Органы прокуратуры и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование современного правового регулирования деятельности судебных органов и органов прокуратуры, поиск практических проблем в их деятельности и выработка направлений и решения.
Задачи работы предполагают анализ:
- места прокуратуры в системе разделения властей;
- принципов, функций, задач и основных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан;
- процедуры организации прокурорского надзора за законностью рассмотрения уголовных дел в судах;
- проблем взаимоотношений прокуратуры и суда;
- правовых основ судебной власти;
- юридических гарантий независимости судей, требований, предъявляемых к судьям;
- организационного обеспечения судебной деятельности;
- особенностей производства по делам с участием присяжных заседателей.

Содержание

Введение 4
1 Роль и место прокуратуры в Республике Казахстан 8
1.1 Место прокуратуры в системе разделения властей 8
1.2 Принципы, функции, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан 14
1.3 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в судах 23
1.4 Современные аспекты взаимоотношений прокуратуры и суда 28
2 Судебная власть в Республике Казахстан 32
2.1 Правовые основы судебной власти 32
2.2 Правосудие, его свойства и принципы 41
2.3 Правовой статус судьи 50
2.4 Организационное обеспечение судебной деятельности 59
2.5 Производство по делам с участием присяжных заседателей 62
Заключение 78
Список использованных источников 82

Работа содержит 1 файл

Диплом Органы прокуратуры и судебная власть.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

       2) восстановления  нарушенных прав и законных  интересов человека и гражданина, должностных лиц и организаций при применении законодательства об административных правонарушениях;

       3) обеспечения гражданам  права на обжалование любого  акта, связанного с производством по делам об административных правонарушениях;

       4) принятия мер  к виновным в нарушении законности  при применении законодательства  об административных правонарушениях. 

       Согласно  п. 2 Инструкции о прокурорском надзоре за законностью судебных актов по административным делам, утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года № 78[32], приоритетными направлениями в этой отрасли прокурорского надзора являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав граждан и безопасности государства. Прокурор обязан принимать обязательное участие в суде по делам, когда это предусмотрено законом, признано необходимым судом, вышестоящим прокурором, возбужденным им самим, где затронуты интересы государства и его безопасность, о коррупционных правонарушениях, в том числе по делам о правонарушениях, посягающих на избирательные права, на общественный порядок и нравственность, общественную безопасность и здоровье населения, а также в области охраны окружающей среды, налогообложения, в сфере таможенного дела, в отношении несовершеннолетних лиц и о правонарушениях, влекущих арест.

       5. Надзор за законностью исполнительного производства. Прокурор осуществляет надзор за:

       1) законностью нахождения лиц в  местах лишения свободы при  исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

       2) соблюдением установленного  законодательством порядка и  условий содержания осужденных  в названных учреждениях, охраной  их прав и свобод;

       3) законностью исполнения  наказания, не связанного с  лишением свободы;

       4) законностью исполнения судебных решений по гражданским и иным делам.

       Прокуратура в Республике Казахстан осуществляет также представительство интересов государства в суде. Представляя интересы государства в суде в ходе уголовного, гражданского или иного судопроизводства, в апелляционном и надзорном порядках, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре», а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством республики. В случае своего несогласия с решением, приговором и иным постановлением суда (судьи) по делу по мотиву его несоответствия закону либо необоснованности прокурор вправе подать в целях пересмотра дела и отмены либо изменения правового акта протест в вышестоящий суд.

       Прокуратура в соответствии с Конституцией в порядке и в пределах, установленных Законом Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре» и уголовно-процессуальным законодательством, осуществляет уголовное преследование. Осуществляя уголовное преследование, прокурор:

       1) вправе участвовать в осмотре  места происшествия, назначать экспертизы, а также осуществлять другие действия, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

       2) возбуждает уголовное дело или отказывает в его возбуждении;

       3) передает в соответствующий  орган возбужденные прокуратурой  уголовные дела для производства дознания или предварительного следствия;

       4) в предусмотренных  законом случаях санкционирует  действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие;

       5) участвует при  производстве отдельных следственных  действий;

       6) вносит представление  для получения согласия на  привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего правом неприкосновенности;

       7) направляет дело  в суд.

       Прокурор или его  заместитель при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, обязан проверить соблюдение органами дознания и следствия требований законодательства и достаточность оснований для предания обвиняемого суду. При наличии достаточных оснований для рассмотрения уголовного дела в суде прокурор или его заместитель направляет дело в суд.

       При направлении  дела в суд прокурор вправе:

       1) прекратить дело производством  или прекратить уголовное преследование в отношении лица;

       2) исключить из  обвинительного заключения отдельные  пункты обвинения, а также применить закон о менее тяжком преступлении;

       3) избрать, изменить  или отменить меру пресечения;

       4) возвратить уголовное  дело для производства дополнительного расследования.

       Правовые  гарантии деятельности органов прокуратуры  закреплены в ст. 6 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре», согласно которой воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений, предписаний, указаний, требований прокуроров влечет ответственность, установленную законом.

       По требованию прокуратуры  соответствующие органы и полномочные лица обязаны:

       1) безвозмездно и с соблюдением  установленных законодательными  актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну предоставить необходимые материалы и сведения;

       2) выделить специалистов  для участия в проверке и  дачи заключения;

       3) принять иные  необходимые меры для обеспечения  надзорной деятельности прокуроров и обеспечения их безопасности.

       Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для органов дознания и следствия.

       Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры  в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором.

       Прокуроры в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки, доступ к документам и материалам, ознакомление с судебными делами и их истребование из суда, за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве.

       Должностные лица и  граждане обязаны явиться по требованию прокурора в установленное им время для дачи показаний. Вызов оформляется письменным уведомлением-повесткой и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено телефонограммой, телеграммой или с использованием других средств связи, обеспечивающих его надлежащую передачу.

       Неисполнение законных требований прокурора либо неявка по требованию прокурора без уважительных причин влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. Прокурор вправе в случае неисполнения предписаний и постановлений в пределах своей компетенции обратить их к принудительному исполнению.

       Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения.

       Органы прокуратуры  в установленном законодательством порядке, рассматривая обращения о нарушениях законодательства, принимают меры к устранению нарушений прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства, восстановлению нарушенных прав.

       В настоящее время принята и  действует Инструкция по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, утвержденная приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 3733, которая детализирует вопросы рассмотрения обращений физических и юридических лиц, депутатских обращений и запросов в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан «О Прокуратуре», «Об административных процедурах», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», другими законодательными актами.

       Органы прокуратуры  в установленном законом порядке  принимают меры для привлечения к ответственности должностных лиц, не выполняющих возложенных на них обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства.

       Анонимные обращения  в органах прокуратуры не проверяются, однако прокурор вправе не разглашать источник информации в интересах гражданина.

       Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.

       Генеральный прокурор Республики Казахстан:

       1) назначается на должность Президентом республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет;

       2) освобождается от должности Президентом  республики;

       3) подотчетен Президенту республики;

       4) в течение срока полномочий  не может быть арестован, подвергнут  приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

       Первый заместитель  и заместители Генерального прокурора  республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом республики по представлению Генерального прокурора. Заместители Генерального прокурора республики могут быть назначены одновременно начальниками соответствующих департаментов Генеральной прокуратуры.

       Генеральный прокурор республики:

       1) осуществляет надзор за применением  законов и указов Президента  и иных нормативных правовых  актов на территории республики, руководит деятельностью нижестоящих прокуратур;

       2) опротестовывает  законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, в органы и должностным лицам, их принявшим;

       3) является членом  Высшего судебного совета;

       4) издает обязательные  для исполнения всеми сотрудниками  органов и учреждений прокуратуры  Республики Казахстан приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры Республики Казахстан и порядок реализации мер материального и социального обеспечения;

       5) принимает в пределах своей компетенции следующие нормативные правовые акты:

       - по вопросам применения норм Уголовно-процессуального кодекса и законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами дознания и следствия, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

       - по вопросам правовой статистики и специальных учетов, обязательные для всех субъектов правовой статистики;

       - другие нормативные правовые акты;

       6) принимает решение о согласовании по нормативным правовым актам, издаваемым органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие;

       7) образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений, штатную численность и фонд оплаты труда в органах прокуратуры в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан;

       8) представляет Президенту республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий;

       9) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, военных прокуроров, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров;

       10) отчитывается перед Президентом республики о деятельности органов прокуратуры;

Информация о работе Органы прокуратуры и судебная власть