Государственный служащий, как субъект административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии стагнации, вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально – экономические потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административн

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие государственного служащего и классификация госслужащих………………………………………………………………..……..5
§ 1. Понятие государственного служащего………………………………….....5
§ 2. Классификация государственных служащих………………………….......9
§ 3. Законодательство о государственной службе…………………………......12
Глава 2. Правовой статус государственного служащего……………………...18
§ 1. Права государственного служащего………………………………………18
§ 2. Обязанности государственного служащего………………………………21
§ 3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……….23
§ 4. Государственные гарантии при прохождении госслужбы………………27
§ 5. Ответственность государственных служащих…………...........................38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Иманжанова Гульнара Жазкеевна 25580250 Государственная служба в Российской Федерации.docx

— 102.46 Кб (Скачать)

     Для гражданского служащего установлены  запреты, связанные с гражданской  службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

  1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  2. замещать должность гражданской службы в случае:

     а) избрания или назначения на государственную  должность;

     б) избрания на выборную должность в  органе местного самоуправления;

     в) избрания на оплачиваемую выборную должность  в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном  органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной  службе, что обеспечивает ее эффективность. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;

  1. осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;
  2. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  3. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);
  4. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;
  5. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
  6. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  7. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  8. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  9. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с которыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т. д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;
  10. использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.

     Таким образом, государство накладывает на госслужащего ограничения и запреты, связанные с тем, чтобы государственный служащий более эффективно использовал свое служебное время в интересах государства и общества 

     § 4. Государственные гарантии при прохождении госслужбы 

     Важнейшую роль в обеспечении эффективной  работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, которые установлены для государственного служащего Федеральным законом  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и рядом других нормативных правовых актов. К гарантиям относятся меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего. Цель этих гарантий — сделать государственную службу привлекательной и престижной в глазах граждан.

     1. Гарантией являются, прежде всего, условия работы, обеспечивающие исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Имеется в виду размещение персонала государственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнообразной оргтехникой и т.д. Сюда следует отнести и служебный режим (распорядок дня), а также качественный состав служащих, морально-психологический климат в коллективе. Очень многое зависит от руководителя органа или структурного подразделения, его профессиональных, деловых и личностных качеств.

     2. Первостепенное значение имеют  денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими многочисленными актами Российской Федерации и ее субъектов в качестве платы за исполнение функции государственного служащего.

     Основополагающими актами являются Указы Президента от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих»[15] и от 6 марта 1998 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации»[16]. В соответствии с этими актами денежное содержание указанных лиц состоит из должност ного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы[17].

     Денежное  содержание может выплачиваться  федеральным государственным служащим только за счет средств федерального бюджета. Такой порядок призван  обеспечивать независимость государственного аппарата, политическую нейтральность  и беспристрастность государственных  служащих при решении вопросов, отнесенных к их компетенции.

     Размеры должностных окладов устанавливаются  нормативными правовыми актами в  основном в виде вилки — т.е. с  указанием верхних и нижних пределов. Это позволяет более дифференцированно  подойти к каждому государственному служащему при решении вопроса  об увеличении должностного оклада с  учетом результатов и стажа его  работы, уровня квалификации. Размеры  должностных окладов федеральных  государственных служащих составляют примерно 50% денежного содержания. По мере экономического подъема их размеры  повышаются, что является одной из мер, способствующих снижению коррупции  среди государственных служащих и привлечению на службу профессионалов.

     Ежемесячная надбавка за особые условия государственной  службы может устанавливаться в  размере до 20% должностного оклада. Понятие «особые условия государственной  службы» нормативно не определено, поэтому возможность назначения данной надбавки и установления ее конкретного размера зависит  от усмотрения соответствующего руководителя. Разумеется, решение этого вопроса  руководителем было бы более объективным, если хотя бы в общих чертах были установлены критерии того, что считать  особыми условиями службы и какой  размер надбавки может быть минимальным.

     Ежемесячная надбавка за выслугу лет установлена  в следующих размерах: при стаже  государственной службы от 1 до 5 лет  — 10%, свыше 5 лет до 10 лет - 15%, свыше 10 лет до 15 лет — 20% и свыше 15 лет -30%. Стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, рассчитывается в соответствии с Указом Президента от 3 сентября 1997 г. «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет»[18]. Согласно Указу, в стаж государственной службы могут включаться иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей.

     Размер  премий определяется исходя из результатов  деятельности федерального государственного служащего и минимальными размерами  не ограничивается. Обычно премии выплачиваются 3 раза в год и составляют 3 должностных  оклада.

     Условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и премий устанавливаются руководителями федеральных государственных органов или их аппаратов.

     Федеральным государственным служащим производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами (например, за ученую степень, знание иностранных языков, за работу со сведениями, составляющими  государственную тайну), а также  выплачивается материальная помощь в размере 2 должностных окладов.

     Таким образом, в совокупности размер надбавок и иных выплат может даже превышать  должностной оклад.

     3.Государственному служащему гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность не менее 30 календарных дней, а для отдельных категорий государственных служащих — и более. Сверх того государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

     Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и, по желанию служащего, могут предоставляться  по частям. Продолжительность одной  части предоставляемого отпуска  не может быть менее 14 календарных  дней. Возможно также предоставление отпуска без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным  законом.

     4.Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) государственного служащего и членов его семьи осуществляется за счет федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации. Государственные служащие после выхода на пенсию пользуются медицинским обслуживанием в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. Эти льготы распространяются и на членов их семей.

  1. Государственному служащему гарантируется профессиональная переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения.
  2. Гарантируется обязательность получения согласия государственного служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом.
  3. Одной из важнейших гарантий является пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

     Государственный служащий имеет право на получение  пенсии за выслугу лет, назначенной  в соответствии с федеральным  законом. В случае смерти, связанной  с исполнением государственным  служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после  увольнения его с государственной  службы, члены семьи умершего имеют  право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

     Специальных федеральных законов о пенсионном обеспечении государственных служащих пока нет. Поэтому следует руководствоваться  общим действующим пенсионным законодательством  с учетом следующего.

     В целях обеспечения защиты социальных прав лиц, замещающих государственные  должности РФ и должности федеральных  государственных служащих, до принятия соответствующих федеральных законов 16 августа 1995 г. Президентом принят Указ[19], которым установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[20] и Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[21]. Право на получение доплаты получили лица, высвобождаемые в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, сокращения численности аппаратов федеральных органов власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию.

     1 апреля 1996 г. был принят Указ Президента «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР»[22].

     Названными  Указами и дополняющими их постановлениями  Правительства определены круг лиц, имеющих право на доплату к  пенсии, периоды государственной  службы, учитываемые при установлении доплаты, условия и порядок исчисления, выплаты и перерасчета размера  ежемесячной доплаты к государственным пенсиям.

     Пенсионное  обеспечение граждан, в том числе  государственных служащих, является ключевым вопросом в области социальной политики государства. Поэтому Указом Президента от 27 сентября 2000 г.[23] определены меры по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации. В целях перехода к новой системе пенсионного обеспечения приняты Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[24], «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[25] и от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[26].

Информация о работе Государственный служащий, как субъект административного права