Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений

Дата добавления: 02 Ноября 2011 в 08:29
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (56.65 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

КУРСОВАЯ!!!.docx

  —  59.70 Кб

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I . Понятие дознания и предварительного следствия…………………4

1.1. Правовые  основы и формы взаимодействия………………………………7

1.2. Принципы  взаимодействия подразделений и  служб органов внутренних дел  в расследовании и раскрытии  преступлений……………………………14

Глава II. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений………………………………………………….18

2.1. Взаимодействие  следователя и органа дознания  в стадии возбуждения дела……………………………………………………………………………….18

2.2. Взаимодействие  следователя и органа дознания  в стадии предварительного расследования……………………………………………..25

Глава III. Контроль и оценка результатов взаимодействия…………………30

Заключение  ……………………………………………………………………..31

Список  литературы……………………………………………………………33

Приложение……………………………………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 

      Введение

 На сегодняшний день органами внутренних дел осуществлен ряд организационных и практических мер по улучшению работы по расследованию и раскрытию преступлений. Получают развитие новые формы взаимодействия, внедряется специализация сотрудников, совершенствуется опыт создания следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности. В этом заключается актуальность выбранной мной темы. Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от успешности взаимодействия следователя с иными участниками этого процесса, и в первую очередь, с оперативными сотрудниками органа дознания. Это взаимодействие представляет собой согласованную по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельность в процессе установления истины по уголовному делу.

      Главная цель взаимодействия  -  раскрытие преступлений. Для обеспечения эффективной деятельности следственно-оперативной группы важное значение имеет выбор оптимального соотношения в ней количества следователей и оперативных работников. Изучение действующей практики свидетельствует, что число оперативных работников, как правило, превышает количество следователей. Однако в каждом конкретном случае состав группы зависит от особенностей расследуемого преступления и сложившейся ситуации. Отбор оперативных работников в группу не должен быть случайным. Предпочтение должно отдаваться сотрудникам, специализирующимся на расследовании данного вида преступлений, выезжавшим на осмотр места происшествия, собиравшим материал, на основании которого было возбуждено уголовное дело, или ранее работавшим по нему.

       Объект исследования: взаимодействие следователя с органами дознания и оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Цель работы: изучить и проанализировать систему взаимодействия следователя с органами дознания в процессе расследования преступлений.

     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие дознания и предварительного следствия.

   Перед тем как приступить к рассмотрению проблемы взаимодействия дознания и  предварительного следствия необходимо дать основные юридические характеристики данным понятиям. Так,  например,  из курса правоохранительных органов  нам известно,  что предварительное  расследование делится на 2 формы: дознание и предварительное следствие. Таким образом,  являясь частью единого механизма,  дознание и  предварительное следствие выполняют  одни и те же задачи применительно  к различным видам уголовных  преступлений. Так, например они обязаны  возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии  признаков преступления, осуществляя  свою деятельность на основе единого  уголовно-процессуального законодательства и соблюдая единую процессуальную форму. Различия между ними также составляют объем процессуальных полномочий следователя  и лица, производящего дознание, сроки производства и т.д.

   Как уже упоминалось ,  предварительное  следствие является формой предварительного расследования. Оно осуществляется следователями прокуратуры, органов  внутренних дел и органов контрразведки. В исключительных случаях его  могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

   Круг  дел, по которым обязательно проводится  предварительное следствие  указан  в статье  126 УПК. Там же определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной  принадлежности.

   Следователь самостоятельно принимает все решения, вязанные с ходом расследования  и производством следственных и  иных процессуальных действий, кроме  отдельных действий на которые необходима санкция прокурора. Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органами дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

   В органах внутренних дел имеются  следователи, старшие следователи, старшие следователи, следователи  по особо важным делам и старшие  следователи по особо важным делам. Систему следственных подразделений  МВД РФ возглавляет Следственный комитет, которым руководит один из заместителей министра. В системе  органов внутренних дел следственный аппарат обладает автономным статусом.

      Дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

   Уголовно-процессуальное законодательство различает две  формы дознания: по делам, по которым  предварительное следствие обязательно2, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в десятидневный срок передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу не обязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

   Помимо  выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимой  оперативно-розыскной деятельности в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится  к самостоятельной функции органов  дознания, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством. Ее выполнение возлагается  только на те органы дознания,  которые  располагают оперативными службами.

   Перечень  органов дознания дан в ст. 117 УПК. К ним относятся, например: милиция, органы государственной безопасности, органы государственного пожарного  надзора, таможенные органы Российской Федерации и другие.

   Как уже упоминалось, законодатель различает  две формы дознания. Дознание по делам, по которым обязательно предварительное  следствие, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям  относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта  форма дознания ограничена 10-дневным  сроком, после чего дело немедленно направляется следователю и дальнейшее производство следственных действий по нему органов дознания возможно только по поручению следователя. Однако если не обнаружится лицо, совершившее  преступление орган дознания принимает  оперативно-розыскные меры для его  установления и сообщает следователю  о его результатах.

   По  делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган  дознания проводит расследование в  полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или постановлением о прекращении производства по делу (ст. 120 УПК). Дознание такого рода от следствия  отличают некоторые особенности, в  частности срок дознания - 1 месяц, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса просто извещаются об окончании дознания. 

    1.1.Правовые основы и формы взаимодействия.

   Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регулирования  положения взаимодействующих сторон. Правовой основой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издаваемые на их основе подзаконные акты, а  также двух и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве.

   Правовые  нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить на несколько  групп:

   1. Конституция РФ;

   2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95г.;

   3. Приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам организации следственной работы;

   4. Межведомственные приказы, указания, инструкции, соглашения, которыми определяются конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления;

   5. Нормативные документы, издаваемые правоохранительными органами по отдельным проблемам взаимодействие, а также договоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую конкретизацию с учетом местных условий.

   Взаимодействие  также можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность следователя  с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

   К основным принципам относятся:

   1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона;

   2. Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;

   3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства);

   4. Плановость взаимодействия;

   5. Непрерывность взаимодействия. 11

   Рассмотрим  указанные принципы более подробно:

   1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе давать поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие указания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

   2. Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность в принятии решений, за исключением случаев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.

   При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной деятельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей решений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоятельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить следователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, принимая меры , исключающие разглашение источников и способов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию такой информации.

   На  стадии предварительной (до следственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от оперативного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников других заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Объект исследования: взаимодействие следователя с органами дознания и оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Цель работы: изучить и проанализировать систему взаимодействия следователя с органами дознания в процессе расследования преступлений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I . Понятие дознания и предварительного следствия…………………4
1.1. Правовые основы и формы взаимодействия………………………………7
1.2. Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений……………………………14
Глава II. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений………………………………………………….18
2.1. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела……………………………………………………………………………….18
2.2. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования……………………………………………..25
Глава III. Контроль и оценка результатов взаимодействия…………………30
Заключение ……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложение……………………………………………………………………..35