Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:33, курсовая работа
Железнодорожный транспорт играет большую роль в жизни любой страны. Так как большая часть перевозимых грузов транспортируется по железным дорогам, то они должны обеспечивать быструю его перевозку. На пути железнодорожного транспорта, также как и автодорожного возникают различные природные препятствия, к числу которых относится и горный массив. Обход горного массива приводит к значительному удлинению пути, что влечёт за собой увеличение времени и стоимости перевозки. В таких случаях следует сооружать тоннель, естественно при соответствующем технико–экономическом сравнении его вариантов.
Расчётная схема представлена на рис.3.1.
Тоннельная обделка представляет собой статически неопределимую систему с небольшим числом неизвестных. Нагрузки, действующие на тоннельную обделку принимаются симметричными относительно вертикальной оси.
Применительно
к расчёту тоннельной
обделки на ЭВМ
расчётная схема
тоннельной обделки
несколько модернизирована.
Ось тоннельной обделки
разделена на восемь
равных частей. В пределах
каждого участка жесткость
тоннельной обделки
и упругие характеристики
среды приняты постоянными.
Рисунок 3.1.
Расчетная схема
и основная система
для тоннельной обделки
подковообразного очертания.
3.2.
Определение нагрузок,
действующих на
тоннельную обделку.
Нагрузки, действующие на тоннельную обделку определяются согласно СНиП 11-44-78. Величина нагрузок зависит от глубины заложения тоннеля и размеров выработки, инженерно – геологических, климатических и сейсмических условий, способа производства работ и т.д. Нагрузки подразделяются на временные, постоянные и особые.
В курсовом проекте тоннельную обделку необходимо рассчитать на основное сочетание нагрузок, составляемое из постоянных и временных нагрузок, таких как:
Схема
к определению
величины горного
давления на основании
гипотезы М.М. Протодьяконова
приведена на рис.3.2.
Пролёт свода обрушения определяется по формуле:
Высота свода обрушения определяется по формуле:
где f – крепость породы по М. М. Протодьяконову.
В расчёте вертикальное и горизонтальное горное давление принимается равномерно распределённым и принимается по формуле:
Определение расчётных нагрузок.
Для определения расчётных нагрузок вертикального и горизонтального горного давления необходимо нормативную нагрузку умножить на коэффициент перегрузки:
3.3.
Составление исходной
информации для
расчёта тоннельной
обделки на ЭВМ.
Для расчёта тоннельной обделки на ЭВМ необходимо подготовить следующие исходные данные:
Для определения координат центров тяжести расчётных сечений и толщины тоннельной обделки в этих сечениях необходимо начертить тоннельную обделку в масштабе 1:100 и разбить её на конечные элементы.
Определённые
исходные данные, удобно
оформить в виде таблиц (см
табл.3.1., табл.3.2.).
Исходные параметры задачи
Таблица 3.1.
Исходные параметры | Размерность | Величина |
Коэффициент крепости породы | - | f=3 |
Угол внутреннего трения породы | град | 38 |
Удельный вес грунта | кН/м3 | g=22,6 |
Коэффициент отпора за стеной | кН/м3 | Кс=340000 |
Коэффициент отпора под подошвой | кН/м3 | Кп=909925 |
Ширина выработки | м | В=12,917 |
Высота выработки | м | Н=10,317 |
Количество расчетных точек обделки | - | 8 |
Коэффициент условий работы грунтового массива | Кр=1,7 | |
Модуль упругости материала | кПа | Е=36000000 |
Координаты и толщина обделки
Таблица 3.2.
Номера сечений | x, (м) | y, (м) | h, (м) | αi |
0 | 0 | 0 | 0,65 | 0 |
1 | 1,671 | 0,260 | 0,667 | 15 |
2 | 3,228 | 0,850 | 0,715 | 31 |
3 | 4,565 | 1,852 | 0,792 | 46 |
4 | 5,547 | 3,150 | 0,834 | 66 |
5 | 5,933 | 4,703 | 0,972 | 86 |
6 | 5,933 | 6,413 | 0,983 | 93 |
7 | 5,872 | 8,114 | 1,191 | 100 |
8 | 5,808 | 9,992 | 1,300 | 90 |
Результаты расчета на ЭВМ
Таблица 3.2.
Изгибающие моменты в сечениях | Опорные
Реакции |
Реакции
отпора |
Нормальные
Силы |
329,397 | 1807,9962 | -344,7835 | 946,1394 |
240,4300 | 5,7926 | -435,2089 | 1017,6645 |
-119,3238 | -234,3634 | 1211,8263 | |
-433,6268 | -200,0191 | 1455,7558 | |
-421,4894 | 1633,1136 | ||
-47,7920 | 1697,8495 | ||
289,1040 | 1661,9358 | ||
331,9400 | 1576,7873 | ||
5,7926 | 1807,9962 |
Расчет
выполнен на горное
давление q = 220,7313 кН/м2.
По вычисленным на ЭВМ значениям моментов и нормальных сил строятся эпюры М и N.
Эпюры приведены на рис.3.3.
Рисунок 3.3. Эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил.
3.4. Проверка прочности сечения обделки.
Проверка прочности тоннельной обделки должна выполняться по вычисленным усилиям (изгибающим моментам и нормальным силам) в соответствии со СНиП 2.03.01.–84 с учётом особенностей, изложенных в СНиП 11-44-78.
В курсовом проекте необходимо выполнить расчёт для трёх наиболее характерных сечений:
В соответствии со СНиП 2.03.01.–84 тоннельная обделка может расcчитываться как внецентренно сжатая конструкция.
Эксцентриситет рассчитывается по формуле:
где М и N - изгибающий момент и нормальная (продольная) сила в рассматриваемом сечении;
Расчёт прочности тоннельной обделки для замкового сечения:
Эксцентриситет находится за пределами сжатой зоны, следовательно, сечение тоннельной обделки проверяется как работающее на изгиб по формуле:
где - коэффициент, принимаемый для тяжелого и других видов бетонов равным 1;
m - коэффициент, учитывающий неточность в назначении расчётной схемы монолитной бетонной обделки, принимаемый равным 0,9;
- расчётное сопротивление бетона осевому растяжению, для бетона класса В40, ;
b - ширина сечения, b=1м;
h - высота сечения, h=0,65м.
Условие
не выполняется.
Расчёт
прочности тоннельной
обделки для сечения
с наибольшим отрицательным
моментом (сечение №3):
Эксцентриситет находится за пределами сжатой зоны, следовательно, сечение тоннельной обделки проверяется как работающее на изгиб по формуле:
Условие
не выполняется.
Расчёт прочности сечения в пяте:
Эксцентриситет находится в пределах сжатой зоны, следовательно, сечение тоннельной обделки проверяется как работающее только на сжатие по формуле:
где - расчётное сопротивление бетона осевому сжатию, для бетона класса В40, ;
- коэффициент, учитывающий влияние прогиба на значение эксцентриситета продольного усилия, ;