Меры процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.

Содержание

Введение 3
Задержание подозреваемого. 5
Понятие и виды мер пресечения. 10
Заключение под стражу как мера пресечения. 15
Залог как мера пресечения. 20
Заключение. 27
Список используемой литературы. 29

Работа содержит 1 файл

Уг. процесс Курсовая.docx

— 53.34 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЮ  И НАУКИ РФ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Филиал ТГУ в г. Прокопьевске

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Меры процессуального  принуждения

 

 

 

Руководитель

______ к.ю.н

 

                                                                                                       Автор работы

______

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск 2013

 

Оглавление

 

Введение                                                                                        3

  1. Задержание подозреваемого.                                                         5
  2. Понятие и виды мер пресечения.                                       10
  3. Заключение под стражу как мера пресечения.                  15
  4. Залог как мера пресечения.                                                20

Заключение.                                                                                  27

Список используемой литературы.                                             29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Уголовный процесс, не обеспеченный государственным принуждением, был  бы абсолютно неэффективным и  потерял бы способность к реализации установленных законом правил и  предписаний. Наличие реальной возможности  использовать властные государственные  механизмы для достижения целей  правосудия является одной из основ  существования любой формы уголовного процесса. В целях производства по уголовным делам, пресечения и предупреждении противодействия установлениям  уголовного судопроизводства закон  предусматривает возможность применения государственного принуждения к  подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений, а также к другим участвующим в уголовном процессе лицам, не исполняющим требованиям  закона либо могущим действовать  вопреки его предписаниям. Процессуальное принуждение, применяемое к участникам процесса и другим субъектам в  связи с их неправомерным поведением, имеет своей целью пресечение и предотвращение различных форм неисполнения закона. Любая мера процессуального  принуждения обязывает субъекта правоотношений выполнять предписания  закона и действовать в ходе производства по делу в соответствии с правилами  российского уголовного процессуального  права. Процессуальное принуждение  стесняет или ограничивает личную свободу, неприкосновенность, свободу передвижения, влечет временное отстранение лица от занимаемой должности, наложение  денежного взыскания, а также  ущемление иных субъективных прав человека и гражданина период производства по уголовному делу.

Поскольку назначения уголовного судопроизводства должны достигаться  в условиях минимального ограничения  прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации  и УПК РФ устанавливают процессуальные гарантии, обеспечивающие законность и обоснованность избрания и применения мер процессуального принуждения.

Меры процессуального  принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального  принуждения могут быть применены  не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени  свойственно принуждение, которое  проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения  допускаются исключительно в  интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.

Таким образом, меры процессуального  принуждения – это предусмотренные  уголовно-процессуальным законодательством  процессуальные средства принудительного  характера, применяемые в строго установленном законом порядке  дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля  и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий  в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения  успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Задержание подозреваемого.

 

Согласно действующему уголовно-процессуальному  законодательству задержание подозреваемого представляет собой не только меру процессуального принуждения и  неотложное следственное действие, но и основание для признания  лица подозреваемым. В этой связи глубокий анализ процессуальной формы и содержания института позволит определить начальный момент появления фигуры подозреваемого в уголовном процессе, а, следовательно, и начальный момент осуществления уголовного преследования лица.

Вступление в силу с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуального кодекса  Российской Федерации привело к  значительным изменениям практики применения института задержания подозреваемого. Проведенная законодателем систематизация мер процессуального принуждения  отвела задержанию подозреваемого особое место в уголовном судопроизводстве. Однако связанная с данной процедурой сложная система отношений регулируется не только нормами уголовно-процессуального  права, но и нормами права других отраслей, образующих в своей совокупности правовой институт. Применение задержания как меры принуждения предполагает его адекватность обстоятельствам  содеянного и опасности ненадлежащего  поведения подозреваемого. С учетом этого продолжает оставаться актуальным уточнение целей, условий, оснований  и мотивов задержания подозреваемого.

Приходится констатировать, что в настоящее время значительное количество задержаний по-прежнему осуществляется с нарушением норм уголовно-процессуального  законодательства, причиной которых  зачастую является непонимание закона правоприменителями, а в отдельных случаях - безответственное отношение к судьбе человека. В целом реализация подозреваемым своих прав в период задержания имеет много не решенных вопросов, требующих особенно тщательного теоретического осмысления и правового регулирования, ведь сохранение личного достоинства и общечеловеческих прав лица, подвергаемого уголовному преследованию, является ярким выражением степени цивилизованности общества и государства.

Проблемы задержания лица по подозрению в совершении преступления достаточно широко исследовалась в  отечественной юридической литературе. На протяжении десятилетий институт задержания подозреваемого подвергался  многочисленным исследованиям, которые  изучали его сущность в большей  степени как неотложного следственного  действия либо как меры уголовно-процессуального  принуждения и в меньшей - как  самостоятельного правового института. Однако отдельные проблемы применения задержания зачастую выходят за рамки  уголовного процесса и до настоящего времени не нашли своего решения  ни в изменившемся за прошедшие годы уголовно-процессуальном законодательстве, ни в других правовых актах.

Задержание — самая  строгая мера принуждения. Задержание подозреваемого это мера процессуального  принуждения, применяемая органом  дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента  фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Основаниями задержания подозреваемого (ст.91 УПК РФ).

1. Орган дознания, дознаватель,  следователь вправе задержать  лицо по подозрению в совершении  преступления, за которое может  быть назначено наказание в  виде лишения свободы, при наличии  одного из следующих оснований:

(в ред. Федеральных  законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

1) когда это лицо застигнуто  при совершении преступления  или непосредственно после его  совершения;

2) когда потерпевшие или  очевидцы укажут на данное  лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице  или его одежде, при нем или  в его жилище будут обнаружены  явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

(в ред.  Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

При задержании лица важен и мотив, которым является реальное опасение, что, оставаясь на свободе, лицо может скрыться и продолжить свою преступную деятельность.

Порядок задержания подозреваемого (ст.92 УПК РФ):

 1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

2. В протоколе указываются  дата и время составления протокола,  дата, время, место, основания  и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска  и другие обстоятельства его  задержания. Протокол задержания  подписывается лицом, его составившим,  и подозреваемым.

3. О произведенном задержании  орган дознания, дознаватель или  следователь обязан сообщить  прокурору в письменном виде  в течение 12 часов с момента  задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен  быть допрошен в соответствии  с требованиями части второй  статьи 46, статей 189 и 190 настоящего  Кодекса. До начала допроса  подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

(в ред. Федеральных  законов от 24.07.2002 N 98-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Основания освобождения подозреваемого (ст.94 УПК РФ)

 1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

(в ред. Федерального  закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ))

1) не подтвердилось подозрение  в совершении преступления;

2) отсутствуют основания  применения к нему меры пресечения  в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено  с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

2. По истечении 48 часов  с момента задержания подозреваемый  подлежит освобождению, если в  отношении его не была избрана  мера пресечения в виде заключения  под стражу либо суд не продлил  срок задержания в порядке,  установленном пунктом 3 части  седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

3. Если постановление  судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

5. При освобождении подозреваемого  из-под стражи ему выдается  справка, в которой указываются,  кем он был задержан, дата, время,  место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

 

Порядок содержания подозреваемых  под стражей (ст. 95 УПК РФ)

1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.

2. В случае необходимости  проведения оперативно-розыскных  мероприятий допускаются встречи  сотрудника органа дознания, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

(в ред. Федеральных  законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

 

Уведомление о задержании подозреваемого (ст.96 УПК РФ)

1. Дознаватель, следователь  не позднее 12 часов с момента  задержания подозреваемого уведомляет  кого-либо из близких родственников,  а при их отсутствии - других  родственников или предоставляет  возможность такого уведомления  самому подозреваемому.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об  этом уведомляется командование  воинской части, а в случае  задержания сотрудника органа  внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу  указанный сотрудник.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 155-ФЗ)

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

Информация о работе Меры процессуального принуждения