История "Красное Сормово"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

30 июня 1849 года по доверенности компании "Нижегородской машинной фабрики и Волжско-Камского буксирного и завозного пароходства" отставной майор Алексей Иванович Узатис купил у проживавшей в Балахнинском уезде помещицы Крюковой принадлежащий ей участок земли на правом берегу реки Волги, между деревнями Соромово и Мышьяковка. 21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата и считается днем рождения Сормовского завода.

Работа содержит 1 файл

История КРАСНОЕ СОРМОВО.docx

— 997.26 Кб (Скачать)

  В 1950 г. Министерству морского флота сдан танкер-бензовоз "Генерал Ази Асланов" г/п 9300 т, первый в СССР морской дизель-электроход с мощностью 2 гребных электромоторов   по 1250 л.с. Продолжается строительство  буксиров, сухогрузных теплоходов, речных танкеров, судов технического флота. Созданы первые в мире речные дизельные ледоколы "Волга" и "Дон".

  В 1958 году со стапелей завода сходит флагман  речного пассажирского флота  дизель-электроход "Ленин", а в 1959 г. второй дизель-электроход "Советский  Союз". Это был новый тип  судна, отличающийся от всех ранее построенных  речных пассажирских судов размерами, мощностью и комфортабельностью (главный конструктор А.Н. Каманин, главный строитель Н.К. Петухов).

  Начиная с 1959 года завод приступил к подготовке производства морских железнодорожных  паромов для линии Баку - Красноводск  на Каспийском море, вмещающих 30 большегрузных. 60- тонных вагонов, с 3- ярусной надстройкой, с каютами на 300 пассажиров. В 1962 году головной паром "Советский Азербайджан" (главный строитель А.А.Бармин) был  сдан в эксплуатацию. Всего было построено 5 паромов.

  В тот  же период по проекту сормовских конструкторов  построены и сданы суда смешанного "река - море" плавания типа "Балтийский" г/п 2000 т. Они дали значительный технический  и экономический эффект. Тогда  же завод по своему проекту начал  строительство серии других унифицированных  грузовых теплоходов смешанного "река - море" плавания повышенной (до 2700 т) грузоподъемности типа "Волго-Балт" и "Балтика". Для монтажа нефтевышек Каспия завод освоил строительство  и сдал заказчику в 1966 г. морское  крановое судно-катамаран "Кер-Оглы" с краном грузоподъемностью 250 т  С 1967 года завод строил большую серию  сухогрузов проекта 1557. Головной теплоход, названный "50 лет Советской власти", имел г/п в 4- трюмах 2700 т, а впоследствии 3000 т.

   Этот проект под  маркой "Сормовский" признан наиболее совершенным из судов смешанного "река-море" плавания. Группе работников завода за участие в создании и  серийное строительство судов нового  класса была присуждена Государственная    премия. Среди них директор  завода М.А. Юрьев, гл. конструктор А.А. Животовский, гл. конструктор проекта Г.Д. Зиненко, гл. технолог по судостроению Г.Н. Лотович, начальник судомонтажного цеха Б.П. Шайдаков.

  В 1986 году конструкторы разработали новое  судно проекта 19610 "Волга" грузоподъемностью: в реке 4 тыс. тонн, в море - до 5,5 тыс. тонн. За 10 лет со стапелей завода сошли 40 теплоходов этой серии

  Позднее, с учетом конъюнктуры рынка, параллельно  с теплоходами типа "Волга" сормовичи спроектировали и стали  строить суда проекта 17310 "Россия" грузоподъемностью 3000 тонн. Первое судно  этой серии было построено в 1995 году

  Рабочее мастерство, выдающиеся достижения в  труде сормовских судостроителей не однажды отмечались правительственными наградами. В 1966 году звание Героя Социалистического  Труда присвоено Сергею Николаевичу  Бодрову - бригадиру слесарей-монтажников  и Вячеславу Васильевичу Пайщикову - бригадиру электросварщиков.

   По всему миру разнесли славу Сормовского завода корабли на подводных крыльях. В  августе 1957 года первое крылатое судно "Ракета -I" вышло на волжские просторы. Оно было построено по проекту  центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях, которое  возглавлял выдающийся конструктор  Ростислав Евгеньевич Алексеев. Расстояние от Горького до Казани в 415 км теплоход покрывал за 7-8 часов.

  В дальнейшем этим бюро были разработаны и в  цехах завода построены суда на подводных  крыльях: "Волга", "Метеор", "Спутник", "Комета", "Вихрь", а также  в 1963 г. первый в мире опытный экраноплан "Лунь".

