Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:33, курсовая работа
Железнодорожный транспорт играет большую роль в жизни любой страны. Так как большая часть перевозимых грузов транспортируется по железным дорогам, то они должны обеспечивать быструю его перевозку. На пути железнодорожного транспорта, также как и автодорожного возникают различные природные препятствия, к числу которых относится и горный массив. Обход горного массива приводит к значительному удлинению пути, что влечёт за собой увеличение времени и стоимости перевозки. В таких случаях следует сооружать тоннель, естественно при соответствующем технико–экономическом сравнении его вариантов.
Остальные обозначения те же, что и в предыдущих проверках.
Условие
выполняется.
3.5.
Выводы, оптимизация
конструкции тоннельной
обделки.
В результате расчёта сечения тоннельной обделки на прочность получилось, что запроектированная обделка имеет недостаточную прочность в замковом сечении, и в сечении с наибольшим отрицательным моментом. Увеличение подъемистости свода, увеличение толщины сечения обделки, а также использование бетона более высокого класса являются нерациональными, так как конструкция тоннельной обделки получается громоздкой. Поэтому в целях повышения прочности необходимо сделать армирование конструкции.
4.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЗВОДСТВА
РАБОТ ПО СООРУЖЕНИЮ
ТОННЕЛЯ ГОРНЫМ
СПОСОБОМ
4.1.
Обоснование способа
производства работ.
Проходка тоннеля способом нижнего уступа применяется в выработках высотой более 10 м в скальных грунтах с коэффициентом крепости от f – 4 - 6 с установкой арочной или анкерной временной крепи, обеспечивающей безопасность работ.
Особенность выбранного способа заключается в том, что тоннель сооружают в два этапа. В первую очередь, с опережением нижней части тоннеля на 30 – 50 (м) проходят верхнюю часть сечения – калотту, после чего начинают разработку нижнего уступа. Свод тоннеля длиной более 300 (м) бетонируют с определённым отставанием от забоя калотты. Стены и лоток бетонируют после разработки нижнего уступа или на некотором расстоянии от забоя.
Временная крепь калотты - железобетонные анкеры и подвешенная к ним при помощи шплинтов металлическая сетка из проволоки диаметром 3 мм с ячейками 60х60, а также набрызг-бетон.
Все операции по бурению, взрыванию и уборке породы в калоттной и нижних частях сечения выработки производят одновременно.
Высоту калотты необходимо назначать более 4 (м) из условия размещения проходческого оборудования.
При
способе нижнего
уступа бурение шпуров
в калотте производят
самоходной установкой
СБУ – 2К, которая перед
взрыванием уводится
на безопасное расстояние
от забоя. Уборку грунта
ведут машиной непрерывного
действия типа ПНБ – 3К
с погрузкой на автосамосвал
типа МАЗ –503 грузоподъёмностью 7
т с нейтрализатором.
Он доставляет грунт
в штроссу, где вторая
машина непрерывного
действия ПНБ - 3К грузит
породу в такой - же автосамосвал.
Для разработки штроссы,
с целью снижения расхода
ВВ желательно бурить
шпуры горизонтально
с помощью портального
бурового агрегата ПБА
– 1, а для погрузки и
транспортировки грунта
применяют те - же машины
и механизмы, что и для
разработки калотты.
4.2.
Разработка паспорта
буровзрывных работ.
4.2.1.
Разработка паспорта
буровзрывных работ
для калотты.
4.2.1.1.
Общие положения.
Наиболее распространённый и эффективный способ разработки скальных и полускальных грунтов – их взрывание.
Для размещения зарядов ВВ при взрывном способе бурят шпуры соответствующей длины и диаметра.
Особенность подземных взрывных работ, состоит в том, что взрываемая порода зажата со всех сторон. В этих условиях для наиболее эффективного использования энергии взрыва, уменьшения расхода ВВ и снижения сейсмического воздействия на окружающий массив породы необходимо образовать плоскости обнажения. Для этой цели служат врубовые шпуры.
Врубовые шпуры располагают по определённой схеме в середине забоя. По сравнению с другими типами шпуров в них закладывают увеличенную массу ВВ, они имеют увеличенную длину. В зависимости от крепости, трещиноватости и слоистости породы, а также от размеров выработки и применяемого оборудования применяют различные схемы врубовых шпуров.
В курсовом проекте применён вид вруба – клиновой с углом наклона к плоскости забоя 70°°. Для определения основных размеров вруба используется таблица 2 (1), из которой при крепости породы f=4,5 находим расстояние между парами шпуров а=0,5 (м), а расстояние между шпурами в ряду в=2 (м), число врубовых шпуров принимаем 4 (шт.).
Назначаем глубину комплекта шпуров из условия:
где – глубина заходки принимаемая равной 1,5 (м) в зависимости от крепости породы и принимаемая по табл. 3 (2);
– глубина комплекта шпуров, м;
- коэффициент использования шпура принимаемый равным 0,8.
Отсюда
При заданной глубине заходки длина отбойных и контурных шпуров определяется коэффициентом использования шпуров и углом наклона их к плоскости забоя. Концы этих шпуров должны лежать в одной плоскости, перпендикулярной продольной оси выработки. Длина проекции врубовых шпуров на продольную ось тоннеля должна превышать на 10 – 15% длину комплекта шпуров:
4.2.1.2. Определение необходимого количества взрывчатого вещества.
При взрывных работах наиболее широко используются смеси аммиачной селитры с тротилом в порошкообразном или гранулированном состоянии.
В курсовом проекте принято взрывчатое вещество аммонит №6 ЖВ – патронированный.
Удельный расход взрывчатого вещества зависит от трещиноватости и прочности пород, сечения выработки, работоспособности ВВ, а также плотности заряжания и рассчитывается по формуле:
где - коэффициент крепости породы по М.М. Протодьяконову;
- площадь поперечного сечения выработки, м2;
- коэффициент относительной работоспособности ВВ, для аммонита №6 ЖВ принимается равным 1,00;
- коэффициент влияния плотности заряжания, для обычных патронов ВВ принимается равным 1,1;
- коэффициент структуры породы принимаемый равным по табл.5 (1) – для трещиноватых пород – 0,9;
- коэффициент зависящий от площади поперечного сечения выработки, для калотты площадью S = 54,2 (м2) принимается равным 1.
Взрывание зарядов производят электрическим способом с помощью электродетонаторов. Для взрывания врубовых шпуров применяют электродетонаторы мгновенного действия типа ЭДС, а для взрывания отбойных зарядов применяют электродетонаторы короткозамедленного действия типа ЭДКЗ – ПМ – 15 со ступенями замедления 15,30,45,60,75,106,120 (мс).
4.2.1.3. Расчёт параметров буро - взрывных работ.
Для горных пород крепостью по М.М. Протодьяконову f>4 применяют контурное взрывание.
Определение линии наименьшего сопротивления (ЛНС) отбойных шпуров W0:
где - коэффициент зажима принимаемый равным 0.8;
- диаметр шпура, равный 0,042м;
- плотность ВВ, кг/м3 – принимаемая по табл.4 (1).
- объёмная масса породы, кг/м3 – принимаемая из задания на курсовой проект равная 2260 (кг/м3).
Расстояние между отбойными подошвенными шпурами принимаем по табл. 7. (1).
Таблица 4.1
Расстояние между шпурами
Наименование шпуров | Расстояние между отбойными аотб и подошвенными шпурами ап в долях ЛНС W0 | |
между рядами шпуров | между шпурами в ряду | |
Отбойные | 1,05 | 1,18 |
Подошвенные | 0,92 | 0,92 |
Контурные | 0,7 | 0,7 |
На основании таблицы 7 получим искомые расстояния:
-расстояние между отбойными шпурами:
-расстояние между рядами отбойных шпуров:
-расстояние между подошвенными шпурами:
-расстояние между рядами подошвенных шпуров:
Определение необходимого количества шпуров: .
Количество контурных шпуров Nк и их линия наименьшего сопротивления определиться по формуле:
где - периметр выработки по линии расположения контурных шпуров, м;
- коэффициент сближения контурных зарядов, табл. 9 (1).
Площадь сечения забоя, взрываемая контурными зарядами:
Число подошвенных шпуров:
Площадь сечения забоя взрываемая подошвенными зарядами:
Площадь врубовой воронки определяется по формуле:
где а – расстояние между парами шпуров, м;
в – расстояние между шпурами в ряду, м.
Число отбойных шпуров определяется по формуле:
где - диаметр заряда, см;
- коэффициент уплотнения;
- плотность ВВ в патронах;
– коэффициент заполнения шпура принимаемый по табл. 6 (1).
Общее количество шпуров:
Ориентировочный расход ВВ на заходку составит:
Масса контурного заряда:
где - глубина контурного шпура, м;
- линейная масса заряда в контурных шпурах,
Масса всех контурных зарядов:
Средняя масса одного заряда отбойных и подошвенных шпуров:
Суммарная масса отбойных и подошвенных зарядов равна:
Масса заряда врубового шпура , работающего в условиях большого зажима породы, и общая масса зарядов врубовых шпуров составят:
В первую очередь взрываются врубовые шпуры с помощью электродетонаторы ЭДС. Затем остальные шпуры сериями посредством ЭДКЗ–ПМ–15 со ступенями замедления 15мс.