Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: взаимодействие следователя с органами дознания и оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Цель работы: изучить и проанализировать систему взаимодействия следователя с органами дознания в процессе расследования преступлений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I . Понятие дознания и предварительного следствия…………………4
1.1. Правовые основы и формы взаимодействия………………………………7
1.2. Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений……………………………14
Глава II. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений………………………………………………….18
2.1. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела……………………………………………………………………………….18
2.2. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования……………………………………………..25
Глава III. Контроль и оценка результатов взаимодействия…………………30
Заключение ……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложение……………………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 59.70 Кб (Скачать)

   3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно реализовывает оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

   4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодействия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть участие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства наиболее сложных следственных действий.

   Суть  принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач.

   5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

   Взаимодействие  следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.2

   Процессуальные  формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены  также и в других законах, в  связи с чем отношения между субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются:

  1. Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий
  2. Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий
  3. Уведомление следователя о результатах применения оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника

       Организационная форма взаимодействия следователя  и органа дознания является производной  от процессуальной, неразрывно связана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются:

1. Создание следственно-оперативных групп и оценка результатов такого взаимодействия;

2. Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным работником;

3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

4. Ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем.3

      Рассмотрим  их более подробно:

1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- оперативная группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов. К основным признакам, характеризующим следственно-оперативную группу можно отнести: общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий; самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем информации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразделений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя.

   Взаимодействие  следователей и оперативных работников в следственно-оперативных группах  происходит несколькими стезями:

1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий;

2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда оперативный работник, входящий в следственно-оперативную группу проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия (обыски, выемки, осмотры);

3.   при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.).

   Взаимный  обмен информацией  между следователем и оперативным работником. Взаимодействием в этой форме является предоставление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

   Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к подготовительному, организационному этапу, на котором согласовываются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимодействующей стороны. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любом этапе расследования преступления.

   Сущность  совместного планирования заключается  в том, что органы дознания и следствия  разрабатывают систему взаимосвязанных  мероприятий, направленных на решение  конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и  оперативно-розыскных мероприятий. Ознакомление следователя с данными, полученными оперативно-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследования.

   Таким образом, взаимодействие следователя  и органа дознания является одним  из важнейших условий для успешного  расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, организующей роли следователя в проведении расследования, самостоятельности органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимодействие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и плодотворную работу следователя и органа дознания, позволяет экономить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных органов.4

 
 

   1.2.Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений.

Основным  нормативным актом, регулирующим процесс  взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД  РФ от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении  Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии  преступлений" (с изменениями  от 13 февраля 1997 г. 18 января 1999 г.)

Данный  нормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы такие как:

- соблюдение  законности, конституционных прав  и свобод граждан;

- комплексное  использование сил и средств  органов внутренних дел;

- персональная  ответственность следователя, руководителей  оперативных подразделений и  начальников милиции общественной  безопасности за проведение и  результаты следственных действий  и оперативно-розыскных мероприятий;

- самостоятельность  следователя в принятии решений,  за исключением случаев, предусмотренных  уголовно-процессуальным законодательством;

- самостоятельность  сотрудников оперативных подразделений  в выборе средств и методов  оперативно-розыскной деятельности  в рамках действующего законодательства;

- согласованность  планирования следственных действий  и оперативно- розыскных мероприятий;

- непрерывность  взаимодействия в организаторской  деятельности, расследовании и раскрытии  преступлений до принятия решения  по уголовному делу.

Рассмотрим  указанные принципы более подробно:

1. Принцип  соблюдения законности, конституционных  прав граждан неразрывно связан  с соответствием закону конкретных  действий и актов, неуклонным  исполнением законов всеми участниками  общественных отношений. 
Сказанное в полной мере относится и к рассматриваемому взаимодействию. 
Более того можно смело утверждать, что лишь при осуществлении принципа законности в полной мере могут быть реализованы требования всех других принципов этого взаимодействия.

2. Комплексное  использование сил и средств,  которыми располагают следователь  и оперативные работники, предполагает, во-первых, что взаимодействие будет  осуществляться во всех формах  с учетом конкретных ситуаций; во-вторых, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия должны составлять единый процесс установления истины по делу. 
3. Самостоятельность следователя в принятии решений.

Действие  этого принципа вытекает из процессуального  статуса следователя и характера  его процессуальных отношений с  органом дознания. При производстве предварительного следствия все  решения о его направлении  и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно за исключением случаев, когда законом  предусмотрено получение санкции  прокурора, и несет полную ответственность  за их законное и своевременное проведение. Кроме того, он оценивает собранные  доказательства по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом. 
4. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

5. Плановость  взаимодействия - важнейший принцип.  Необходимо осуществлять согласованное  планирование следственных и  оперативно-розыскных мероприятий,  строить всю работу на плановой  основе. План помогает взаимодействующим  субъектам при выполнении своих  функций учитывать различные  ситуации, эффективно использовать  свои возможности. В плане нужно  предусмотреть участие всех заинтересованных  служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства наиболее сложных следственных действий.

Информация о работе Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений