Контрольная работа по предмету "Российский уголовный процесс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

5. Задача 2. Мельникову предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ. Основанием к привлечению его к уголовной ответственности послужили показания Тараскина. Из материалов уголовного дела видно, что Тараскин болен шизофренией и состоит на учете в психоневрологическом диспансере.
Защитник обвиняемого при ознакомлении с материалами уголовного дела заявил ходатайство о проведении психиатрической экспертизы в целях выяснения психического состояния Тараскина, а также способности его правильно воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания.
Подлежит ли заявленное ходатайство удовлетворению?

Содержание

1. Сущность, задачи и значение стадии предварительного расследования,

формы предварительного расследования ……………………………………3

2. Предварительное следствие как основная форма предварительного

расследования…………………………………………………………………..8

3. Дознание.………..…………………………………………………………......14

4. Задача 1………………………………………………………………………..17

5. Задача 2. ………………………………………………………………………19

6. Список использованной литературы………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по уг.процессу.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

        Следует иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон предусматривает производство дознания исключительно по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ст.223 УПК).

       Как уже отмечалось, основной формой расследования является предварительное следствие, так как в соответствии с условиями подследственности основная масса преступлений расследуется именно в данной форме8.

       Действующим уголовно-процессуальным законом производство предварительного следствия возложено на следователей Следственного комитета Российской Федерации, следователей органов федеральной службы безопасности, следователей органов внутренних дел РФ и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст.151 УПК).

        Правом производства предварительного следствия обладают также руководители следственных органов (ст.37, 39 УПК).

        Следует иметь в виду, что в отдельных случаях по уголовным делам, представляющим определенную сложность или большой объем расследования, предварительное следствие может быть поручено не одному, а группе следователей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Данное решение (постановление) принимается руководителем следственного органа (ст.163 УПК). В постановлении перечисляются все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы в обязательном порядке объявляется подозреваемому и обвиняемому9.  
         В данном случае именно руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы, руководит действиями других следователей, а все наиболее важные процессуальные решения по делу (приостановление или прекращение уголовного дела, привлечение лица в качестве обвиняемого и т.п.) принимаются от его имени.  
Следует отметить, что действующий уголовно-процессуальный закон (ст.38 УПК) определяет достаточно широкий круг полномочий следователя при производстве предварительного следствия. В частности, все решения о направлении расследования, о производстве следственных и иных процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа, и несет полную ответственность за их законное и обоснованное проведение.

        Кроме этого, следователь обладает определенными властными полномочиями по отношению к органам дознания. Он вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п.4 ч.2 ст.38 УПК).

         Подчеркивая важность процессуальной самостоятельности следователя, законодатель предоставил ему право обжаловать указания руководителя следственного органа, кроме указаний об исполнении требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, касающихся наиболее важных вопросов расследования (изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификация преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действия, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения). В подобных случаях следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.  
        Кроме этого, о процессуальной самостоятельности следователя свидетельствует то, что в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом требования, поручения и запросы данного должностного лица, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.4 ст.21 УПК).

         Общий срок предварительного следствия, установленный законом, не должен превышать 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (ч.1 ст.162 УПК).  
        Указанный срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного.

        В тех случаях, когда расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и приравненным к нему руководителем иного специализированного следственного органа, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

          Следует иметь в виду, что верхний предел срока предварительного следствия ограничен сроком давности привлечения к уголовной ответственности (см. ст.78 УК РФ).

           В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или с постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В этот срок не включается время, в течение которого производство по уголовному делу было приостановлено.  
          При возникновении необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа для получения согласия не позднее, чем за 5 суток до истечения срока расследования.  
         По окончании предварительного следствия следователь направляет материалы уголовного дела с обвинительным заключением прокурору, который в течение 10 суток обязан принять одно  
из следующих решений:

         1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

         2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;  
3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

         Таким образом, предварительное следствие можно определить как особый вид государственной деятельности специально уполномоченных должностных лиц (следователей), протекающей в установленной законом форме и имеющей целью выполнение задач стадии предварительного расследования.  
 
 
 
 
 
 
 

3. Дознание.

      
         Дознание (ст.223-226 УПК) — это самостоятельная форма предварительного расследования преступлений, проводимая по сравнительно небольшому кругу уголовных дел (ч.3 и 4 ст. 150 УИК), которая существует параллельно с предварительным следствием10.

    Полномочия  органов дознания при этой форме  предварительного расследования состоят в том, что дознаватель в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело и выполняет все необходимые следственные и иные процессуальные действия. Расследование заканчивается составлением обвинительного акта, направляемого с материалами уголовного дела прокурору, либо прекращением уголовного дела (ч. 4 ст. 225, ст. 212 УПК)11.

      При производстве предварительного расследования в данной форме дознаватель руководствуется правилами, установленными Уголовно-процессуальным кодексом для предварительного следствия, за следующими исключениями:  
        - дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ч.3 ст. 223 УПК). В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев (ч.4 ст.223 УПК). В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев (ч.5 ст.223 УПК);

      - на дознавателя не распространяются правила, установленные частью 3 ст. 38 и частью 4 ст. 401 УПК. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ч.4 ст.40.1 УПК). Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч.4 ст.41 УПК);

    - по окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт (ч. 1 ст. 225 УПК);

    - обвинительный акт вместе с материалами уголовного дела предоставляется для ознакомления обвиняемому и его защитнику, а также потерпевшему или его представителю (ч.2 и 3 ст.225 УПК);  
       - обвинительный акт до направления его с материалами уголовного дела прокурору должен быть утвержден начальником органа дознания.  
        Эти отличия, вероятно, оправданы стремлением законодателя создать надлежащие условия для завершения дознания в максимально сжатые сроки.

    Между тем существуют и некоторые другие отличия дознания от предварительного следствия:

    -во-первых, предварительное следствие проводится только следователями, для которых, как уже отмечалось, расследование преступлений является основной и единственной функцией. Дознание проводится целым рядом административных учреждений и компетентных должностных лиц, указанных в ст.40 УПК, а также следователями Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств (п.8 ст.5 УПК).

      -во-вторых, при выполнении своей обязанности по расследованию преступлений органы предварительного следствия пользуются только процессуальными средствами. Органы же дознания сочетают в своей деятельности процессуальные и оперативно-розыскные меры. В частности, ст.157 УПК возлагает на органы дознания принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Однако следует учесть, что уголовно-процессуальный закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания и оперативно-розыскных действий по конкретному уголовному делу на одно и то же должностное лицо (ч. 2 ст. 41 УПК).

    - в-третьих, дознание отличается от предварительного следствия по подследственности уголовных дел (ст.150 и 151 УПК). Как уже было сказано, к компетенции органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, а с точки зрения методики расследования — являющихся менее сложными.

    По  окончании дознания материалы уголовного дела с обвинительным актом, утвержденным начальником органа дознания, направляются прокурору, который в этом случае в течение двух суток обязан принять  одно из следующих решений:

    1) об утверждении обвинительного  акта и о направлении уголовного  дела в суд;

    2) о возвращении уголовного дела  для производства дополнительного  дознания либо пересоставления  обвинительного акта в случае  его несоответствия требованиям  уголовно-процессуального закона (ст. 225 УПК) со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены в ч.3-5 ст.223 УПК;

    3) о прекращении уголовного дела  по основаниям, предусмотренным  статьями 24—28 УПК;

    4) о направлении уголовного дела  для производства предварительного следствия12.  

4. Задача 1. 

     Следователь предъявил Фокину обвинение в  преступлении, предусмотренном ч.1 ст.264 УК РФ, и, допросив его в качестве обвиняемого, вынес постановление  об отстранении его от должности  директора магазина на время расследования и рассмотрения дела в суде. Свое решение он мотивировал необходимостью создать условия для скорейшего раскрытия преступления. Копии этого постановления следователь направил директору торга для исполнения и прокурору – для сведения. Директор торга отказался выполнять постановление следователя, ссылаясь на то, что преступление, совершенное Фокиным, не связано с его работой.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Российский уголовный процесс"