Концептуальные основы управления в правоохранительной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основы управления в правоохранительной сфере. При этом ставились следующие задачи:
- социальное управление: понятие, содержание, виды
- правоохранительные органы как часть государственной системы и особенности управления ими
- правовое регулирование управления в правоохранительных органах.

Содержание

Введение 3
1. Социальное управление: понятие, содержание, виды 4
2. Правоохранительные органы как часть государственной системы и особенности управления ими 6
3. Правовое регулирование управления в правоохранительных органах. Правовые акты 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Организация правоохранительной - 4.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Московская  открытая социальная академия 

Факультет заочного обучения 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине 
 

Организация правоохранительной деятельности 
 

Вариант – 4

Концептуальные  основы управления в правоохранительной сфере 
 
 
 

Выполнил:

_________________________________

_________________________________ 

Проверил:

_________________________________

_________________________________ 
 
 
 
 
 

Воронеж, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

    Деятельность  государственных органов власти и управления. В Российской Федерации  по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью многогранна. Современный период характеризуется существенным обновлением и совершенствованием российского законодательства; реформированием системы и структуры органов государственной власти и управления. Указанные обстоятельства требуют акцентировать внимание, прежде всего, на деятельности органов внутренних дел, ибо это одна из наиболее многочисленных государственных структур, осуществляющих самые разнообразные формы и методы работы с населением, юридическими и физическими лицами, государственными и негосударственными структурами. Соответственно, вопросы совершенствования управления в органах внутренних дел имеют большое практическое и теоретическое значение.

    В связи с этим управление в органах  внутренних дел в современный период развития Российской Федерации должно быть неразрывно связано как с последовательным совершенствованием нормативной правовой базы, так и с научно обоснованным реформированием механизма функционирования всей системы МВД России.

    Целью данной работы является рассмотрение основы управления в правоохранительной сфере. При этом ставились следующие задачи:

    - социальное управление: понятие,  содержание, виды

    - правоохранительные органы как  часть государственной системы  и особенности управления ими

    - правовое регулирование управления  в правоохранительных органах.  Правовые акты

 

1. Социальное управление: понятие, содержание, виды

 

    Понятие «системы» имеет широкое толкование в различных отраслях науки. Это  объясняется и сложностью системного образования и различными целями исследования. Одним из первых в нашей литературе дал определение понятия «системы» В Н. Садовский Проанализировав различные определения системы, он пришел к выводу, что под нею необходимо понимать «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство».

    По  его мнению, существенными признаками системы являются:

  • множественность элементов (не менее двух);
  • существование связей; целостный характер данного образования.

    Системы могут составлять - технические устройства, биологические организмы и общественные образования. В связи с этим их можно разделить на три типа: механические, биологические и социальные

    Социальные  системы, в отличие от других, получивших программу своего поведения извне, самоурегулированы, что внутренне присуще обществу на любой ступени его развития

    Социальная  система как целостная совокупность обладает специфическими устойчивыми  качественными. Эти характеристики позволяют различать между собой  социальные системы и носят названия системных признаков

    Следует отличать понятия «признаки системы» и «системные признаки». Первое характеризует  основные черты системы, т е те особенности общества, социальной группы, коллектива, которые дают нам основание  называть данное социальное образование системой

    Например, отделение уголовного розыска Н-ского  РОВД можно назвать социальной системой управления, если оно умеет следующие  признаки (черты): количество сотрудников  не менее двух; они взаимосвязаны  и взаимозависимы; целостность образования характеризуется совместностью действий по достижению общей цели.

    Второе, что присуще конкретной системе  и отличает ее от другой Например, систему  уголовного розыска и система  БЭП отличаются друг от друга специфическими признаками, а именно' различными целями, методами и формами их деятельности

    Социальную  систему отличает от других типов  систем наличие цели, объединяющей людей.

    Орган внутренних дел любого уровня одновременно является функциональной (целевой) системой и системой управления

    В приведенном выше определении системы, в основном, отражен структурно-функциональный аспект. Рассмотрение системы без учета функционального аспекта не отражает в полной мере ее сути и направленности. Система всегда представляет собой функциональную структуру. Система должна рассматриваться как структурно-функциональное единство, в котором структура и функции представляют соответственно статический и динамический аспекты системы.

    Один  и тот же объект в зависимости  от целей исследования может рассматриваться и как статика (в смысле структуры) и как процесс. И то и другое неразрывно связано между собой.

    Таким образом, система - это целостное  единство структурно расчлененных, но взаимосвязанных элементов, реализующих  определенные функции в условиях конкретной внешней среды. При этом связь между всеми элементами самой системы прочнее, чем связь любого элемента системы с элементами иной системы, в том числе с элементами внешней среды. Данная особенность и позволяет проводить границы между различными системами, а также отделять систему от среды функционирования.

