Меры пресечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ видов мер пресечения и исследование их содержания.
Предметом настоящей работы является законодательно выраженная сущность мер пресечения в уголовном судопроизводстве.
В соответствии с поставленной целью, задачами настоящей работы являются:
- исследовать общие положения о мерах государственного принуждения, закрепленных в УПК РФ;
- сформулировать понятие и раскрыть содержание отдельных видов мер пресечения и указать их индивидуальную значимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность мер уголовно-процессуального принуждения в уголовном процессе.
§1. Понятие и значение мер принуждения в уголовном процессе……..…….4
§2. Признаки мер принуждения………………………………………………...5
§3. Понятие и основания применения мер пресечения в уголовном процессе………………………………………………………..………………....7
Глава 2. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения.
§1. Процессуальный порядок применения мер пресечения…………………10
§2. Порядок изменения и отмены мер пресечения…………………………...30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

1) об избрании в  отношении подозреваемого или  обвиняемого меры пресечения  в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении  ходатайства;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

Повторное обращение  в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному деду после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в  качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление.

Постановление судьи  об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этой может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступлении (ч. 11 ст. 108 УПК РФ)11.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников подозреваемого или обвиняемого, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Об этом же говорит ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г., который  детально регламентирует принципы, основания, условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права и обязанности заключенных, а также администрации мест предварительного заключения; основания и порядок освобождения заключенных и другие положения. В частности, этим Законом предусмотрено, что «лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей». В развитие названного Федерального закона Министр юстиции РФ 25 января 1999 г. утвердил Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, содержащее детализацию закона, в том числе такую, знание которой имеет существенное значение при производстве по уголовным делам.

На должностных лиц, принимающих решение о заключении под стражу, УПК РСФСР возлагал обязанность принимать меры попечения о детях и охраны имущества арестованного, а также уведомлять об этом последнего (ст. 98 УПК РСФСР). В УПК РФ такое положение отсутствует, что говорит о недостаточной проработанности нового закона.

Содержание  под стражей при расследовании  преступлений не может превышать 2 месяца.

В случае невозможности  закончить предварительное следствие  в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или  отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч.2 ст. 109 УПК РФ, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, следственного комитета Российской Федерации, в том числе военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных ч.5 ст.223 УПК РФ, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев12.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может  быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в ч.3 ст.31 УПК РФ, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.

Дальнейшее  продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных п.1 ч.8 ст.109 УПК РФ.

Материалы оконченного  расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся  под стражей, и его защитнику  не позднее чем за 30 суток до окончания  предельного срока содержания под стражей, установленного ч.5 ст.109 УПК РФ.

Если после  окончания предварительного следствия  материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела13.

В случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, предусмотренные ч.5 ст.109 УПК, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанным в ч.3 ст.31 УПК РФ, или военным судом соответствующего уровня. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить указанное ходатайство в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.

Ходатайство о  продлении срока содержания под  стражей должно быть представлено в  суд не позднее чем за 7 суток  до его истечения. Судья не позднее  чем через 5 суток со дня получения  ходатайства принимает в порядке, предусмотренном ч.4,8,11 ст.108 УПК РФ, одно из следующих решений:

  • о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая, предусмотренного п.1 ч.8 ст.109 УПК РФ;
  • об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи п.2 ч.8 ст.109 УПК РФ.

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

В срок содержания под стражей также засчитывается  время:

1) на которое  лицо было задержано в качестве  подозреваемого;

2) домашнего  ареста;

3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;

4) в течение  которого лицо содержалось под  стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст.460 УПК РФ.

По истечении  предельного срока содержания под  стражей в случаях, предусмотренных  п.4 ч.10 ст.109 УПК РФ, и при необходимости производства предварительного расследования суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном настоящей статьей, но не более чем на 6 месяцев.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее14.

Рассмотрение  судом ходатайства о продлении  срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

В случае, предусмотренном  частью тринадцатой настоящей статьи, судья выносит постановление  о рассмотрении вопроса о продлении  срока содержания под стражей  в отсутствие обвиняемого с указанием  причин, по которым присутствие обвиняемого  невозможно.

Залог (ст. 106 УПК РФ) состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу15.

Залог в качестве меры пресечения применяется в отношении  подозреваемого либо обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 УПК РФ, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Ходатайствовать о применении залога перед судом вправе подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо. Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства предварительного расследования и обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения, если последнее поступит.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается законодателю. Сумма залога определяется органом, избравшим данную меру пресечения, в соответствии с обстоятельствами дела. В случае уклонения обвиняемого, подозреваемого от явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда внесенный залог обращается в доход государства определением суда, вынесенным в порядке, предусмотренном ст. 118 УПК РФ.16

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, применяется к лицам, не достигшим на момент производства по делу 18-ти лет.

Введение особой меры пресечения в отношении указанных  лиц не случайно. Повышенное внимание, уделяемое правам несовершеннолетних, обусловливается важностью защиты ребенка, который в силу своей  эмоциональной, духовной, интеллектуальной и физической незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Дифференциация мер воздействия позволяет не только более эффективно решать задачи уголовного судопроизводства, но и достигать цели гармоничного развития и воспитания подростков. Специальная мера пресечения вызвана сохраняемой еще возможностью оказать влияние на подростка, в отличие от совершеннолетнего лица, со стороны взрослых. Сущность данной меры пресечения состоит в обеспечении надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) несовершеннолетнего посредством присмотра за ним уполномоченных на то лиц.

Находясь под присмотром, несовершеннолетний должен обладать всем комплексом конституционных прав; лица, осуществляющие присмотр, в свою очередь, не вправе самостоятельно ограничивать несовершеннолетнего в его законных правах. Однако, при применении данной меры пресечения подросток, безусловно, попадает в более или менее строгую зависимость от присматривающего лица, которое может до некоторой степени ограничивать свободу его действий, оказывать на него психическое давление, ибо без этого эффективный присмотр просто невозможен. В этой связи большое значение играет вопрос определения круга лиц, на которых может быть возложена обязанность по присмотру. Статья 105 УПК РФ четко определяют, что присмотр за несовершеннолетним может быть поручен только: 1) родителям; 2) опекунам; 3)попечителям; 4) должностным лицам (руководителям) специализированного детского учреждения, кроме того  УПК РФ отмечает, что данную обязанность можно возложить и на других, заслуживающих доверия лиц.

Данная позиция основывается на том, что присматривающими могут  быть признаны лишь лица, которые уже  несут ответственность за несовершеннолетнего  вне уголовно-процессуальных отношений. Конечно, верным является то, что именно родители, опекуны или попечители обычно оказывают воздействие на несовершеннолетнего. Но верно и другое - зачастую, в силу сложившихся обстоятельств, положительное воздействие на подростка в состоянии оказать как раз не родители, опекуны или попечители (ведь он уже предположительно совершил преступление, находясь в зоне их внимания), а другие лица. Проблема здесь состоит в следующем: не всегда «формальный» авторитет родителей, опекунов и попечителей, основанный на подчинении им подростка в силу брачно-семейных отношений, совпадает «реальным» авторитетом, основанным на действительном уважении подростка морально-личностных качеств того или иного лица. Кроме того, «реальный» авторитет не всегда имеет положительную направленность. Таким образом, определение пригодности лица для присмотра за несовершеннолетним должен зависеть от двух критериев: "реальности" авторитета и его направленности.

Информация о работе Меры пресечения