Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.

Работа содержит 1 файл

курсовая инны.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    3. Проблема эмансипации. 

Эмансипация. Введение этого института настоятельно диктовалось  реалиями рыночной экономики. Нередки  случаи, когда лица, достигшие 16 лет  и работающие в коммерческих структурах (кооперативах, СП, АО и т.д.), получают значительно более высокие доходы, нежели их родители. Подобная деятельность нередко связана с заключением сделок, которые вряд ли можно отнести к "мелким бытовым". Значит, требуется письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего (ст. 26 ГК), что технически затруднено или вовсе не­возможно. Иначе говоря, нормальные условия рыночного оборота могут быть нарушены. В силу этих причин ст. 27 ГК допускает эмансипацию лиц, достигших 16 лет и работающих по трудовому договору (контракту), т.е. на условиях, предусмотренных в ст. 15-18 КЗоТ. При этом требуется, по общему правилу, согласие родителей, усыновителей, попечителя. Однако если 16-летний выполняет работу по договору подряда, поручения, комиссии, то права на эмансипацию у него не возникает, т.к. не возникают при этом трудовые отношения. (5, с. 63) 

Согласие родителей, усыновителей или попечителя требуется  как на занятие 16-летним гражданином  предпринимательской деятельностью, так и для эмансипации. Иначе говоря, если согласие на занятие предпринимательством было получено в установленном законом порядке (ст. 26 ГК), то 16-летний гражданин не считается автоматически получившим согласие и на эмансипацию. Форма согласия ст. 27 не определена. Таким образом, оно может быть выражено и в устной форме, например в ходе рассмотрения вопроса об эмансипации. 

Ходатайство об эмансипации может быть подано в  орган опеки и попечительства как гражданином, достигшим 16 лет, так  и его законными представителями. Если же родители (усыновители, попечитель) несовершеннолетнего не дают согласия на эмансипацию, то он вправе сам просить суд принять решение о его эмансипации. С момента вступления решения органа опеки, суда в силу достигший 16 лет становится полностью дееспособным гражданином. 

Пленум Верховного суда РФ в п.16 постановлении от 1.06.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой ГК РФ" определил, что при  рассмотрении гражданского дела, одной  из сторон которой является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со ст. 27 ГК эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности ( том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст.13 ФЗ РФ "Об оружии", ст. 19 закона РФ "О воинской обязанности и военной службе")  

Различают две группы правовых последствий эмансипации.  

Первая группа сдержит в себе положения, свидетельствующие  об изменении в правовом статусе  несовершеннолетнего лица. Основным последствием является возможность  несовершеннолетнего совершать  сделки без письменного согласия его законных представителей. Из этого следует другое последствие эмансипации: как указывает закон, данные лица не несут никакой ответственности по обязательствам эмансипированного. Это положение закона со всей очевидностью еще раз указывает на то, что эмансипация должна пониматься как мера исключительная. Ее не следует применять широко, поскольку, не каждый совершеннолетний обладает необходимыми для нее предпосылками. 

Вторая группа последствий эмансипации связана  не с приобретением эмансипированным лицом дееспособности в полном объеме, а с сохранением за ним статуса несовершеннолетнего. Так, эмансипированный несовершеннолетний не может быть назначен опекуном или попечителем (ст.35, ГК). Также он не вправе усыновить ребенка. 

Следует отметить, что объявление несовершеннолетнего эмансипированным не влечет изменения его статуса в трудовом правоотношении. Согласно ст.134 К ЗоТ несовершеннолетние в трудовых отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и т.д. пользуются установленными законом льготами. 

С.Буткина делает вывод о том, что с эмансипацией связаны изменения лишь в отдельных  гражданских и семейных правоотношениях. В остальном лицо продолжает оставаться ребенком и обладает всеми связанными с этим правами, в частности не его правовой статус распространяются нормы ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации". (19, с. 37) 

Из всего изложенного  можно сделать вывод о том, что нормы института эмансипации  недостаточны для урегулирования всех возникающих проблем и, кроме того, далеко не совершенны. 
 
