Контроль и запись переговоров, как следственное действие в уголовно-процессуальном праве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс за последние двадцать лет ушел далеко вперед. Появление различных средств связи и передачи информации намного облегчило жизнь человека. Обмен информацией через различные каналы связи стал неотъемлемой частью каждого человека, ибо с помощью нее можно с легкостью вести переговоры, покупать, продавать, одним словом, управлять делами, находясь на любом расстоянии. Современные средства связи могут предоставить человеку безграничные возможности. Основным источником этих возможностей, тем не менее, является передача информаци

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….………3
Глава I. Понятие и содержание контроля и записи переговоров как следственного действия...…………………………………………………………………………..….6
1.1 Понятие, признаки, сущность и значение контроля и записи переговоров как следственного действия……..………………………………………………...……....6
1.2 История становления контроля и записи переговоров в уголовном судопроизводстве……………………………………………………………....……...12
Глава II. Особенности производства контроля и записи переговоров как следственного действия…………….………………………………………………....20
2.1 Основания и условия назначения и проведения контроля и записи переговоров………………………………………………………………………..…...20
2.2 Процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров как следственного действия…………………………………………………………...…..24
2.3 Тактические основы производства и фиксации результатов контроля и записи переговоров………………………………………………………………………....….30
2.4 Использование результатов контроля и записи переговоров в ходе осуществления уголовного судопроизводства……………………….……...………38
2.5 Проблемные аспекты, возникающие в процессе производства и использования результатов контроля и записи переговоров как следственного действия…………………………………………………………………………….….46
Заключение……………………………………………………………….…………..55

Работа содержит 1 файл

Глава1. Понятие и процессуальные особенности контроля и записи переговоров.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     – фиксировать в базе данных всю информацию о переговорах (дата, время, длительность, входящие и исходящие номера, тональный набор);

     – поддерживать режим сетевой работы, позволяющий производить обработку  накопленной информации на удаленном компьютере;

     – осуществлять автоматическую архивацию записанной информации на внешние цифровые носители (ZIP, магнитооптика и т.п.);

     – производить разграничение доступа, запрещать выполнение определенных операций для конкретных лиц;

     – вести прослушивание одновременно с записью;

     – отражать состояния всех телефонных линий, сквозной канал;

     – автоматически определять номер, а  также применять импульсный и  тональный способы набора;

     – автоматически регулировать уровень  сигнала (АРУ), обеспечивая выравнивание уровней ближнего и дальнего абонентов;

     – осуществлять акустопуск системы контроля и записи (так называемая система VOX - включение записи на голос).

     – вести протокол работы системы записи и журнал действий оператора.

     Вся регистрируемая информация подразделяется на: аудиоинформацию (речь), факсимильные сообщения, цифры набора и донабора телефонного номера и др. при этом происходит запись информации с фиксацией времени и даты сделанной записи. Специализированные базы данных (архивы) создаются на долговременных носителях (накопителях на жестких магнитных дисках ЭВМ, магнитооптических дисках, ленте стримера и т. д.) и позволяют в дальнейшем воспроизводить и анализировать характер передаваемой информации.

     Запись  телефонных переговоров происходит следующим образом:

     – система определяет поднятие телефонной трубки (активизацию канала), вся передаваемая по каналу информация (в том числе и служебная - сигнал АОН, исходящий номер, дополнительно набранный номер и т.д.) оцифровывается, сжимается и записывается на долговременный носитель;

     – для каждой сделанной записи указываются дата и время;

     – из полученной информации формируется специализированная база данных.

     В сформированной таким образом базе данных возможно делать необходимые  выборки информации. Например, все  переговоры абонента за последнюю неделю с определенным городским номером.

     Во  время работы системы возможны оперативный  контроль оператором и прослушивание  любой ранее сделанной записи без перерывов в записи. Для  беспрерывной работы и большей надежности системы оснащаются источниками  бесперебойного питания. При необходимости полученная база данных переносится на долговременные носители (магнитооптические диски, стример и т. д.).

     При решении вопроса о круге участников следственного действия и определении органа, которому будет поручено техническое осуществление контроля и записи переговоров, следует учитывать, что непосредственно техническое проведение контроля и записи переговоров может быть поручено как органу дознания, осуществляющему оперативное сопровождение расследования, так и подразделению специальных технических мероприятий. К участию в следственном действии привлекаются также специалисты представители предприятия или компании связи, в сети которой зарегистрирован абонент. Кроме того, в том случае, если следователь решит проводить данное следственное действие самостоятельно, например, по заявлению потерпевшего и когда известно точное время предполагаемого разговора, он привлекает к участию в следственном действии специалиста, обладающего навыками работы со специальной техникой. Задача специалиста - оказание помощи следователю в получении качественной записи речевой информации с использованием современных технических средств.43

     Вынесение постановления о возбуждении  следователем перед судом ходатайства  о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров осуществляется согласно ч. 1 ст. 165 УПК РФ. Данное ходатайство  с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом, которое является одной из гарантий принятия следователем законных и обоснованных решений.

     В судебном постановлении о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров излагаются суть ходатайства следователя, основания принимаемого решения, само решение в форме разрешения или отказа в удовлетворении ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров в отношении определенного лица с указанием номеров телефонов и данных иных видов связи, которыми пользуется данное лицо. Кроме того, в постановлении указывается наименование органа, на который возлагается обязанность технического осуществления контроля и записи переговоров. 

2.4 Использование результатов контроля и записи переговоров в ходе осуществления уголовного судопроизводства

     телефонный  разговор уголовный судопроизводство

     Как и любое следственное действие, контроль и запись телефонных переговоров основной своей целью имеет получение информации о фактах, подлежащих установлению и имеющих значение для расследования уголовного дела.

