История "Красное Сормово"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

30 июня 1849 года по доверенности компании "Нижегородской машинной фабрики и Волжско-Камского буксирного и завозного пароходства" отставной майор Алексей Иванович Узатис купил у проживавшей в Балахнинском уезде помещицы Крюковой принадлежащий ей участок земли на правом берегу реки Волги, между деревнями Соромово и Мышьяковка. 21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата и считается днем рождения Сормовского завода.

Работа содержит 1 файл

История КРАСНОЕ СОРМОВО.docx

— 997.26 Кб (Скачать)

  Исторические  факты 

  30 июня 1849 года по доверенности компании "Нижегородской машинной фабрики  и Волжско-Камского буксирного  и завозного пароходства" отставной  майор Алексей Иванович Узатис  купил у проживавшей в Балахнинском  уезде помещицы Крюковой принадлежащий  ей участок земли на правом  берегу реки Волги, между деревнями  Соромово и Мышьяковка. 21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд  утвердил купчую. Эта дата и  считается днем рождения Сормовского  завода.

  В первоначальном виде Сормовский завод состоял из токарного и слесарного отделений, чугунолитейной мастерской с кузницей, котельной мастерской и верфи  для сборки судов.

  В 1850 году был спущен на воду первый пароход, построенный в Сормово. Название ему дали символическое "Ласточка". Небольшое колесное судно с деревянным корпусом предназначалось для завозки  якорей кабестанных судов. В том  же году со стапеля сошел двухтрубный  кабестан "Астрахань".

  Первый  пароход "Орел" с металлическим  корпусом в Сормове заложили 8 сентября 1851 года, а 30 апреля 1852 года его спустили на воду. В июне "Орел" совершил пробный рейс из Нижнего в Рыбинск.

  С каждым последующим годом Сормовский завод  набирал силы, приобретал все большее  значение в промышленном развитии Поволжья. Расширялся круг заказчиков, укреплялись  деловые, финансовые отношения с  волжскими предпринимателями.

   В феврале 1860 года, после разразившегося в России экономического кризиса, скупив все акции компании Нижегородской машинной фабрики, единоличным  хозяином Сормовского завода стал отставной  поручик, грек по национальности, Дмитрий Егорович Бенардаки. С конца 60-х годов он направляет своё внимание на другую отрасль промышленности - железнодорожное дело.

  4 февраля  1872 года возникло акционерное  общество "Сормово". Оно учреждалось  "для выплавки чугуна, выделки  железа и стали, приготовления  из них изделий, построения  машин, судов, подвижного состава  для железных дорог, рельсов  и прочего...".

  На  территории завода началась постройка  вагонного цеха и связанных с  ним колесной, деревообделочной, бандажной  мастерских. Расширялись кузнечный  и прокатный цехи, устанавливалось  новое оборудование.

  В 1888 году в Сормове сконструирована двухколенчатая паровая машина с тройным расширением  пара.

  Значительный  вклад в развитие парового флота  сделал талантливый русский механик  Василий Иванович Калашников. Он работал  на предприятии в 1890-1894 годах заведующим машиностроительным отделом, изготовлявшим  паровые машины всяких систем и разного  назначения: для пароходов, электрических  станций, паровых мельниц, прокатных  мастерских.

  В 1894 году создано АО "Сормово" - "Сормовские сталелитейные, железоделательные, чугунные и меднолитейные, механические, судостроительные, паровозо- и вагоностроительные заводы".

  На  исходе прошлого века Сормовский завод  превратился в одно из крупнейших в России предприятий, превзойдя  в 30 раз первоначальные размеры машинной фабрики. Стало развиваться  более сложное судостроение. 
 
 
 
 
 

  С начала XX века и до Октябрьской революции  Сормовский завод выполнял серьезные  правительственные военные заказы. Производственная мощность завода резко  возросла, численность рабочих и  служащих приблизилось к 20 тыс. человек. На заводе функционировали 48 цехов, 7 технических  бюро и отделов. Наиболее крупными цехами являлись снарядный и шрапнельный.  
 
 
 
 
 
 

  Судостроение 

  Предметом особой заботы первых владельцев машинной фабрики было создание судостроительной верфи, расположенной в полуверсте от фабричных зданий на берегу Волги. Было построено несколько деревянных крытых эллингов, предназначенных для  строительства судов. Расширялась  площадка сухого дока (судоямы) с приспособлениями для вытаскивания судов на берег.

