Предмет, основанные категории и задачи психологии делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение – это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
1 Теоретическая часть……………………………………………………..4
1.1 Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»…………………………………………………..……4
1.2 Основные категории дисциплины «Деловое общение»…………………………………………………………………...9
2 Практическая часть ……………………………………………………..16
Заключение ………………………………………………………………...18
Список используемой литературы………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 86.06 Кб (Скачать)

На основные процессы , состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам:

«Я-Ты», «Я-Мы», «Мы-Они». Если, по мнению философов, общение является одной из самых  важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения – решающее условие успешного предпринимательства. Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научится пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги и т.д.  Таким образом, еще одной важнейшей категорией является «психология общения».

Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является категория «психология рабочей  группы», команды или трудового  коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей.  В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии  принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового  процесса. Поэтому в формировании и жизнедеятельности любой группы реальны такие  явления, как групповые  цели, потребности, интересы, групповые  нормы, групповое сознание, морально-психологический  климат, корпоративная мораль, так  называемые «мы-чувства» и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать  в их формировании.

Предметом дисциплины «деловое общение» являются методы оптимизации  делового, управленческого общения  на индивидуальном и групповом уровнях, с целью повышения эффективности  производства.

Объект делового общения - психология личности.

Под психологией личности понимаются:

1.  Стимулы, источники  внутренней духовной активности  человека, а также формы внешнего  проявления духовной активности.

2.   Общение людей  и методы повышения эффективности  делового общения.

С этой целью изучается  целый арсенал (микротехника) делового общения: микротехника (правила) слушания, микротехника вербального общения (умение говорить), пути урегулирования конфликта, возникающие в процессе делового общения, методы ведения переговоров.

3.   Формирование психологического  климата группы.

Одной из проблем является проблема делового общения в группе и способы регулирования делового общения.

В том или ином аспекте  вопросы подготовки и обучения деловому общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию,  психотерапию, теорию управления и др.

Взаимодействие  общения и этики многогранно.  Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как  науки о морали, а также общения  — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям...».

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения  позволяют вносить этические  мысли и идеи в сознание людей  и передавать их из поколения в  поколение. Этика же должна гуманизировать, облагораживать общение между людьми.  Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Мораль – это один из сущностных аспектов взаимодействия личности и общества. Предметом этики в  самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью  которого он совершается.

Объект этического знания имеет двоякое значение. Во-первых, это та общественная реальность, которая  подвергается наблюдению и изучению для формулирования положений самой  теоретической этики. Например, объектом этического знания являются реально  существующие нравы, поведение людей. Во-вторых, в качестве объекта воздействия  этического знания выступает сам  человек, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств.

Взаимосвязь этики и делового общения заключается в том, этика, как и деловое общение, изучает  свойства личности человека, его поступки, только в с точки зрения морали.

Итак, этика исследует  ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных  отношениях, моральном сознании, моральной  ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения в  жизнедеятельности связано с  ростом его культуры, в том числе  и нравственной.

Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества. Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное  нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных  групповых и общественных интересов.

Между нравственной культурой  и моральной ответственностью существует определенная связь. Уровень образования человека, социальный статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают одновременно и наличие определенной нравственной культуры личности. А вот наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.

В обыденном смысле под  нравственной культурой подразумевается  уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение  между людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения  предвзятости, непринятия, отчуждения. Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений — низкая нравственная культура общения.

Нравственная культура общения  позволяет предотвращать и разрешать  конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных  взглядов, мнений, стремлений, проявляются  различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется  в состоянии фрустрации, т.е. расстроенного  психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека. Активная защитная реакция при таком психическом состоянии — гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность. Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта.

Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение  конфликта в деловой разговор.

Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов, нормализующих общение  между сторонами, находящимися в  конфликте. Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная  ответственность за свое поведение  позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

 Роль нравственной  культуры проявляется и в том,  что она способствует повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает трудно определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли собеседника, предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности. Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой общения.

 Реальный процесс общения  — это общение реальных, живых  людей, обладающих индивидуальными  личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Уже  в утилитарном общении выявляется  общность человеческих переживаний,  потребностей и интересов. На  этой основе возникают симпатии  и антипатии, дружеские и товарищеские  связи — словом, все, что можно  объединить термином "личностные отношения". Общение не только сопутствует трудовой, политической и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека как общественного существа, специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании в привычной социальной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

      Выберите  из перечисленных определений  предмета дисциплины «Деловое  общение» верное и обоснуйте  ответ.

    Деловое общение  -это закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров.

Я выбрала вариант (а), так  как 

Деловое общение -  это сложный многоплановый процесс  развития контактов между людьми в служебной сфере.

Его участники выступают  в официальных статусах и ориентированы  на достижение цели, конкретных задач.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения  качества этой деятельности, информативным  сопровождением его. Его содержанием  является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают  их внутренний мир, в отличие от личностного  общения между близкими людьми, друзьями, родственниками.

Умение вести себя с  людьми во время беседы является одним  из главнейших факторов, определяющих ваши шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской  деятельности.

Успехи человека в его  делах даже в технической сфере  или научной сфере только процентов  на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и на процентов на восемьдесят  пять - от его умения общаться с людьми с которыми он работает.

          Деловое общение – это искусство,  позволяющее войти в контакт  с партнерами по бизнесу, преодолеть  личные предубеждения, неприятие  того или иного контрагента, достичь желаемого коммерческого результата. Под деловым общением понимается любое общение, способствующее решению коммерческих задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Общение свойственно  всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, то есть речью. В  жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился  вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими  объектами общества.

Деловой стиль общения  ориентирован на положительный результат. Деловой стиль исключает подавление чужой позиции. Основной вопрос делового стиля общения можно сформулировать так: позиции сторон определяются отношением к обсуждаемой проблеме или отношению  к оппоненту.

Деловое общение - это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и  опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

 


Информация о работе Предмет, основанные категории и задачи психологии делового общения