  Сегодня крылатые суда, рожденные на сормовской земле, бороздят реки и моря не только России, но и многих стран мира.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Подводное Судостроение 

  В истории  завода "Красное Сормово" много  значительных дат. Но дату 14 июня 1929 года следует выделить особо. В этот день на завод пришло задание Управления Военно-Морских сил на постройку  первой подводной лодки типа "Щука" III серии с указанием довести  строительство до 20 подлодок на случай войны.

  23 февраля  1930 года заложили головную лодку,  тактический № Щ-304. Ее назвали  "Комсомолец", так как деньги  на строительство собирали комсомольцы  всей страны.

  ПЛ "Комсомолец" была передана ВМФ в 1934 году На этой лодке получили свое первое подводное  крещение курсанты Военно-морского училища: Магомед Гаджиев, Валентин Стариков, Евгений Осипов и другие прославленные  впоследствии подводники.

  Техбюро под руководством И.Д. Игнатьева  управляло производством и организацией транспортировки ПЛ по внутренним водным путям. Транспортный док, обеспечивающий их перевод из Сормова в Кронштадт, спроектировал молодой инженер-судостроитель  В. В. Крылов (во время войны - главный  конструктор завода).

  В предвоенные  годы на заводе было заложено 11 "Щук", имеющих главные размерения 58 х 6 х 4 м и вооруженных двумя пушками "К-45", четырьмя носовыми торпедными аппаратами и двумя кормовыми (экипаж 38 чел.).

  В 1936 году заводу поручается строительство двух серий подводных лодок: IX-бис типа "С" с главными размерениями 77,7 х 6,4 х 4 м, усиленных пушкой "К-100" (экипаж 45 чел.), и XII серия типа "М" ("Малютка") с главными размерениями 44,5 х 3,3 х 2,8 м, цельносварным корпусом, вооруженная пушкой "К-45" и двумя  торпедными аппаратами (экипаж - 20 чел.).

  Закладка  первых двух ПЛ типа "С" состоялась 14 декабря 1936 года. До 1941 года построено 34 ПЛ этого типа.

  Строительство "Малюток" велось под руководством начальников участков по корпусным  работам П.П. Маркушева (впоследствии главного инженера завода), по судомонтажным - П.Н. Светлова. Лодки предназначались  для сдачи Северному, Черноморскому  и Тихоокеанскому флотам.

  К началу Великой Отечественной войны  вступили в строй 15 сормовских "Малюток". Все лодки были в боевом составе  и составляли более 20 процентов от общего их числа.

  В январе 1942 года Государственный Комитет  Обороны принял постановление о  продолжении строительства ПЛ на заводе. В связи с этим был организован  судостроительный отдел. Его возглавил М.И.Лернер, бывший руководитель сдаточной базы в Кронштадте. За годы войны моряки получили 27 сормовских ПЛ. Они успешно воевали на всех флотах и самоотверженно действовали на вражеских коммуникациях.

  В историю  вошла знаменитая атака века, совершенная  подводной лодкой "С-13" (строитель  Н.К. Петухов) под командованием А.И. Маринеско. Он принял се в Кронштадте в 1943 году.

  Строителем  и ответственным сдатчиком ПЛ "С-16" (1943 г.) был П.А. Черноверхский, впоследствии главный инженер завода "Красное Сормово", а затем  начальник 1-го Главного управления МСП  СССР.

  После окончания войны в ноябре 1945 года правительство утвердило план военного судостроения на 1946-1955 гг.

  ДИЗЕЛЬНЫЕ ПЛ ПРОЕКТА 613

  1950 год.  На сормовском стапеле заложена  головная лодка 613 проекта "С-80". В декабре 1951 года вошла в  состав ВМФ. Она имела улучшенные  ходовые и маневренные качества, средства связи и наблюдения, усиленное торпедное, минное и  артиллерийское зенитное вооружение. По заключению комиссии Государственной  приемки: "Подводная лодка "С-80" является вполне современным  кораблем, способным выполнять боевую  задачу на любом морском театре  войны".

  После войны это была самая крупная  серия подводных лодок - 215 единиц. Из них 113 ПЛ построено на "Красном  Сормове". в Темпы строительства  и сдачи проекта 613 и поныне впечатляют: 16 ПЛ ' (1953 т.), 29 ПЛ (1954 с), 37 ПЛ (1955 г.), р26 ПЛ (1956 с). В то же время шла реконструкция  корпусных и монтажных цехов  завода под строительство новых  лодок. 

  СРЕДНИЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ ПЛ ПРОЕКТА 633

  Напряженно  работало заводское СКБ-112. В 1954 г. оно  получило правительственное задание  передать чертежно-конструкторскую  документацию на подводную лодку  этого проекта Китайской Народной Республике.

  В 1956 году СКБ-112 было выделено из состава завода и стало самостоятельным (его  возглавил В.П. Воробьев), но конструкторы продолжали работать в тесном контакте с заводчанами.

  В октябре 1957 года была заложена головная лодка 633 проекта, в мае 1958 года ее спустили на воду, а в августе 1959 года сдали  ВМФ (ответственный сдатчик  М.М.Сперанский,   затем В. И. Третьяков). По тактико-техническим данным она превосходила ранее построенные корабли. За четыре года были построены 20 кораблей.

  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛ

  Первенцем научно-подводного флота стала лодка "Северянка", переоборудованная  в 1958 г. по просьбе Министерства рыбного  хозяйства СССР из боевой ПЛ для  участия в промысловых экспедициях. На ее борту велись научно-исследовательские  работы, решались рыбопромысловые и  другие задачи.

  В 1959 году построена ПЛ проекта 613 С (главный  конструктор С.Н. Якимовский). На ней  отрабатывались новые спасательные люки, штоковые устройства, аварийно-спасательные буи, спасательная рубка многоразового  действия. Строителем и ответственным  сдатчиком был П.С. Салов. На базе этой лодки создана экспериментальная  ПЛ проекта 666, положившая начало строительству  кораблей специального назначения - спасательных. На лодке проекта 666 был установлен автономный управляемый снаряд (УПС) - родоначальник серии подводных  спасательных и рабочих снарядов, построенных на заводе по чертежам ЦКБ "Лазурит". Это была первая в мире экспериментальная подводная  лодка.

  ДЛЯ ЗАПУСКА РАКЕТ

  В середине 50-х годов в СССР начались крупные  работы по созданию ракетно-ядерного океанского флота, способного обеспечить государственные  интересы страны в мировом океане. Была поставлена задача создать многоцелевые подводные лодки и расширить  их боевые возможности.

  Оснащение кораблей сормовской постройки ракетным оружием началось с переоборудования нескольких строящихся серийно дизель-электрических  подводных лодок. С конца 50-х - начала 60-х годов по разработкам ЦКБ-18 и СКБ-112 завод строит подводные  лодки с контейнерами для запуска  ракет. Они устанавливались на палубе корабля и за ограждением рубки. Это были первые носители тактических  ракет П-5, предназначенных для  поражения береговых объектов.

  Опыт  их постройки, эксплуатации и испытаний  нового оружия был учтен в большой  ракетно-торпедной ПЛ проекта 651. Строительство  и сдача ВМФ серии этих кораблей в 60-е годы явилось для рабочих  и специалистов завода огромной школой постижения и накопления опыта корабельного мастерства. 
 
 

  АТОМНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ "СКАТ", "ЧАЙКА" (1967 -1978)

  Крупнейшим  достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной  лодки (АПЛ) проекта 670 "Скат", вооруженной  крылатыми ракетами подводного старта.

  Проектирование  ракетоносца "Скат" велось под  руководством главных конструкторов  ЦКБ "Лазурит" В.К. Шапошникова  и В.П. Воробьева.

  Новизна и сложность решений по энергетике (использование ядерных установок), конструкции корпуса, применению автоматики, радиоэлектроники, уникальных систем, сталей новых марок и других материалов предопределили необходимость резкого  повышения технического уровня и  культуры производства. В связи с  этим были осуществлены крупные меры по реализации правительственного постановления "О новой реконструкции предприятия" (1961 г.).

  В 1963 году в судомонтажном производстве организуется цех покрытий (СК-7), а спустя год  вступает в строй стендовый корпус по изготовлению узлов торпедных  аппаратов и испытанию воздушных  схем стрельбы. Реконструируются спусковые  устройства, цеха верфи, обеспечивающие крупноблочную постройку ПЛ. Строятся и оборудуются судомонтажные  цеха № 1 и № 3.

  В 1965 году построен трубозаготовительный цех, в  следующем введен в эксплуатацию новый эллинг (цех СК-10), что позволило  строить ПЛ крупных размеров полностью  на стапеле.

  Все это  обеспечило значительный рост технического уровня предприятия, повысило квалификацию его работников и открыло возможности  строительства высококлассных кораблей.

Информация о работе История "Красное Сормово"