  С середины XIX века начато строительство паровых  судов с деревянными корпусами  под открытым небом. А на верфи  довольно быстро было освоено производство пароходов и барж - поначалу из привозного металла, а затем из корабельного железа собственного производства.

  В связи  с необходимостью строительства  военно-морского флота на Каспийском море Сормовскому заводу была заказана флотилия судов, в том числе винтовых.

  Были  построены 9 морских колесных транспортов  типа "Астрахань" и "Дербент" мощностью 320 и 240 л.с. и 4 винтовых морских  парохода "Персиянин", "Хивинец", "Курд" и "Бухарец" мощностью  по 320 л.с. 

  В 1858 году для Астраханского порта построена  первая землечерпательница мощностью 80 л.с., этим было положено начало строительству  на Волге отечественного технического флота.

  В 60-годы с верфи сходили туерные суда для верховьев Волги и ее притоков, но уже вскоре было налажено изготовление буксирных, грузопассажирских и  вспомогательных однопалубных судов  мощностью до 480 л.с.

  В 1871 году на Волге впервые появился большой  пассажирский двухъярусный пароход, построенный  Сормовской верфью, грузоподъемностью 600 тонн, с машинами общей мощностью 250 л.с. Он имел отдельные каюты для  пассажиров I и II классов с паровым  отоплением и отдельным водопроводом в каждой каюте и достигал скорости 12,8 км против течения. Судно получило имя "Переворот" (позднее переименовано  в "Колорадо"). Завод действительно  этим пароходом произвел переворот  в области пассажирского судостроения. В речном судостроении на многие десятилетия  установился этот тип двухэтажного товаропассажирского парохода.

  В 80-е  годы в связи с развитием добычи Бакинской нефти и производства продуктов из нее возникла потребность  в морских танкерах. В 1887 году в  Сормово построен первый морской  танкер "Минин" водоизмещением 500 тонн.

  В 1896 году в Нижнем Новгороде на Всероссийской  торгово-промышленной и художественной выставке была представлена лучшая продукция  завода, в том числе буксиры и два товаропассажирских колесных парохода "Император Николай II" и "Императрица Александра". Это были первые пароходы с электрическим освещением.

  За  заслуги перед отечественной  промышленностью завод вторично получил право изображения на выпускаемой продукции государственного герба. Первое получено в 1882 г.

  В названиях  пароходов закреплялась память и  о сормовских корабелах. Один из буксирных  теплоходов был назван "Судостроитель  Некрасов".

  Выдающимся  событием в истории судоходства  стало появление теплоходов. В 1903-1904 году Сормовский завод по заказу фирмы "Нобель" впервые в мире построил дизель-электроход "Вандал" и "Сармат". Речные 3- винтовые нефтеналивные суда - грузоподъемностью 820т, водоизмещением 1100т, мощностью дизелей 360 л.с.

  В начале века завод строит крейсер "Астрабад", учебно-парусное судно "Великая княгиня  Ксения Александровна" с 3- мачтовым парусным снаряжением и паровой  машиной, работающей на винт при безветрии, мощностью 120 л.с. Судно служило для  прохождения морской плавательной практики учащихся мореходных училищ.

  С 1907-1908 гг. завод выпустил 10 канонерских  бронированных винтовых лодок для  реки Амур. Посылали их в разобранном  виде и собирали на месте. Была построена  серия сторожевых катеров для  Черноморского флота.

  Резко расширяется выпуск судов в 1908-1913 годах. Выпускаются исключительные по убранству дворцы-пароходы, такие  как "Граф", "Баян" и "Витязь" с машинами 1200 л.с.

  В 1909 году построен винтовой паром "Переправа 2-я" для Саратовского перевоза Русско-Уральской  железной дороги с машиной 1400 л.с. и  специальным оборудованием для  подъема и перемещения 30 вагонов; создан первый в России морской дизельный  танкер "Русь" с двигателем 700 л.с. В 1913 году построено новое дизельное  судно - сухогрузный теплоход "Данилиха" мощностью 300 л.с. и грузоподъемностью 2000 т с малой осадкой.

  Замечательный вклад в развитие технического флота  завод сделал в 1911 году, построив караван  судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку). В состав каравана, мощнейшего по тому времени для России и всей Европы, входили 4 высокопроизводительных землесоса "Сормово", "Каспий", "Нижний Новгород" и "Волга".

  Годы  первой мировой войны резко сократили  объемы   судостроения. Всего за дореволюционный период (1849-1917 гг.) заводом  было выпущено 489 судов, из них 408 самоходных, общей мощностью 120 685 л.с.