 
 
 
 
 

    4. Семейное законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних.  

Право ребенка  на имя, фамилию и отчество. Право  ребенка выражать свое мнение. Каждый ребенок в соответствии с Конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8). Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи. 

Право ребенка  на имя закреплено в ст. 58 СК. Имя  ребенку дается по соглашению между родителями (п. 2 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»). При этом родители могут дать ребенку любое имя, какое они пожелают. Отчество ребенка определяется именем отца. 

Однако новое  семейное законодательство относит  решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Дело в том, что не все народы, населяющие Россию, имеют традицию именовать людей не только по имени, но и по отчеству. В советский период отчества были искусственно навязаны многим из них. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям. (19, с.188) 

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенку решается по соглашению между ними. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, имя и фамилия ребенка записываются по указанию органа опеки и попечительства (п. 3 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»). 

Однако эти  органы сами могут оказаться в  затруднительном положении. Лишь в  некоторых случаях предпочтение одного из родителей имеет какое-либо объективное основание. Например, другой родитель хочет дать ребенку редкое и странное имя, что в дальнейшем может создать для ребенка трудности, особенно в детском коллективе. Если же каждый из них хочет, например, дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как кинуть жребий. 

Если отцовство  в отношении ребенка не было установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени  лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери. Если мать ребенка, не состоящая в браке с его отцом, отказалась от внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений о его отце, отчество ребенка записывается по указанию матери (п. 5 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»). 

Родители вправе изменить имя или фамилию ребенка  только до достижения им 16-летнего возраста. По достижении 16 лет лишь сам ребенок  может в обычном порядке, предусмотренном  для изменения имени или фамилии, ходатайствовать об их изменении. Если ребенку еще не исполнилось 16 лет, родители вправе по взаимному согласию обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой об изменении ребенку имени или об изменении его фамилии на фамилию другого родителя. Орган опеки и попечительства разрешает вопрос исходя из интересов ребенка. 

В случае, когда  родители ребенка прекратили совместную жизнь, родитель, с которым проживает  ребенок, вправе просить органы опеки  и попечительства присвоить ему  свою фамилию. Орган опеки и попечительства выясняет мнение другого родителя по этому поводу, взвешивает доводы обеих сторон и принимает решение, которое в наибольшей степени соответствует интересам ребенка. Учет мнения второго родителя необязателен, если невозможно установить место его нахождения, если он лишен родительских прав, признан недееспособным, а если он без уважительных причин уклоняется от воспитания и содержания ребенка. 

Если отцовство  в отношении ребенка не установлено  и ему была присвоена фамилия  матери, которую последняя носила в момент регистрации ребенка, а в дальнейшем фамилия матери изменилась, она может просить орган опеки и попечительства изменить и фамилию ребенка. Если ребенок достиг возраста 10 лет, изменение его имени или фамилии невозможно без его согласия, что является важной гарантией прав ребенка на сохранение своей индивидуальности. 

Статья 12 Конвенции  и ст. 57 СК предусматривают право  ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не указывает минимальный  возраст, начиная с которого ребенок  обладает этим правом. В Конвенции закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы. 

С этого же времени  он имеет право быть заслушанным  в ходе любого судебного или административного  разбирательства, непосредственно  его касающегося. В зависимости  от обстоятельств ребенок может  быть вызван в суд для выяснения его мнения. Если присутствие в судебном заседании может оказать на него неблагоприятное влияние, ребенок опрашивается вне судебного заседания представителями органов опеки и попечительства. При опросе ребенка суд обращает особое внимание на оценку зрелости и самостоятельности суждения ребенка, отсутствие влияние не него заинтересованных лиц, а также и его способности осознавать свои интересы в отношении рассматриваемого вопроса. 

В зависимости  от возраста ребенка его мнению придается  различное правовое значение. Конвенция предписывает «уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью». Согласно ст. 57 СК, учет мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, обязателен. До этого возраста ребенок, способный выразить свои взгляды, тоже должен быть заслушан, но в силу его малолетства при несогласии с его мнением родители, опекуны и должностные лица не обязаны мотивировать свое несогласие. Это не значит, что указанные лица всегда обязаны соглашаться с мнением ребенка, достигшего 10 лет. Ребенок и в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью. Часто он хотя и способен сформулировать свое мнение, но еще не обладает способностью осознать собственные интересы. 

Так, бывшая жительница г. Таганрога Наталья Марчук была "божьей странницей", было уже пройдено полстраны по церквям и монастырям. Странствовала она с 10-летней дочерью Любой. Так они попали в д. Хотоли Новгородской области, где образовалось подобие общины, где приют себе находили странники, паломники, бывшие зэки и бомжи. Затем Н.Марчук, оставив девочку постоянным жителям деревни снова ушла странствовать. В д.Хотоли она не появлялась более месяца, и семья, приютившая ребенка, обратилась в милицию с просьбой помочь в ситуации. Девочку определили в социально-реабилитационный центр "Подросток". Объявившаяся мать стала требовать вернуть ей дочь, но Люба идти к матери отказалась. Свое мнение она выразила в заявлении, где указала, что устала от бродяжничества, что мать запрещала ей учиться в школе. Руководство центра решило, что в интересах ребенка необходимо ограничение родительских прав матери. С такой просьбой педагоги обратились в городской суд. В ходе рассмотрения дела они доказывали, что своими действиями Марчук Н. препятствует осуществлению конституционного права ребенка на образование, нарушает ст. 67 Семейного кодекса РФ, лишая ее права встречаться с бабушкой и дедушкой, ст. 65, предусматривающую, что родители не имеют права причинять вред психическому здоровью детей. Кроме того, вовлечение ребенка в бродяжничество и попрошайничество подпадает по действие ст. 150 УК РФ. 

В судебное заседание  Марчук Н. не явилась. Выслушав всех свидетелей и саму Любу, суд удовлетворил требования педагогов, совпадающее с желанием ребенка. Марчук Н. подала кассационную жалобу, состоявшую в основном из угрозы карой Господней. В светской части жалобы она ссылалась на "препятствование свободе совести". 

Областной суд  г. Новгорода жалобу отклони, подтвердив, что ответчица не выполняет своих  родительских обязанностей должным  образом. Что же касается апелляции к свободе совести – это вопрос который двенадцатилетняя девочка может решить самостоятельно. 
 

Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка. 

Новое семейное законодательство тем не менее придает  воле ребенка существенное значение. В целом ряде случаев определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок старше 10 лет возражает против этого. Речь идет об изменении имени и фамилии ребенка, восстановлении родителей в родительских правах, усыновлении ребенка, изменении даты и места рождения ребенка при усыновлении, записи усыновителей в качестве родителей ребенка, изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления и передаче ребенка на воспитание в приемную семью. 

Во всех перечисленных  ситуациях затрагиваются важнейшие  интересы ребенка. Правом на имя и  другие идентифицирующие его признаки (место и дату рождения) ребенок обладает на тех же условиях, что и совершеннолетний гражданин. Никто не может изменить их без его согласия. Восстановление в родительских правах, усыновление и передача в приемную семью приводят к изменению всей жизни ребенка и вынуждают его жить с определенными лицами одной семьей. Такие действия не могут быть совершены против желания ребенка, даже если оно представляется неразумным и необоснованным. 

Право ребенка  на воспитание в семье. Одним из важнейших  прав ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК. Это право прежде всего включается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание - наилучшая форма воспитания ребенка, которую знает человечество. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей  

Обычно речь идет о проживании ребенка в семье  своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет  чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к более активному воздействию на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав. 

Информация о работе Гражданско-правовое положение несовершеннолетних