Виды гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятие Конституции, рассмотреть ее сущность и юридические свойства, а также дать определение предмета конституционного регулирования; выявить связь между конституционным строем и Конституцией, и обозначить различие между юридической и фактической Конституцией.
Работа состоит из трех глав. В первой главе дается понятие Конституции, определяется ее сущность, функции и юридические свойства. Вторая глава посвящена предмету конституционного регулирования, то есть отношениям, которые урегулированы Конституцией. В третьей главе рассматривается соотношение Конституции и конституционного строя, а также дается понятие Конституции юридической и фактической.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность Конституции. Юридические свойства Конституции………..5
1.1 Понятие конституции…………………………………………………………………5
1.2 Сущность Конституции …………………………………..………………………….7
1.3 Функции Конституции ……………………………………………………...………..8
1.4 Юридические свойства Конституции………………………………………….…….9
2 Проблема определения предмета конституционного регулирования……….….....12
3 Конституционный строй и Конституция. Юридическая и фактическая Конституция………………………………………………………………………...……15
3.1 Конституционный строй и конституция………………..………………………….15
3.2 Фактическая и Юридическая Конституция……………..…………………………18
Заключение………………………………………………………………..………….......21
Глоссарий………………………………………………………………………...………23
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

       Нормы-принципы, включенные в главу  «Основы конституционного строя», составляют определенную систему.  Они могут быть разделены на  четыре основные группы:

 1. гуманистические основы конституционного строя;

2. основные характеристики  Российского государства;

3. экономические  и политические основы конституционного  строя;

4. основы организации государственной власти.

 «Основы конституционного  строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности».

       Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды. В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно - правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в положения главы “Основы конституционного строя”. В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.

       «Характерная особенность основ  конституционного строя состоит  в том, что они составляют  первичную нормативную базу для  остальных положений Конституции,  всей системы действующего законодательства  и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации». Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

       «Конституция Российской Федерации  является документом переходного  периода. С ее принятием еще  не завершено формирование конституционного  строя в России. Поэтому утверждение  общечеловеческих, гуманистических  идеалов, социального и правового  государства, общенациональной идеи станут главными слагаемыми конституционно-правового развития, формирования гражданского общества в России, его укрепления, а также конституционного оформления, учитывая особенности России на этом пути, связанные с ее национальным составом и геополитическими интересами, как в Европе, так и в Азии».  

     3.2 Фактическая и юридическая Конституция.

       В науке конституционного права  понятие “конституция” применяется  в двух смыслах. В формальном  смысле – это юридическая конституция,  то есть основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства, а также правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний, появляются новые учреждения, принимаются законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. «На практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией, или конституцией в материальном смысле слова». Фактическая конституция есть везде, а юридической конституции в государстве может и не быть. Фактическая и юридическая конституции могут либо совпадать, либо расходиться. При совпадении юридической и фактической конституции говорят о её реальности. Реальная конституция отражает те общественные отношения, которые сложились фактически, и соответствует им. «Расхождение между фактической и юридической Конституцией – обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической Конституции. Серьёзные расхождения между юридической и фактической Конституциями порождают фиктивность части положений конституции». Возникает необходимость либо юридическую Конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот, эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической Конституции. Фиктивность Конституции обычно характерна для стран с авторитарными и особенно тоталитарными политическими режимами. «Юридические Конституции в странах с авторитарными политическими режимами нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима». Примером может послужить СССР, где конституционно провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы, а на практике власть принадлежала аппарату коммунистических партий. Не случайно в таких странах, как правило, не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция как бы повисла в воздухе: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался актом политическим и идеологическим, но во многом не выполнял своего главного предназначения – не регулировал общественных отношений. Приведение таких положений в соответствие с реалиями социально-политической жизни достигается путём принятия поправок к тексту Конституции и её толкованием органами конституционного надзора. Возможна и общая демократизация политической жизни вследствие прихода к власти демократических сил, вследствие чего происходит демократизация политической жизни и наполнение фиктивных демократических положений Конституции реальным содержанием. «В зависимости от соотношения фактической и юридической Конституции и политических интересов различных социальных групп, оценки одной и той же Конституции могут в конкретной стране существенно отличаться: от официального культа Конституции, распространения представлений о Конституции как о некоей юридической гарантии “всеобщей справедливости”, “государственного правопорядка”, прав и свобод граждан, как о непогрешимом абсолюте, выражении высшей морали, высшем критерии законности до обоснования различных вариантов гибкого использования её норм.