  С развитием  и ростом производства на заводе появлялись замечательные мастеровые-умельцы, родоначальники трудовых династий. Среди  них гордость завода, мастера "золотые  руки" - кузнецы А.Д.Некоркин и  М.В.Митюгов, фасонолитейщик А.Ф.Красильников, металлург В.Ф. Вялов, монтажник паровых  двигателей М.И. Курицын, сверловщик С.И. Курицын, такелажники Плесковы и  Гордеевы, железопрокатчики Годяевы, столяры  и токари Третьяковы, Ляпины, Загребины, судостроители Бояркины и Урыковы, плотники Дербеневы, котельщики и чеканщики  Сухонины, медники Кокушкины и  многие другие. В славной когорте  инженеров, положивших начало судостроению, - М.М.Окунев, Н.А.Корсаков, Н.И.Путилов, А.Г.Некрасов.

  Октябрьская революция в Сормове произошла  мирным путем. 18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства  крупнейшие машиностроительные заводы, в том числе Сормовский, были объявлены  общенародной собственностью. В годы гражданской войны национализированный  завод, как оборонное предприятие, стал основной ремонтной, базой Волжской военной флотилии!! Было отремонтировано 209 судов

  1922 год.  По постановлению президиума  Нижегородского губисполкома от 17 ноября завод стал именоваться  "Красное Сормово".

  Спустя  три года началось строительство  судоверфи, дизельной мастерской. Возрождается постройка судов всех типов для  крупнейших водных магистралей, включая  Волжско-Камский бассейн, реки Северная Двина, Ангара, Енисей, Аму-Дарья. Строятся буксиры, землесосы, железнодорожные  паромы, в том числе паром-гигант для переправы поездов через  Волгу у Саратова.

  Крупнейшим  достижением завода стал выпуск в 1930 году нефтевозов-шхун "Ленин" и "Профинтерн" для Каспийского пароходства  грузоподъемностью по 7000 тонн, мощностью 2540 л. с., в 1,5 раза превышающих по величине и быстроходности ранее плававшие  на Каспии наливные суда.

  Наращивает  свои мощности судоверфь, выделенная в 1930 году в самостоятельное подразделение. В том же году в соответствии с  правительственным заданием осваивается  строительство подводных лодок "Щука" III серии.

  Сормовичи выполняют один из крупнейших заказов: проектируют и строят 12 морских  нефтеналивных шхун-танкеров для  Каспийского пароходства водоизмещением 13500 т и г/п 9000 т, выпускают речные сухогрузы типа "Данилиха" г/п 2150 т и 3500 т, оборудованные грузоподъемными стрелами, а также колесные буксирные пароходы.

  Завод начал выпускать с 1931 года самые  сильные и технически совершенные  на Волге буксиры мощностью 1200 л.с. типа "Красный шахтер", "Индустриализация" и "Коллективизация", а в 1933 году перешел одним из первых в стране на цельносварные корпуса.

  В 1937 году для канала Москва - Волга построена  флотилия комфортабельных пассажирских судов: четыре теплохода по 700 л.с. на 205 пассажиров, 6 катеров на 300 мест и 6 катеров на 150 мест.

  Новые архитектурные формы надстроек  обтекаемой конструкции, электрифицированные  механизмы, централизованное управление машинами и механизмами в штурвальной  рубке - все это было создано заводскими конструкторами под руководством талантливого инженера и ученого В.М. Керичева.

  В декабре 1939 г. за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения завод "Красное Сормово" был награжден  орденом Трудового Красного Знамени.

  Начавшаяся  война с Германией заставила  изменить профиль завода. Судостроение на заводе возобновилось в 1947 году разработкой  проектов трех типов речных судов: буксирных  винтовых теплоходов мощностью 600 л.с., сухогрузных теплоходов грузоподъемностью 2000 т и бензоналивных барж грузоподъемностью 3700 т.

  27 мая  1947 г. в сухом доке сормовичи  заложили первый послевоенный  сухогрузный теплоход "Большая  Волга", а в августе на береговых  стапелях были заложены бензоналивные  суда.

  Позднее началось строительство крупной  серии буксирных теплоходов.

  За  образцовое выполнение задания в  апреле 1949 года Совет Министров СССР присуждает премии конструкторам, технологам и руководителям завода во главе  с директором Е.Э. Рубинчиком, а 16 июля 1949 г. за заслуги перед Родиной  и советским народом и в  связи со 100-летием со дня основания  завод награжден орденом Ленина.

Информация о работе История "Красное Сормово"