самым тесным образом связаны с преступностью. Антиобщественное поведение людей, как правило, служит исходной базой для совершения преступлений и представляет собой единый и непрерывный процесс правонарушения[57].

Угрозой обществу являются пьянство и алкоголизм, тогда как по­требление алкоголя формально и не относится к девиантному поведению. Так, по результатам многочисленных исследований, в России изредка и умеренно потребляют алкогольные напитки 70-80 % населения, 3-5 % -абсолютные трезвенники, 3-5 % - страдают алкоголизмом, 10-12 % - зло­употребляют алкоголем[58].

При этом следует исходить из того, что между пьянством - неуме­ренным употреблением спиртных напитков - и алкоголизмом - болезнью - четкой границы нет. Первое может перерасти во второе. Связь алкоголиза­ции и преступности издавна отмечалась криминологами. Так, наблюдались возрастание количества преступлений в конце рабочей недели; сочетание безудержного пьянства и повышенной криминальности беднейших слоев населения; относительно более сильное влияние пьянства на насильствен­ные преступления, чем на имущественные.

Однако вопреки распространенному мнению, отмечает Н.Д. Гомонов, пьянство не порождает преступность и, следовательно, не является ее причиной. Вместе с тем пьянство способствует совершению преступлений и, следовательно, явля­ется одним из условий преступности[59].

Ежегодно в состоянии алкогольного опьянения находится каждый пятый из числа преступников. В России эпизодически проводились антиалкогольные кампании (в 1922, 1972, 1985 г.), с помощью которых удалось сохранить немало жиз­ней, уберечь от увечья значительное число людей. Вместе с тем непроду­манность этих кампаний, их кратковременность и формализм не позволили достичь ожидаемых результатов. Российский опыт показывает, что запре­тительные меры борьбы с алкоголизмом и пьянством не эффективны. Бо­лее приемлемыми мерами являются «замещающие», то есть развитие раз­личных видов спорта, цивилизованный способ проведения досуга, изменение мер потребления алкогольных напитков[60].

Наиболее очевидными и достаточно хорошо исследованными условиями преступности являются пьянство (неумеренное потреб­ление алкоголя) и алкоголизм (пьянство, перешедшее в труднопрео­долимое, патологическое влечение к алкогольным напиткам). Из общего числа выявленных в 2003 г. лиц, совершивших пре­ступление, 296 689 человек находились в момент общественно опасного посягательства в нетрезвом состоянии (на самом же деле ввиду латентности этот показатель значительно выше). В начале 90-х годов удельный вес нетрезвых преступников неуклонно возрастал (с 38,0 % в 1990 г. до 41,4 % в 1993 г.). В 1997 г. в состоянии алкогольного опья­нения совершено 70,0 % убийств, 75,3 % умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 73,3 % изнасилований, 65,1 % хулиганств (явно заниженный показатель), 52,3 % разбоев, 32,2 % краж чужого имущества. В 1993 г. этот уровень был значительно выше, так как в 1994-2000 гг. отмечается снижение данного показателя. В результате в 2000 г. этот индикатор достиг небывало низкой отметки в 23,1 % (снижение по сравнению с 1999 г. на 8,9 %). Примерно на том же уровне (24,0 %) данный показатель остался и в 2003 г. В условиях продолжающейся алкоголизации всех слоев российского общества этот феномен, считает В.Н. Бурлаков,  может быть объяснен лишь увеличением латентности данного фактически отягчающего вину обстоятельства[61].

Еще более разрушительное воздействие на состояние сомати­ческого и психического здоровья человека оказывают наркотические и другие сильнодействующие средства. В специ­альной литературе отмечается, что среднесуточная доза употребления (от 4 до 8 мл) однопроцентного морфина (гидрохлорида морфия) вызы­вает наркотический эффект в 10 тыс. раз сильнее, чем 250 мл водки. А действие галлюциногенов (ЛСД и др.) и получаемых на их основе препаратов сильнее морфина в 10-100 раз. К тому же наркоманы и токсикоманы по разным причинам стремятся к распространению этих пороков. «Подсчитано, что один наркоман, если он не изолирован, способен «заразить»... 10-15 человек»[62].

Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только причинением серьезного вреда здоровью человека, в результате чего он лишается социальных функций (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при традиционном разовом лечении только 3-5 человек окончательно выходят из наркозависимости), но и другими сопутствующими факторами. Наркозависимые люди - питательная среда для преступности. Поскольку в силу разных причин, в том числе и проблем трудоустройства, такие деньги есть далеко не у каждого, постольку остается единственный путь их приобретения - криминальный[63].

Вместе с тем, анализируя данные официальной статистики, можно отметить, что количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, увеличивалось с 1988 по 1995 г. (1988 г. - 266 794; 1995 г. - 650 261; рост на 38 347, или 143,7%), а с 1995 по 2007 г. данный вид преступлений сни­зился на 37,2% или на 242 189 (в 2007 г. их количество соста­вило 408 072). Та же динамика в целом отмечалась и по регионам. Если сравнивать данные о преступлениях, совершенных в состоя­нии алкогольного опьянения, то в некоторых регионах на­блюдался их рост

в 2007 г. по сравнении с 1988. Самые боль­шие показатели отмечались в Республике Карелия (на 373,1%), Вологодской (на 263,7%); Нижегородской (169,3%) областях, республиках Чувашия (на 169,1%) и Тыва (на 138,2%), Улья­новской (на 130,9%), Ярославской (на 128,7%) областях, Рес­публике Мари-Эл (на 119%), Сахалинской (на 115,9%), Кали­нинградской (на 108,2%), Пермской (на 104,1%), областях[64].

Так, например, правоохранительными органами Ярославской области установлены 11.9 тысячи лиц, совершивших преступления в 2007 г., - это на 18 процентов больше, чем в 2006 г. Среди задержанных каждый шестой - несовершеннолетний, более трети выявленных лиц ранее совершали преступления, почти 40 процентов совершили преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения[65].

Кроме того, следует отметить, что формированию антиоб­щественных, индивидуалистических черт лично­сти способствует определенный разрыв между интенсивно меняющимися условиями деятель­ности человека в сфере производства и изме­няющимися относительно медленно культурны­ми нормами и ориентациями. Поэтому следует согласиться с мнением Ю.М. Антоняна, что без объяснения причин индивидуаль­ного преступного поведения невозможно объяснить причины существования преступности. Как, впрочем, и наоборот[66].

Информация о работе Причины преступности в современной России