Предмет, основанные категории и задачи психологии делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Деловое общение – это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
1 Теоретическая часть……………………………………………………..4
1.1 Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»…………………………………………………..……4
1.2 Основные категории дисциплины «Деловое общение»…………………………………………………………………...9
2 Практическая часть ……………………………………………………..16
Заключение ………………………………………………………………...18
Список используемой литературы………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 86.06 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФИНУНИВЕРСИТЕТ)

FINANCIAL UNIVERSITY AT GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION (FINUNIVERSITY)


Уфимский  филиал Финуниверситета

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деловое общение»

на тему «Предмет, основанные категории и задачи психологии делового общения »

Вариант 1

 

 

Исполнитель:

 

специальность

 

группа

 

Руководитель:

 

 


Содержание

Введение………………………………………………………………..….3

1 Теоретическая часть……………………………………………………..4

1.1 Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»…………………………………………………..……4

1.2 Основные категории дисциплины «Деловое общение»…………………………………………………………………...9

2 Практическая часть ……………………………………………………..16

Заключение ………………………………………………………………...18                                                                                                

Список используемой литературы………………………………………..19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деловое общение – это  самый массовый вид социального  общения. Оно представляет сферу  коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических  отношений.

Публичная речь — это  не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством  достижения деловых целей, а не самоцелью. И, тем не менее, она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Грамотность, логичность и  эмоциональная окраска речи сегодня  являются обязательными условиями  любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного  контакта, как на индивидуальном, так  и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

    1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»

            Задача делового общения и  отношений - расположить к себе  собеседника. Очень немногие рождаются  с умением правильно общаться  с различными людьми в самых  разнообразных ситуациях. Всем  остальным этому необходимо учиться,  для чего требуется прилагать  сознательные усилия. От того, какие  вербальные и невербальные способы  общения и методы мы используем, от того, как мы умеем вести  деловые переговоры - зависит успех  наших коммуникаций и отношение  к нам окружающих. Понятие: психология делового общения - это не только наука о средствах и методах взаимоотношений между людьми, но и ваш ключ к личному успеху.

Определение предмета науки «деловое общение» связано  с выделением всех блоков проблем, которые  ходят в ее содержательную область. Можно условно выделить три таких  блока.

Первый - психологический  блок, связанный социально-психологическими проблемами делового общения. Он включает в себя социально-психологические  механизмы межличностного общения  деловых партнеров, психологические  характеристики самих партнеров (особенности  их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также  психологические особенности деловых  отношений, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).

Второй блок предметной области науки «деловое общение» - ценностный блок. Он связан с реализацией  различных «идеологий» делового общения и включает в себя универсальные  этические принципы делового общения, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют у партнеров  в деловых отношениях.

Третий блок –  организационно-технический. Он включает в себя организационно-технические  параметры делового общения. К ним  относят пространственно-временные  рамки делового общения, а также  процедурные действия, средства, приемы, которые характеризуют различные  техники и технологии, применяемые  в деловом общении.

Значит в число основных проблем науки «Деловое общение» входит:

1. Рассмотрение видов  и структуры делового общения,  его особенностей.

2. Изучение вербальных  и невербальных средств делового  общения.

3. Характеристика основ  общения в рабочих группах.

Структура общения  определяется тремя его взаимосвязанными сторонами – восприятием, коммуникацией  и взаимодействием.

По способу обмена информацией  различают устное и письменное деловое  общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

  • Приветственная речь;
  • Торговая речь (реклама);
  • Информационная речь;
  • Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

  • Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
  • Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
  • Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
  • Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
  • Дискуссия;
  • Совещание (собрание);
  • Пресс-конференция.
  • Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
  • Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений  по телефону являются самыми распространенными  формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое  разнообразие способов общения, что  позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может  быть разделено на:

  • Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
  • Когнитивное - обмен знаниями;
  • Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
  • Деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

  • Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  • Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
  • Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  • Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для  передачи информации использует речь, которая является наиболее универсальным  средством коммуникации, т.к. при  такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Правда, при этом должно существовать общее понимание  ситуации и используемых терминов. Речь приобретает значение только при  включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется  употреблением других – неречевых  – знаковых систем.

Невербальная  коммуникация включает в себя следующие  основные знаковые системы:

  • Оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика)
  • Пара- и экстралингвистическую (Качество голоса, его диапазон, тональность, интонации; темп речи, паузы, другие вкрапления в речи. Все эти приемы увеличивают семантически значимую информацию)
  • Организацию пространства и времени коммуникативного процесса выступает также как особая знаковая система, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации
  • Визуальный контакт

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную, а иногда самостоятельную роль в  коммуникативном процессе. Они могут  не только усилить вербальное сообщение, но и придать ему особый смысл. А также выявить намерения  участников и другую скрытую информацию. Именно поэтому правила делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации, выявляя символическое и неочевидное на первый взгляд содержание в тех или иных невербальных проявлениях. Эту предписанную нормами делового поведения невербальную сторону делового общения следует неукоснительно соблюдать для обеспечения эффективного коммуникационного процесса.

Специфику рабочей  группы можно выразить с помощью  определения: Рабочая группа – есть определенное число лиц, включенных в типичные для них виды профессий  и связанных системой взаимоотношений, основанных на некоторых общих духовных ценностях.

Рабочие группы делятся на условные и реальные.

  • Условные – их члены непосредственно не контактируют. Обычно это большие рабочие группы (например, железнодорожники).
  • Реальные – это такие группы, в которых их члены непосредственно взаимодействуют друг с другом во имя достижения определенной цели.

Рабочие группы также  различаются по правовому статусу  – официальные и неофициальные.

    • Официальные – формальные, которые учреждены, организованы в административно-правовом порядке, имеют лицензию или аккредитацию. Они имеют общезначимую цель, четкую структуру, обозначенную в уставе, систему управления.
    • Неофициальные – возникают стихийно, естественным путем, внутри официальных групп, и они нигде не зафиксированы, но влияют на психологический климат. Они могут иметь своего лидера.

С точки зрения всего этого, можно сказать, что  типичная рабочая группа есть малая, реальная, официальная социальная группа. Она имеет свою структуру: материальная основа, духовная сторона (информационная среда).

По отношению к рабочей  группе наука «Деловое общение» изучает:

- стиль руководства,

- стиль общения,

- конфликты (возникновение,  урегулирование и т.д.).

Предметом науки «делового  общения» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических  проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.

    1. Основные категории  дисциплины «Деловое общение»

Основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и в общей психологии, является категория «психология личности», включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидульно-психических процессах, свойствах, состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.

Именно зная психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену, достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т. д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Информация о работе Предмет, основанные категории и задачи психологии делового общения