Меры процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.

Содержание

Введение 3
Задержание подозреваемого. 5
Понятие и виды мер пресечения. 10
Заключение под стражу как мера пресечения. 15
Залог как мера пресечения. 20
Заключение. 27
Список используемой литературы. 29

Работа содержит 1 файл

Уг. процесс Курсовая.docx

— 53.34 Кб (Скачать)

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

4. При необходимости сохранения  в интересах предварительного  расследования в тайне факта  задержания уведомление с согласия  прокурора может не производиться,  за исключением случаев, когда  подозреваемый является несовершеннолетним.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

 

 

2.Понятие и  виды мер пресечения.

 

В принудительной деятельности исполнительной власти главное —  пресечение. Только она имеет необходимые  кадровые, материальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно выявить  и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности.

Цель пресечения — прекратить противоправные деяния и не допустить  новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Меры пресечения – это  меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а  в исключительных случаях –  подозреваемому, при наличии определенных оснований  для обеспечения его явки в  органы предварительного расследования  и в суд и надлежащего поведения  при производстве по делу, а также  в целях обеспечения исполнения приговора.

В виде общего правила меры пресечения применяются только к  обвиняемому (ст. 89 УПК). Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти дней.

 

Основаниями для избрания меры пресечения являются данные, свидетельствующие  о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или  суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может  угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать  производству по делу. Кроме того, основанием для избрания меры пресечения может  явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 Уголовно-процессуального  кодекса). По истечении этого срока  подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо мера пресечения отменяется. Статья 89 УПК устанавливает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе применить одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда: или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу: или будет заниматься преступной деятельностью: меры пресечения могут применяться в целях обеспечения исполнения приговора. Эти обстоятельства, подтвержденные доказательствами, и образуют основания для избрания меры пресечения.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения (ст. 98 УПК РФ): 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под  стражу.

Подписка о невыезде и  надлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого) - это выполнение им процессуальных обязанностей: своевременно являться по вызову и сообщать о  месте своего пребывания, не продолжать преступную деятельность, не препятствовать выяснению истины по делу и исполнению приговора (такое толкование вытекает из сопоставления ст. ст. 97 и 102 УПК). Подписку о невыезде следует отличать от сходного с ней обязательства  о явке, которое как разъяснение  обязанности являться по вызову не относится к мерам пресечения, может применяться к свидетелю  и потерпевшему, не требует наличия  возбужденного дела и вынесения  постановления, не запрещает покидать место пребывания.

Личное поручительство обеспечивает надлежащее поведение обвиняемого  и подозреваемого, в том числе  пресекает сокрытие этих лиц и  продолжение ими преступной деятельности. Специальным условием избрания данной меры пресечения является наличие одного или нескольких лиц, желающих и реально  способных обеспечить надлежащее поведение  обвиняемого[1]. О такой реальной способности свидетельствуют две  группы обстоятельств:

1) поручитель заслуживает  общественное доверие, в том  числе доверие следователя (имеет  стабильное социальное положение,  пользуется в обществе уважением,  авторитетом, известностью, ранее  не допускал нарушения закона);

2) поручитель заслуживает  доверие у самого обвиняемого  (между ними хорошие личные  отношения, обвиняемый находится  под влиянием поручителя).

Наблюдение командования воинской части преследует цель обеспечения  надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), в том числе  пресекает сокрытие этих лиц и  продолжение ими преступной деятельности. Специальным условием избрания данной меры пресечения является особый статус обвиняемого (подозреваемого) - прохождение  им военной службы (по призыву или  контракту) или призыв на военные  сборы.

Обязанности командования воинской части при наблюдении за обвиняемым (подозреваемым) устанавливаются Уставами Вооруженных Сил РФ - внутренней службы, дисциплинарным, гарнизонной  и караульной службы, утвержденными  Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.

Присмотр за несовершеннолетним относится к психологически-принудительным мерам пресечения и, по сути, представляет собой разновидность поручительства, обладая всеми его признаками. Присмотр состоит в обеспечении  по письменному обязательству надлежащего  поведения несовершеннолетнего  обвиняемого (подозреваемого) тремя  категориями лиц:

1) родителями, усыновителями,  опекунами или попечителями. Одновременно  они могут участвовать в деле  в качестве законных представителей  этого обвиняемого (подозреваемого);

2) другими заслуживающими  доверия лицами (как при обычном  личном поручительстве);

3) должностными лицами  специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний (должностное поручительство).

Таким образом, меры пресечения - это процессуальные средства ограничения  личной свободы обвиняемого, а в  исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений  с их стороны, а также для обеспечения  исполнения приговора. Статья 98 УПК  РФ, содержит в себе исчерпывающий  перечень мер пресечения. Однако как  уже отмечалось, одни меры пресечения назначаются органом предварительного следствия, а другие только по судебному  решению.

[1]Смирнов А.В., Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный. М.: Кнорус, 2009. 320 с.

При наличии оснований  для избрания меры пресечения, определяя  ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть  предъявленного обвинения, сведения о  личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса).

Меру пресечения применять  вправе: лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд. При этом лицо, производящее дознание, следователь и суд могут  принять решение о мере пресечения только по делам, находящимся в их производстве. Прокурор вправе избрать, отменить или изменить меру пресечения по любому делу, находящемуся как в  его производстве, так и в производстве органов дознания и предварительного следствия, за которыми он осуществляет надзор. Решение об избрании меры пресечения оформляется мотивированным постановлением лица, производящего дознание, следователя  или прокурора либо мотивированным определением суда.

Мера пресечения в отношении  обвиняемого избирается на время  предварительного расследования и  судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При  продлении срока расследования  одновременно с ним продляется и  срок действия меры пресечения. И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный  срок исчисления, который нуждается  в самостоятельном продлении.

В отношении подозреваемого мера пресечения действует 10 суток. Если в этот срок ему не предъявлено  обвинение, то мера пресечения отменяется (ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса). Мера пресечения, избранная в отношении  лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277–279, 281 и 360 Уголовного кодекса, действует в течение 30 суток (именно в этот срок им должно быть предъявлено  обвинение).

 

 

3.Заключение под  стражу как мера пресечения.

Заключение под стражу является самой строгой мерой  пресечения. Она связана с наибольшими  ограничениями прав личности, поэтому  она должна применяться лишь тогда, когда другая мера пресечения не может  гарантировать достижения необходимых  целей.

УПК (ст. 108) допускает применение заключения под стражу в качестве меры пресечения только в отношении  обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений, за которые уголовным  законом предусмотрено наказание  в виде лишения свободы свыше  двух лет.

В исключительных случаях  эта мера пресечения может быть избрана  за совершение преступления, за которое  предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих  обстоятельств: 1) обвиняемый (подозреваемый) не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

К несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому) заключение под стражу в качестве меры пресечения может  быть применено в случае, если он обвиняется (подозревается) в совершении тяжкого или особо тяжкого  преступления. В исключительных случаях  эта мера пресечения может быть избрана  в отношении несовершеннолетнего  обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом  соответствующее ходатайство. В  постановлении о возбуждении  ходатайства излагаются мотивы и  основания, в силу которых возникла необходимость в заключении под  стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению  прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство  возбуждается в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, то постановление и указанные  материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за восемь часов  до истечения срока задержания.

 

Постановление о возбуждении  ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда с участием обвиняемого (подозреваемого), прокурора, защитника, если он участвует в уголовном  деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение 8 часов с момента  поступления материалов в суд. В  судебном заседании вправе также  участвовать законный представитель  несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), следователь, дознаватель. Неявка без  уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного  заседания, не является препятствием для  рассмотрения ходатайства.

 

В начале заседания судья  объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся  в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее  ходатайство, обосновывает его, после  чего заслушиваются другие явившиеся  в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих  постановлений:

об избрании в отношении  обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

об отказе в удовлетворении ходатайства;

о продлении срока задержания на срок не более чем 72 часа для представления  сторонами дополнительных доказательств  обоснованности применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. В этом случае судья указывает  в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, обвиняемому (подозреваемому) и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в  суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же делу после вынесения  судьей постановления об отказе в  избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых  обстоятельств, обосновывающих необходимость  заключения лица под стражу.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий  суд в кассационном порядке в  течение трех суток со дня его  вынесения. Судья кассационной инстанции  принимает решение по жалобе или  представлению не позднее чем  через трое суток со дня их поступления.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно  уведомляет родственников обвиняемого (подозреваемого), а при заключении под стражу военнослужащего –  также командование воинской части, о месте содержания его под  стражей или об изменении места  содержания под стражей.

Согласно ст. 109 Уголовно-процессуального  кодекса срок содержания под стражей  при расследовании преступлений не может превышать два месяца.

В случае невозможности закончить  предварительное следствие в  срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или  отмены меры пресечения этот срок может  быть продлен судьей районного суда или военного суда на срок до шести  месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, приравненного к нему руководителя специализированного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ либо по ходатайству дознавателя, с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

Информация о работе Меры процессуального принуждения