 

2. Правоохранительные  органы как часть  государственной  системы и особенности  управления ими

 

    Система является сложным образованием Она  включает в себя следующие элементы:

  • субъект управления (управляющая система);
  • объект управления (управляемая система),
  • прямые и обратные связи;
  • внешняя среда функционирования.

    Каждый  субъект управления может одновременно быть и объектом управления в зависимости  от условий его деятельности и  места в системе управления.

    Высшим уровнем социального управления является общество. Государство, как форма политической организации является элементом (подсистемы) этой системы. В свою очередь, государство как система состоит из множества элементов (подсистем) - государственных структур различного назначения.

    Например, УВД области является субъектом  управления по отношению к горрайделам  внутренних дел (объекты управления в этом случаи) и одновременно является объектом управления для МВД Российской Федерации и конкретно местной  администрации (наличие принципа двойного подчинения органов внутренних дел).

    Таким образом, МВД России и все его  структурные подразделения являются специализированными социальными  системами управления Они одновременно выступают в роли субъекта и объекта  управления

    Организованные  структуры органов внутренних дел  в первую очередь создаются для  наиболее успешной реализации поставленных перед ними задач по охране общественного  порядка и борьбы с преступностью

    Достаточно  распространенной оргструктурой в  органах внутренних дел является линейный или отраслевой тип. Создается он для решения основных задач, стоящих перед системой органов внутренних дел. К таким структурам относятся УР, подразделения по борьбе с экономической преступностью, ГАИ и др. Достоинство этого типа орг-структуры - простота соподчинения (меньше времени на организацию исполнения, четче контроль, оперативность принятия решения и т. п.)

    Недостаток (основной) этого типа оргструктуры - затруднения при решении комплексных  задач, требующих знаний в смежных  отраслях Функциональные структуры в органах внутренних дел реализуются в кадровых аппаратах, финансово-плановых подразделениях и др.

    Достоинство этого типа структур - возможность  решения комплексных задач, недостаток (основной) - теряется много времени  на согласование решений, сложность соподчинения.

    Наиболее  часто встречающийся тип оргструктуры управления - линейно-функциональный, или смешанный, например, административно-территориальные  органы (ГО (РО) ВД, УВД краев и  областей, а также МВД республик  в составе Российской Федерации и МВД России).

    При анализе типов оргструктур управления необходимо отличать понятия «системный подход» и «системный анализ». Системный  подход можно характеризовать как  общенаучный метод исследования, применимый во всех сферах науки и  техники. Эта черта роднит системный подход с философской методологией.

    Системный анализ - это прагматическое, прикладное применение идей и метод системного подхода к решению конкретных задач

    Системный подход в настоящее время проникает  во все области научного знания и человеческой деятельности как наиболее плодотворной путь исследования по решению сложных проблем.

    Комплексность проблемы организации системы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и связанные  с этим трудности решения, усиление взаимосвязей, учета многих обстоятельств - все это требует идей и методов системного подхода, т, е. непосредственное использование системного анализа в познании процессов управления органами внутренних дел.

    Рассматривая  социальные системы управления, мы уже отмечали, что они могут быть управляемыми и неуправляемыми. Системы, поддающиеся целенаправленному воздействию, называются управляемыми. При этом используются объективные закономерности, познанные людьми в целях повышения эффективности управления.

    Социальные системы управления имеют свою структуру - набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных элементов. Органы внутренних дел, являясь подсистемой государства, как система состоят, в свою очередь, из множества взаимосвязанных структурных подразделений (элементов): управлений, отделов, частей, отделений, групп сотрудников.

    Взаимосвязь элеменюв системы предопределяет ее форму, т е. ее организационную структуру. Все элементы системы органов  внутренних дел взаимосвязаны между  собой и выходят в систему в целом. Они оказывают друг на друга информационные или непосредственно управляющие воздействия В первом случае, например, отношение уголовного розыска, ГАИ и других служб одного УВД. Во втором - воздействие соподчиненности также базируется на информационной основе, но является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления. Например, в отделении ГАИ начальник и его заместители оказывают управляющее воздействие на сотрудников этого отделения (отдавая приказы, распоряжения, указания и т. п.)

    Каждый  орган (подразделение) внутренних дел  обладает специфическими системными признаками, отличающими его от других. Наличие  целостности как признака системы  в подразделениях органов внутренних дел также налицо, т. е. качество и  свойства системы (конкретного подразделения) не сводятся к суммарным качествам и свойствам их элементов (сотрудников).

    Все органы внутренних дел представляют собой совокупности субъектов и  объектов управления, взаимосвязанных  между собой каналами прямой и  обратной связи, испытывая одновременно разнообразные управляющие и информационные воздействия.

Информация о работе Концептуальные основы управления в правоохранительной сфере