Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: взаимодействие следователя с органами дознания и оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Цель работы: изучить и проанализировать систему взаимодействия следователя с органами дознания в процессе расследования преступлений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I . Понятие дознания и предварительного следствия…………………4
1.1. Правовые основы и формы взаимодействия………………………………7
1.2. Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений……………………………14
Глава II. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений………………………………………………….18
2.1. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела……………………………………………………………………………….18
2.2. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования……………………………………………..25
Глава III. Контроль и оценка результатов взаимодействия…………………30
Заключение ……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложение……………………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 59.70 Кб (Скачать)
gn="justify">      Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий  в соответствии с Федеральным  законом РФ «Об оперативно-розыскной  деятельности» от 12.08.95. является:

      1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач;

      2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения:

      а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

      б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или  экологической безопасности РФ;

      в) о лицах скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда или  уклоняющиеся от уголовного наказания;

      г) о лицах без вести пропавших  и обнаружении неопознанных трупов.

      Все эти основания делятся на 2 группы:

      1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.)12

      2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

      Производство  по делу предварительной оперативной  проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив.13

      Предварительная оперативная проверка может завершаться  использованием собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.

      Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

      1. пределами самих поручений;

      2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

      Следователь не может поручить органам дознания производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания .

      Содействие  органа дознания следователю  в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания.

      В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю  может выражаться:

      1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий;

      2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия;

      3. в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;

      4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий;

      5. в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных следственных действий;

      6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий.14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Контроль и оценка результатов взаимодействия.

 

   Руководители  следственных аппаратов и оперативных  подразделений ежеквартально анализируют  результаты расследования, причины  прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно  определяют меры по устранению недостатков  в организации следственной работы и оперативно-розыскной деятельности.

   В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ ведется учет и  оценка работы подчиненных подразделений  по раскрытию преступлений.

   Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2-3 горрайлинорганов по организации  раскрытия преступлений, в том  числе по "горячим следам".

   Ежеквартально изучается состояние организаторской  работы 1 - 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам, намечаются мероприятия по их устранению,

   Оценка  результатов работы по расследованию  и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года.

 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе.

      При написании данной курсовой работы я  пришла к следующему выводу, что  одним их существенных признаков взаимодействия выступает согласованность, которая достигается в работе посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.

      Таким образом, основой взаимодействия следователя  и органа дознания должно быть установленное  законом разграничением компетенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов работы. Подводя итог курсовой работы, также стоит отметить, что в данное время взаимодействие различных служб в органах внутренних дел находится на недопустимо низком уровне.  
А именно взаимодействие позволяет существенно увеличить эффективность работы, не изменяя структуры и состава служб и не расходуя средств на новое дорогостоящее оборудование, что особенно актуально в настоящее время.  
Если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами эффективность работы возрастет в несколько раз.  
Хочется отметить, что проблема взаимодействия в ОВД, а в частности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия требуют дальнейшего исследования с внедрением передового научного опыта в практическую деятельность ОВД, чем нам в скором времени и предстоит заняться. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые  акты:

    1. Конституция Российской Федерации.
    2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ

      (принят  ГД ФС РФ 22.11.2001)

    1. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 
      от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 
      N 214-ФЗ)
    2. ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 22 февраля 1995 г.// Собрание законодательства РФ. -1995. -№\5. -Ст. 1269.
    3. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений», утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г

      II. Специальная литература:.

    1. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. – 2003. – № 10.
    2. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. – 2003. – № 10.
    3. Масленков С.Л. О соотношении дознания, неотложных следственных действий и оперативно-розыскной деятельности // Следователь. – 2004. – № 5.
    4. Научно-практический комментарий к УПК РФ./Под ред. В. М. Лебедева; Науч. Ред. В. П. Божьев. – М.: Спарк, 2002.
    5. Юрин В. Формы взаимодействия в расследовании // Законность. – 2003. – № 1.
    6. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к возбуждению уголовного дела // Законность. – № 12. –1995.
    7. Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система//Советское государство и право. -1997.-№ 7.
    8. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 1983
    9. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика – М., 1992
    10. Леви А.А. Получение и проверка показаний следователем – М., 1987
    11. Петренко Н.Ф. Организация  взаимодействия  различных  служб  органов внутренних дел. М., юридическая литература. 1995 г.
    12. Гуценко К.Ф. ,М.А.Ковалев,  Правоохранительные органы. Учебник,  М.,1995 г.
    13. Смирнова И. С. Процессуальные и организационные основы деятельности следственных и следственно-оперативных групп.// Законодательство и практика, 2000, № 1(4)
    14. Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании преступлений.// 
      Российский следователь, 2002, № 5
    15. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика – М., 1992.

Приложение  №1.

Поручение о производстве отдельных следственных (оперативно-розыскных) мероприятий

 

        ШТАМП                     Начальнику _________________________

органа  предварительного                        (наименование органа

      следствия

                                  ____________________________________

________ No. ____________              дознания, звание, фамилия,

(дата)       (исходящий                       инициалы)

                номер)

 

                              ПОРУЧЕНИЕ

           о производстве отдельных следственных  действий

            (оперативно-розыскных, розыскных  мероприятий)

 

     В моем производстве находится  уголовное дело  No. _______________

______________________________________________________________________

       (обстоятельства, установленные в  ходе предварительного

 

______________________________________________________________________

                расследования и подлежащие выяснению)

 

______________________________________________________________________

 

     На  основании изложенного и  руководствуясь п.  4 и 5 части  второй

ст. 38 и (или) частью первой ст. 152 УПК РФ,

 

                               ПРОШУ:

 

______________________________________________________________________

         (указывается, что конкретно необходимо  установить,

         какие следственные действия, оперативно-розыскные,

 

______________________________________________________________________

     розыскные мероприятия и к  какому сроку требуется выполнить)

 

     Приложения ______________________________________________________

 

     Следователь _____________________________________________________

Информация о работе Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений