Тоннель, сооружаемый горным способом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:33, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт играет большую роль в жизни любой страны. Так как большая часть перевозимых грузов транспортируется по железным дорогам, то они должны обеспечивать быструю его перевозку. На пути железнодорожного транспорта, также как и автодорожного возникают различные природные препятствия, к числу которых относится и горный массив. Обход горного массива приводит к значительному удлинению пути, что влечёт за собой увеличение времени и стоимости перевозки. В таких случаях следует сооружать тоннель, естественно при соответствующем технико–экономическом сравнении его вариантов.

Работа содержит 1 файл

ПЗ.docx

— 1.54 Мб (Скачать)

       Расчётная схема представлена на рис.3.1. 

       Тоннельная  обделка представляет собой статически неопределимую систему  с небольшим числом неизвестных. Нагрузки, действующие на тоннельную обделку принимаются симметричными относительно вертикальной оси.

       Применительно к расчёту тоннельной обделки на ЭВМ  расчётная схема  тоннельной обделки  несколько модернизирована. Ось тоннельной обделки  разделена на восемь равных частей. В пределах каждого участка жесткость тоннельной обделки и упругие характеристики среды приняты постоянными. 

        Рисунок 3.1. Расчетная схема  и основная система  для тоннельной обделки  подковообразного очертания. 

       3.2. Определение нагрузок, действующих на  тоннельную обделку. 

       Нагрузки, действующие на тоннельную обделку определяются согласно СНиП 11-44-78. Величина нагрузок зависит от глубины заложения тоннеля и размеров выработки, инженерно – геологических, климатических и сейсмических условий, способа производства работ и т.д. Нагрузки подразделяются на временные, постоянные и особые.

       В курсовом проекте  тоннельную обделку  необходимо рассчитать на основное сочетание нагрузок, составляемое из постоянных и временных нагрузок, таких как:

    • вертикальное горное давление;
    • горизонтальное горное давление, активное или в виде упругого отпора;
    • собственный вес тоннельной обделки;
    • гидростатическое давление грунтовых вод;

                      

       Схема к определению  величины горного  давления на основании  гипотезы М.М. Протодьяконова приведена на рис.3.2. 

Рисунок 3.2. Схема определения горного давления по гипотезе М.М.Протодьяконову. 

       Пролёт  свода обрушения  определяется по формуле:

       

       

       Высота  свода обрушения  определяется по формуле:

       

       где f – крепость породы по М. М. Протодьяконову.

       

       В расчёте вертикальное и горизонтальное горное давление принимается равномерно распределённым и принимается по формуле:

    • вертикальное горное давление:

       

       

    • горизонтальное  горное давление:

     

       Определение расчётных нагрузок.

       Для определения расчётных  нагрузок вертикального  и горизонтального  горного давления необходимо нормативную  нагрузку умножить на коэффициент перегрузки:

       

         

       3.3. Составление исходной  информации для  расчёта тоннельной  обделки на ЭВМ. 

       Для расчёта тоннельной обделки на ЭВМ  необходимо подготовить следующие исходные данные:

    • глубина заложения тоннеля;
    • коэффициент крепости породы по М. М. Протодьяконову –f;
    • угол внутреннего трения породы - j;
    • удельный вес породы - g;
    • коэффициент упругого отпора за стеной обделки(Кс) и под подошвой (Кп);
    • ширина выработки – В;
    • высота выработки – Н;
    • коэффициент условий работы горного массива – Кр;
    • модуль упругости материала, из которого изготовлена тоннельная обделка – Е;
    • координаты центров тяжести;
    • толщина расчётных сечений тоннельной обделки.

       Для определения координат  центров тяжести  расчётных сечений  и толщины тоннельной обделки в этих сечениях необходимо начертить тоннельную обделку в масштабе 1:100  и разбить её на конечные элементы.

       Определённые исходные данные, удобно оформить в виде таблиц (см табл.3.1., табл.3.2.). 
 

       Исходные  параметры задачи

       Таблица 3.1.

Исходные  параметры Размерность Величина
Коэффициент крепости породы - f=3
Угол  внутреннего трения породы град 38
Удельный  вес грунта кН/м3 g=22,6
Коэффициент отпора за стеной кН/м3 Кс=340000
Коэффициент отпора под подошвой кН/м3 Кп=909925
Ширина  выработки м В=12,917
Высота  выработки м Н=10,317
Количество  расчетных точек обделки - 8
Коэффициент условий работы грунтового массива   Кр=1,7
Модуль  упругости материала кПа Е=36000000
 
 

       Координаты  и толщина обделки

       Таблица 3.2.

Номера  сечений x, (м) y, (м) h, (м) αi
0 0 0 0,65 0
1 1,671 0,260 0,667 15
2 3,228 0,850 0,715 31
3 4,565 1,852 0,792 46
4 5,547 3,150 0,834 66
5 5,933 4,703 0,972 86
6 5,933 6,413 0,983 93
7 5,872 8,114 1,191 100
8 5,808 9,992 1,300 90
 
 
 

       Результаты  расчета на ЭВМ

       Таблица 3.2.

Изгибающие  моменты в сечениях Опорные

Реакции

Реакции

отпора

Нормальные

Силы

329,397 1807,9962 -344,7835 946,1394
240,4300 5,7926 -435,2089 1017,6645
-119,3238   -234,3634 1211,8263
-433,6268   -200,0191 1455,7558
-421,4894     1633,1136
-47,7920     1697,8495
289,1040     1661,9358
331,9400     1576,7873
5,7926     1807,9962

       Расчет  выполнен на горное давление q = 220,7313 кН/м2. 

       По  вычисленным на ЭВМ  значениям моментов и нормальных сил  строятся эпюры М и N.

       Эпюры приведены на рис.3.3.

       Рисунок 3.3. Эпюры изгибающих моментов и перерезывающих сил.

       3.4. Проверка прочности  сечения обделки.

        

       Проверка  прочности тоннельной обделки должна выполняться  по вычисленным усилиям (изгибающим моментам и нормальным силам) в соответствии со СНиП 2.03.01.–84 с учётом особенностей, изложенных в СНиП 11-44-78.

       В курсовом проекте  необходимо выполнить  расчёт для трёх наиболее характерных сечений:

  • для замкового сечения;
  • для сечения в пяте обделки;
  • для сечения с наибольшим отрицательным моментом.

       В соответствии со СНиП 2.03.01.–84 тоннельная обделка может расcчитываться как внецентренно сжатая конструкция.

       Эксцентриситет  рассчитывается по формуле:

       

       где М и N - изгибающий момент и нормальная (продольная) сила в рассматриваемом сечении;

       Расчёт  прочности тоннельной обделки для замкового  сечения:

       

       Эксцентриситет  находится за пределами  сжатой зоны, следовательно, сечение тоннельной обделки проверяется как работающее на изгиб по формуле:

       

       где - коэффициент, принимаемый для тяжелого и других видов бетонов равным 1;

       m - коэффициент, учитывающий неточность в назначении расчётной схемы монолитной бетонной обделки, принимаемый равным 0,9;

        - расчётное сопротивление бетона осевому растяжению, для бетона класса В40, ;

       b - ширина сечения, b=1м;

       h - высота сечения, h=0,65м.

        

       Условие не выполняется. 

       Расчёт  прочности тоннельной обделки для сечения с наибольшим отрицательным моментом (сечение №3): 

       

       Эксцентриситет  находится за пределами  сжатой зоны, следовательно, сечение тоннельной обделки проверяется как работающее на изгиб по формуле:

       

       

       Условие не выполняется. 

       Расчёт  прочности сечения  в пяте:

       

       Эксцентриситет  находится в пределах сжатой зоны, следовательно, сечение тоннельной обделки проверяется как работающее только на сжатие по формуле:

       

       где - расчётное сопротивление бетона осевому сжатию, для бетона класса В40, ;

        - коэффициент,  учитывающий влияние  прогиба на значение  эксцентриситета продольного усилия, ;

Информация о работе Тоннель, сооружаемый горным способом