Концептуальные основы управления в правоохранительной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основы управления в правоохранительной сфере. При этом ставились следующие задачи:
- социальное управление: понятие, содержание, виды
- правоохранительные органы как часть государственной системы и особенности управления ими
- правовое регулирование управления в правоохранительных органах.

Содержание

Введение 3
1. Социальное управление: понятие, содержание, виды 4
2. Правоохранительные органы как часть государственной системы и особенности управления ими 6
3. Правовое регулирование управления в правоохранительных органах. Правовые акты 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Организация правоохранительной - 4.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

    Управляющее воздействие как субъект управления может оказывать любое должностное  лицо на подчиненных ему сотрудников, а также постовой милиционер на нарушителей  общественного порядка.

    Рассмотрим  структуру управляющих и управляемых  систем органов внутренних дел

    МВД Российской Федерации является управляемой  системой (объектом управления) по отношению  к Президенту и Правительству  РФ и одновременно управляющей системой (субъектом) управления по отношению к своим структурным подразделениям.

    По  линейным службам могут быть свои уровни, обеспечивающие эффективность  управления. Например, система органов  внутренних дел на транспорте возглавляется  Главным управлением на уровне МВД  РФ, Которому подчинены управления и отделы, последние же имеют з своем подчинении отделения и группы.

    Системе управления свойственна иерархичность  Она проявляется при осуществлении  управляющих воздействий от высшего  уровня управления до самого низшего. Понятие «уровень управления» отражает смысл иерархичности системы Объективный фактор иерархичности, к сожалению, не всегда учитывается при осуществлении взаимодействия Осуществляя взаимодействие при решении комплексных задач, необходимо оговорить условия, при которых одна из сторон, не связанная соподчинением, будет выполнять функции субъекта управления

    Управление  в органах внутренних дел включает в себя сложную систему прямых и обратных связей. При этом структура  системы информационных связей отражает организацию системы управления и ее функционирование Процесс управления есть процесс циркуляции и преобразования информации

    Специфичность задач в системе органов внутренних дел объективно обусловливает осуществление  принципа единоначалия. Реализации этого  принципа способствует иерархичность системы и субординация ее структурных элементов. Управляющая информация (приказы, распоряжения и т п.) идет от субъекта к объекту управления и является прямой связью. Однако, возможны случаи (ЧП), когда допускается отдача распоряжений, минуя уровни управления.

    В отличие от прямых связей обратные более разнообразны Их систему можно  разбить на три подсистемы связей:

    - информирующая об изменении функционирования  подсистем внутри системы органов  внутренних дел;

    - информирующая о состоянии преступности и общественном порядке;

    - осуществляющая информационное  воздействие других государственных  и общественных органов.

 

3. Правовое регулирование  управления в правоохранительных  органах. Правовые  акты

 

    Оценка  социальной системы в целом позволяет  характеризовать право, с одной стороны, как необходимый фактор управления, а с другой - как важнейший элемент, средство, инструмент и конститутивный компонент управления. Право является нормативно оформленной директивной основой управления, в которой содержится не только программа развития общества, но и программа деятельности управляющих и управляемых подсистем. Такая программа правового характера обычно вырабатывается в цивилизованном обществе правящей партией и под её руководством государственными органами. В ней закрепляются политические и экономические цели. Благодаря таким внутренним свойствам, как нормативность, формальная определённость и др., право способно быть наиболее рациональным средством социального управления.

    Таким образом, право, с одной стороны, способствует организации и осуществлению  процесса управления, его рациональности и эффективности, а с другой - вносит элемент правомерности в осуществление государственного управления, создает режим законности управления, обеспечивает четкость и слаженность всей управленческой работы.

    Правовые  нормы, правовые акты являются важнейшими (хотя и не единственными) регуляторами и средствами проведения в жизнь экономических и иных мероприятий управленческого характера. Без самого внимательного учёта юридической стороны управления и достижений юридической науки нельзя полностью и достаточно квалифицированно раскрыть смысл социального управления и отдельных его компонентов.

    Вместе  с тем социальное управление не может  быть сведено только к его правовой характеристике. Социально-экономическая  обусловленность, а также материальные, технико-организационные, кибернетические  и другие аспекты управления вносят определённую упорядоченность в общественную жизнь государства и права. Государственно-правовые компоненты управления органически связаны между собой, а также с системой и объектами социального управления в обществе.

    Необходимость правового регулирования (в том  числе и ведомственного) вызывается тем, что органы внутренних дел являются специализированными органами управления в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, которая достаточно полно урегулирована законодателем. Соответственно, деятельность этих органов чётко регламентирована нормами права, тем более что они выступают как исполнительно-распорядительные органы государства и в силу этого обеспечивают проведение в жизнь общегосударственной политики.

    К примеру, в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации отмечено, что это министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Следовательно, органы внутренних дел - это сложный социальный механизм, призванный обеспечить решение важных и сложных задач, относящихся к охране правопорядка и борьбе с преступностью. Эффективность их функционирования во многом зависит от степени и качества правового регулирования.

    Система правового регулирования применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя как общее, так и ведомственное правовое регулирование.

    Таким образом, акты правового регулирования  органов внутренних дел представляют собой совокупность взаимосвязанных  и соподчинённых правовых документов. При их разработке должен чётко соблюдаться процесс, связанный с соблюдением ряда требований. Прежде всего, это последовательность, конкретность, системность и т.д.

