Меры пресечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является анализ видов мер пресечения и исследование их содержания.
Предметом настоящей работы является законодательно выраженная сущность мер пресечения в уголовном судопроизводстве.
В соответствии с поставленной целью, задачами настоящей работы являются:
- исследовать общие положения о мерах государственного принуждения, закрепленных в УПК РФ;
- сформулировать понятие и раскрыть содержание отдельных видов мер пресечения и указать их индивидуальную значимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность мер уголовно-процессуального принуждения в уголовном процессе.
§1. Понятие и значение мер принуждения в уголовном процессе……..…….4
§2. Признаки мер принуждения………………………………………………...5
§3. Понятие и основания применения мер пресечения в уголовном процессе………………………………………………………..………………....7
Глава 2. Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер пресечения.
§1. Процессуальный порядок применения мер пресечения…………………10
§2. Порядок изменения и отмены мер пресечения…………………………...30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ» ИНСИТУТ

 МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра  уголовного процесса

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: «Меры пресечения»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

курсант 3-го курса ФПС

учебной группы Ю-08-1

рядовой милиции 

Е.В. Елфимов

 

Проверил:

преподаватель кафедры 

уголовного процесса, к.ю.н.,

старший лейтенант милиции

Е.С. Качурова

 

 

 

 

Иркутск, 2011

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность мер уголовно-процессуального принуждения  в уголовном процессе.

§1. Понятие  и значение мер принуждения в уголовном процессе……..…….4

§2. Признаки мер принуждения………………………………………………...5

§3. Понятие  и основания применения  мер  пресечения в уголовном процессе………………………………………………………..………………....7

Глава 2. Процессуальный порядок применения, изменения и  отмены мер пресечения.

§1. Процессуальный порядок применения мер пресечения…………………10

§2. Порядок изменения  и отмены мер пресечения…………………………...30

Заключение……………………………………………………………………...31

Список литературы……………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сохранение преступности в нашей стране, ее масштабность, изощренность методов, в совокупности с отсутствием посылок на ее значительное снижение в ближайшей перспективе, вынуждают государство вести решительную борьбу со всякими преступными проявлениями методами, не исключающими принуждение. Институт мер уголовно-процессуального пресечения, является необходимым и социально обусловленным средством выполнения государством функции защиты общества от преступных посягательств, выявления и наказания преступников, обеспечения надлежащего уголовно-процессуального производства.

Целью представленной курсовой работы является анализ видов мер пресечения и исследование их содержания.

Предметом настоящей работы является законодательно выраженная сущность мер пресечения в уголовном судопроизводстве.

В соответствии с поставленной целью, задачами настоящей работы являются:

- исследовать общие  положения о мерах государственного принуждения, закрепленных в УПК РФ;

- сформулировать понятие  и раскрыть содержание отдельных  видов мер пресечения и указать  их индивидуальную значимость.

При выполнении данной работы был использован широкий перечень исследований российских ученых-юристов по указанной проблематике, в том числе Б. Т. Безлепкина, Смирнова А. В., Калиновского К. Б., Васильевой Е.Г. и других, а также основополагающие источники права, такие как Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты.

 

 

 

Глава 1. Сущность мер уголовно-процессуального принуждения  в уголовном процессе.

§1. Понятие  и значение мер принуждения в  уголовном процессе.

Меры уголовно-процессуального  принуждения - предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства. К мерам процессуального принуждения относятся: задержание подозреваемого, меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

Среди всех видов государственной  деятельности уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу  частной жизни, ограничивает права  и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц. В результате права частных лиц могут быть ущемлены. Так, ведущие процесс органы заключают обвиняемого под стражу, подвергают свидетеля или потерпевшего приводу, проводят обыск в жилище, арестовывают имущество, контролируют телефонные переговоры и т. д.

Меры процессуального принуждения являются индикатором соотношения публичных и частных интересов в уголовном процессе и существенно различаются по его типам. Господство частного начала в древнем частно-состязательном типе процесса сводило к минимуму применение мер принуждения. Личная свобода обвиняемого (стороны в процессе) ограничивалась в редчайших случаях. Меры принуждения преследовали цель - обеспечить возможное вознаграждение обвинителя- потерпевшего в случае выигрыша дела. Этому способствовали имущественные ограничения или личная ответственность поручителя вместо обвиняемого.

Подавление публичным  началом частного в розыскном  процессе неограниченно расширяло  принудительные меры, которые даже могли превышать само наказание. Так, до судебной реформы 1864 г. в России обвиняемый мог 10-12 лет ожидать приговора в тюрьме. 1

Современный публично-состязательный процесс основан на органичном сочетании  общественных и личных интересов. Защита прав личности ограничивает принуждение, которое, по общему правилу, должно применяться  только тогда, когда иными средствами публичных целей процесса не достичь. Для определения меры минимального, необходимого и достаточного, принуждения законодательно ограничивается его максимальный предел. Закон подробно регламентирует основания, условия и порядок применения мер принуждения. Используется разрешительный тип правового регулирования, когда должностным лицам разрешено только то, что прямо предусмотрено законом. Устанавливается ответственность за незаконное применение принуждения, вплоть до уголовной (например, ст. 301 УК РФ - незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей).

§2. Признаки мер принуждения.

Меры уголовно-процессуального  принуждения определяются следующими основными признаками.

1. Принуждение, прежде всего, противостоит свободному волеизъявлению (принудить- заставить сделать что-либо). Поэтому сущность принуждения состоит в том, что оно осуществляется помимо воли и желания участников процесса. В связи с этим для отграничения принудительного от не принудительного элементов используется критерий в виде психического отношения субъекта к возложенной на него обязанности. Добровольное выполнение обязанности исключает принуждение. Такой подход подчеркивает необходимость исключительного использования принуждения, когда метод убеждения не достиг искомого результата. Таким образом, к мерам принуждения относятся процессуальные действия и решения, осуществляемые против воли заинтересованных лиц.

2. Процессуальное принуждение - разновидность государственного принуждения.

Субъектом его применения всегда является государственный орган или должностное лицо, осуществляющие уголовное судопроизводство по данному делу, а объектом - частные лица (физические или юридические). Так, процессуальное принуждение не применяется по решению потерпевшего. Отмена незаконных актов адресована должностным лицам, поэтому также не может считаться мерой процессуального принуждения. Если же должностное лицо не исполняет процессуальное решение, то принуждение применяется к нему как к гражданину, нарушившему закон.

3. Меры уголовно-процессуального принуждения отличаются от других видов государственного принуждения тем, что они регулируются уголовно-процессуальным правом, являются частью уголовного процесса. Этим признаком данные меры отличаются от уголовного наказания, административного, дисциплинарного, гражданско-правового и другого принуждения2. Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения можно определить как предусмотренные уголовно-процессуальным правом действия и решения органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли.

4. Меры процессуального принуждения следует отличать от понятий уголовно-процессуальных санкций и уголовно-процессуальной ответственности. Санкция - это нормативное определение принуждения как результата нарушения диспозиции нормы. Меры процессуального принуждения могут применяться без нарушения диспозиции какой-либо нормы права в превентивных целях (обеспечение гражданского иска путем наложения на него ареста). В то же время, не все санкции реализуются принудительно (например, санкции ничтожности отмененного процессуального акта). Санкции предусматривают уголовно-процессуальную ответственность - воздействие на нарушителя процессуальных норм, связанное с негативной официальной оценкой его действий. Такая ответственность также не совпадает с мерами процессуального принуждения. Общим основанием и пределом применения мер процессуального принуждения является необходимость достижения целей правосудия, обеспечение установленного порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора. Меры процессуального принуждения применяются лишь при действительном или реально возможном появлении препятствий для движения дела3.

Общими условиями применения процессуального принуждения служат: 1) наличие возбужденного уголовного дела, 2) надлежащий субъект применения (состоящий на соответствующей должности, принявший дело к своему производству, не подлежащий отводу) и 3) надлежащий объект (лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона.

 

§3. Понятие  и основания применения  мер  пресечения в уголовном процессе.

Особое место среди  всех мер принуждения занимают меры пресечения, которые обычно применяются  к обвиняемому, чтобы лишить его возможности скрыться, иным способом уклониться от дознания, предварительного следствия или суда, воспрепятствовать установлению истины, заниматься преступной деятельностью, а также для того, чтобы обеспечить исполнение приговора. В исключительных случаях возможно применение таких мер и к подозреваемому.

От всех остальных  мер процессуального принуждения  меры пресечения отличает ряд специфических признаков:

  • во-первых, это цели их применения — лишение обвиняемого (а в исключительных случаях — подозреваемого) возможности совершать действия, препятствующие производству по конкретному уголовному делу;
  • во-вторых, это особые основания их применения (обоснованные предположения, что без таких мер вполне реальна возможность наступления тех последствий, которые нужно предотвратить);
  • в-третьих, названные меры имеют личный характер: они представляют собой ограничения личной свободы конкретного обвиняемого или подозреваемого. Степень строгости таких ограничений зависит от основательности опасений ненадлежащего поведения обвиняемого, подозреваемого (скроется, совершит побег, воспрепятствует установлению истины и т. п.), а также от некоторых других обстоятельств, учитываемых при избрании конкретной меры пресечения (ст. 99 УПК РФ).

Для того чтобы применение мер пресечения не привело к злоупотреблениям, к попранию прав и свобод человека, законом установлен строгий порядок их применения.

Во-первых, они могут применяться лишь при наличии упомянутых выше оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ: это достаточные основания полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

  1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  3. может угрожать свидетелям, иным участникам судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу;

При отсутствии таких  оснований мера пресечения заменяется отобранием у обвиняемого обязательства о явке (ст. 112 УПК РФ).

Во-вторых, избрание конкретной меры зависит от ряда учитываемых при этом обстоятельств — условий (ст. 99 УПК РФ):

  • тяжесть предъявленного обвинения;
  • данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

В-третьих, чтобы применение меры пресечения всегда было законным и обоснованным, решение о ее избрании орган расследования или судья должны оформлять мотивированным постановлением, а суд при установленных законом обстоятельствах — определением. Копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе (ст. 101 УПК РФ). Процессуальное оформление применения таких мер, как подписка о невыезде, личное поручительство, отдача несовершеннолетнего под присмотр, требует составления и иных документов (ст. 102-103, 105 УПК РФ), например, письменного обязательства не отлучаться без разрешения с места жительства, обязательства о поручительстве4.

В-четвертых, для более строгих мер пресечения требуются и другие гарантии их законного и обоснованного применения. Так, для применения домашнего ареста требуется решение суда (ст. 107 УПК РФ).

В-пятых, в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 УПК РФ, мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (ст. 100 УПК РФ).

Информация о работе Меры пресечения