        Заключение

     Принятая 12 декабря 1993 г всенародным голосованием Конституция РФ - это политико-юридический  документ, существенная новизна которого проявляется в концептуальном подходе при определении основополагающих принципов общественного строя и правового положения личности. «Конституция РФ призвана гарантировать общечеловеческие ценности, которые и определяют ее сущность и содержание». Различают сущность Конституции как особого юридического акта и ее социальную сущность. Сущность Конституции как юридического документа состоит в особом ее содержании, а социальная сущность заключается в том, что основной закон закрепляет соотношение социальных сил и политических группировок в обществе. Конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Это юридическая, политическая и идеологическая функции. Конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью юридических свойств. Среди них можно отметить легитимность, реальность, стабильность, верховенство, преемственность, а также то, что Конституция является фундаментом системы права.  К предмету конституционного регулирования относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими. Это отношения, охватывающие охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека государства), и отношения, охватывающие устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

       Однако с принятием Конституции  еще не завершено формирование  конституционного строя в России. Утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов, социального и правового государства, общенациональной идеи станут главными слагаемыми конституционно-правового развития.

       В науке конституционного права  понятие “конституция” применяется  в двух смыслах. В формальном  смысле – это юридическая конституция, то есть основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства, а также правовое положение личности. Реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией. В зависимости от соотношения фактической и юридической Конституции и политических интересов различных социальных групп, оценки одной и той же Конституции могут в конкретной стране существенно отличаться: от официального культа Конституции до обоснования различных вариантов гибкого использования её норм.  
 
 
 
 
 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1 Государство -особая организация общества, объединенного социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом      
     2      Нормы права      -общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.
     3      Юридическое лицо      -это организация, имеющая обособленное имущество (на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления), отвечающая им по своим долгам и способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суду.
     4      Юридические документы      -это, как правило, документы текстовые, на бумажном носителе. Но с развитием системы электронной информации появляются и документы на машинных носителях. Главное в том, что юридические документы - это документы, содержащий правовую информацию.
     5      Основной  закон       -это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством.
     6      Юридический акт      -это правомерное действие, совершаемое с намереньем достичь какого-либо определенного юридически значимого результата, то есть порождающее юридические последствия
     7      Конституция      -это основной закон, обладающий высшей юридической силой, то есть главный источник права, характеризующийся в качестве ядра всей системы правового регулирования общественных отношений в государстве. Принимаемые в Российской Федерации правовые акты, включая федеральные законы, конституции и уставы субъектов федерации, и другие, должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить ей (ст. 15 Конституции РФ).
     8      Конституционный строй       -это единый государственно - правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений, закрепленный нормами Конституции. Он характеризуется рядом черт и особенностей, которые обусловлены конкретно историческим стечением обстоятельств.
     9      Подотрасль  права      -родственные институты одной и той же отросли права
     10      Право      -система  юридических норм, регулирующих  наиболее важные общественные  отношения на основе справедливости  закона

     Список  использованных источников

     1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. [Текст ]  // Российская газета. 1993. 25 декабря. №237.      
    2
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.      
    3
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [текст]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.      
    4
Майфет Ю.Ю., Фролова М.А. Конституционное право зарубежных государств [текст]. – М.: Юристъ, 2006. – 192 с.      
    5
 Белоносов  В.О., Чернышева И.В. Российский уголовный процесс: Учебное пособие.[текст].  – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"; Саратов: ООО "Бизнес Волга", 2008. – 408 с.      
    6
Смоленский  М.Б. Конституционное (государственное) право России [текст]: учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.      
    7
Авакьян С.А.. Конституционное право России. [текст]. – М.: Юристъ, 2007. - 784с. – Т.2.      
    8
Яценко И.С. Конституционное право РФ [текст]. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 496 с.      
    9
Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации (к вопросу о дискуссии вокруг одной правовой категории) // Констит. и муницип. право – 2008 - №22. – С.2-6.      
    10
Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право России [текст]. - М.: МИЭМП, 2004. - 521 с.      
    11
Федеральным конституционным законом РФ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [текст] (изм. от 31.10.2005) // Парламентская газета. 20.12.2001. № 238-239 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.05.2009

     Приложения

Информация о работе Виды гражданских правоотношений