     В соответствии с ч.1 ст.186 УПК РФ, целью  контроля и записи телефонных переговоров является получение сведений, имеющих значение для расследуемого дела. Это означает, что компетентные на то государственные органы, их должностные лица вправе проводить следственное действие в виде контроля и записи телефонных переговоров для получения доказательств по уголовному делу, в котором лицо обвиняется, подозревается, либо лицо владеет какой- либо информацией по данному уголовному делу. В этом случае, контроль и запись телефонных переговоров является способом получения доказательств.

     Однако  проведение данного следственного действия может преследовать и другие цели. Исходя из смысла ч.2 ст. 186 УПК РФ, еще одной целью этого следственного действия является защита потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц от угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий. В этом плане цель контроля и записи носит защитный характер. Но, если логически подумать, и в этом случае содержащиеся в телефонных переговорах угрозы, зафиксированные записью, служат доказательствами по уголовному делу. Например, выполняя рассматриваемое нами следственное действие в отношении свидетеля, которому угрожают физической расправой в случае дачи уличительных показаний, следователь может получить доказательства виновности лица, пусть хоть и косвенные.

     Международные правовые нормы являются составной  частью российского законодательства. В п.2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, цели ограничения права человека на тайну телефонных переговоров сформулированы иначе. Конвенция запрещает вмешательство государственных органов в тайну телефонных переговоров, за исключением случаев, когда преследуются цели:

     – защиты национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны;

     – предотвращения беспорядков или преступлений;

     – охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц;44

     Таким образом, изучив все приведенные, основной целью контроля и записи телефонных переговоров является получение  доказательств и защита других лиц от преступного посягательства.

     Контроль  и запись телефонных переговоров  как следственное действие имеет  несколько зависящих от стадии его  производства задач. Сначала преследуется цель отслеживания всей информации, которая  может быть выявлена в процессе записи разговора определенного в постановлении судьи субъекта. Затем в осматриваемой и прослушиваемой фонограмме отыскиваются фактические данные, имеющие значение для дела. После установления наличия таковых, фонограмма постановлением следователя приобщается к уголовному делу.

     На  практике контроль и запись телефонных переговоров может выполнять  ряд других задач. Во-первых, это  следственное действие помогает следователю  выдвигать версии, лучше узнать особенности  личности допрашиваемого и применить наиболее эффективные в данной следственной ситуации тактические приемы допроса. В данном случае рассматриваемое следственное действие ставит перед собой криминалистические задачи, которые будут подробнее рассмотрены далее.

     Контроль  и запись переговоров в порядке  производства соответствующего следственного действия пока еще применяются крайне редко. Такая практика только начинает складываться.

     Эффективность контроля и записи телефонных и иных переговоров во многом предопределяется не только уровнем организации этой деятельности и ее сочетанием с тактическим разнообразием применяемых приемов и способов, но и умелым использованием зафиксированных результатов данного следственного действия в ходе расследования уголовного дела.

     Под результатами контроля и записи переговоров понимаются полученные органами предварительного следствия на основании и в порядке, предусмотренном уголовно – процессуальным законодательством, фактические данные, зафиксированные в фонограмме, имеющие значение расследования уголовного дела.45

     Информация, передаваемая по телефонным линиям и иным видам связи, после поступления на технические средства контроля фиксируется на физическом носителе (магнитные ленты аудиокассет, проволоки, диски ЭВМ и т. п.). Также мы полагаем, что к этим источникам можно отнести статистические сведения о входящих и исходящих звонках, производимых интересующим следствию лицом.

     Указанные материалы следует рассматривать  как «иные документы». В условиях технического прогресса понятие документов значительно шире и не ограничивается лишь письменной формой. Согласно ч.2 ст. 84 УПК РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться также материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации.

     Результаты  данного следственного действия по их целевому использованию условно можно разделить на две категории:

     1. Запись переговоров информационного  характера, указывающих на возможные  источники фактических данных, обеспечивающие  выбор организационных и тактических приемов осуществления тех или иных следственных действий (связи подозреваемого, его встречи с сообщниками, места хранения предметов и документов, могущих быть впоследствии вещественными доказательствами, различная информация о признаках внешности, используемом автотранспорте и т.д.).

     Эти данные могут не содержать конкретных сведений о совершенном или готовящемся  преступлении, но могут использоваться для проведения таких следственных действий, как обыск, опознания, очные  ставки. Кроме того, подобная информация позволяет принять меры, препятствующие уничтожению орудий преступления, денежных средств, полученных в ходе преступной деятельности, реализации преступного замысла и др.

     2. Запись переговоров, имеющих непосредственное  доказательственное значение, т.е.  фактические данные, прямо указывающие на признаки преступления и причастных к нему лиц. В дальнейшем они могут использоваться как в оперативно-розыскной деятельности, так и в качестве доказательств в процессе расследования после их соответствующей проверки и процессуального закрепления. Возможность их использования в качестве доказательств определяются следователем, а при продолжении оперативной разработки преступной группы – по согласованию с инициатором разработки.

     Результаты (материалы), полученные следователем в ходе проведения контроля и записи телефонных и иных переговоров, могут быть использованы для:

     – планирования расследования уголовного дела при выдвижении и проверке следственных версий;

     – подготовки и проведения следственных действий, использования эффективных тактических приемов и средств по расследуемым уголовным делам;

     – установления мест нахождения лиц, скрывшихся от следствия, суда, отбывания наказания, а также без вести пропавших;

     – доказывания причастности определенных лиц к преступлению и наличия связи между соучастниками преступления.

     Рассмотрим  указанные направления более подробно.

Информация о работе Контроль и запись переговоров, как следственное действие в уголовно-процессуальном праве РФ