    Последовательность  означает чёткое соблюдение порядка  очерёдности разработки нормативных актов, имея в виду, что каждый нормативный акт вытекает из соответствующего правового документа, принятого на более высоком уровне управления, то есть «сверху вниз». При таком подходе можно добиться требуемой преемственности нормативных актов.

    Требование  конкретности выражается в том, что  каждый нормативный акт должен разрабатываться  применительно к конкретному  виду органа с учётом специфики. Разработка нормативных актов предполагает определённую системность, которая  означает, что подготовка каждого из правовых документов должна осуществляться с учётом ранее принятых аналогичных документов, а также множества функций, реализация которых возложена на множество структур.

    Процесс обеспечения ведомственного правового  регулирования является непрерывным. Это значит, что нормотворческая деятельность не может носить разовый характер, а должна осуществляться постоянно и планомерно. Названная необходимость возникает в силу того, что отношения не остаются постоянными, раз и навсегда установленными. В частности, принятие дополнительных правовых актов или их отмена вышестоящими субъектами управления, новые формы и методы работы требуют разработки новых актов или внесения изменений в существующие.

    Так как наиболее важные отношения в  деятельности органов внутренних дел в той или иной степени урегулированы нормами права, то они целиком находятся в сфере действия механизма правового регулирования государства. Это, прежде всего, отношения, возникающие между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, что вполне закономерно, ибо отношения данного типа являются основными. С учётом тех обстоятельств, что органы внутренних дел выступают в роли представителей государства, предметом их регулирования стали также отношения типа «государство - граждане».

    Анализируя  задачи деятельности МВД России как основного субъекта управления органами внутренних дел, можно заключить, что они состоят в определении стратегических направлений их развития; оперативном реагировании на изменение складывающейся оперативной обстановки при решении задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; обеспечении нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, то есть в разработке ведомственных норм.

    Известно, что в основном Министерство внутренних дел своё ведомственное воздействие осуществляет при помощи приказов, инструкций, положений, наставлений и директив. При этом очень важно отметить, что далеко не каждое волеизъявление субъекта управления (к примеру. Министерства внутренних дел) формируется в виде норм. Нормативно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел является лишь частью управления. Характерно, что правовое регулирование имеет достаточно выраженный управленческий характер как в сфере законодательного нормотворчества, так и в области ведомственного нормотворчества министерств и ведомств. Поэтому нормы права мы можем рассматривать как элементы управляющей подсистемы.

    Ведомственное нормотворчество не является правотворчеством в собственном смысле слова (это  прерогатива законодателя), а носит право-исполнительный характер. Следовательно, ведомственная нормотворческая деятельность представляет собой специфическую разновидность применения права в форме нормативного регулирования организации работы подразделений, входящих в их систему, поэтому нормирование деятельности подведомственных организаций, их работников предполагает обязательное применение соответствующих законодательных норм права. Нормирование деятельности по организации работы соответствующих объектов находится в сфере управления ими, то есть ведомственное нормотворчество представляет собой специфическую разновидность управления.

    Изложенный  подход к характеристике механизма  ведомственного нормативного регулирования  деятельности органов внутренних дел  свидетельствует о том, что этот механизм во многом сливается с процессом управления. Так, субъект управления, нормируя поведение объектов, определяя, как они должны действовать в наиболее часто встречающихся типичных ситуациях, вносит упорядочивающее воздействие в управляемую систему, побуждая её эффективнее решать поставленные задачи. Это значит, что отношения, возникающие между органом, издающим нормативные акты, и управляемыми объектами, следует рассматривать в рамках определённой системы управления. Вместе с тем, очевидно, что субъект воздействует на управляемые объекты и иными, не нормативными способами. Это, как правило, формы прямой управленческой связи, состоящей в даче команд, действиях по их исполнению. Тем не менее, основным способом управленческого воздействия в системе органов внутренних дел является нормирование деятельности посредством издания ведомственных нормативных актов.

    Не  менее значимым элементом ведомственного правового регулирования являются отношения, которые возникают на основе действия ведомственных правовых норм. Изначальный пункт правоотношений - это правовая норма, поэтому в зависимости от характера норм складываются различные отношения. Регулятивные отношения стоят в центре всех отношений. При уяснении сущности этого элемента следует иметь в виду, что ему свойственна регламентация служебной деятельности, то есть отношений, которые возникают при реализации задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

    Среди элементов механизма ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел наиболее важны нормативные акты. Это акты реализации юридических прав и обязанностей. Они представляют собой юридически значимые действия субъектов по осуществлению прав и обязанностей, вытекающих из конкретных правовых отношений. Ведомственные правовые акты играют роль средства, при котором уполномоченные субъекты системы органов внутренних дел внешне выражают свою волю. При этом во всех случаях их главная цель - это упорядочение отношений в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

    В индивидуальных актах выражается воля управомоченных должностных лиц, направленная на возникновение, изменение или прекращение конкретных служебных правоотношений. В форме таких правоотношений в деятельности управляемых объектов реализуется регулирующее воздействие ведомственного субъекта управления.

Информация о работе Концептуальные основы управления в правоохранительной сфере