Виды гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятие Конституции, рассмотреть ее сущность и юридические свойства, а также дать определение предмета конституционного регулирования; выявить связь между конституционным строем и Конституцией, и обозначить различие между юридической и фактической Конституцией.
Работа состоит из трех глав. В первой главе дается понятие Конституции, определяется ее сущность, функции и юридические свойства. Вторая глава посвящена предмету конституционного регулирования, то есть отношениям, которые урегулированы Конституцией. В третьей главе рассматривается соотношение Конституции и конституционного строя, а также дается понятие Конституции юридической и фактической.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность Конституции. Юридические свойства Конституции………..5
1.1 Понятие конституции…………………………………………………………………5
1.2 Сущность Конституции …………………………………..………………………….7
1.3 Функции Конституции ……………………………………………………...………..8
1.4 Юридические свойства Конституции………………………………………….…….9
2 Проблема определения предмета конституционного регулирования……….….....12
3 Конституционный строй и Конституция. Юридическая и фактическая Конституция………………………………………………………………………...……15
3.1 Конституционный строй и конституция………………..………………………….15
3.2 Фактическая и Юридическая Конституция……………..…………………………18
Заключение………………………………………………………………..………….......21
Глоссарий………………………………………………………………………...………23
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      3. Идеологическая функция. Конституция  выступает средством идеологического  воздействия. «Конституция играет  большую воспитательную роль, устанавливая  основы взаимоотношений государства  и человека, государства и общества, основанных на взаимной ответственности, выдвигает объединяющую национальную идею. Наличие идеологической функции нельзя отождествлять с государственной идеологией, которая иногда закладывается в тоталитарной Конституции».

      

     1.4 Юридические свойства Конституции.

     Каждая  Конституция как самостоятельное  явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью  основных черт и юридических свойств. Это такие проявления Конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. «Юридические свойства Конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений» .

      1. Легитимность. Легитимность конституции  проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом.

      2. Реальность. Она характеризует  Конституцию тогда, когда ее  предписания исполнимы и гарантированы  в условия режима законности  и правопорядка. «Реальна такая Конституция, которая предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина. Конституции, не отвечающие этим требованиям, фиктивны». Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочнения режима законности и правопорядка.

      3. Стабильность. Конституция - акт  долговременного действия. Стабильность  проявляется во взаимодействии  с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. «Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством». Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).

      4. Верховенство. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

      5. Преемственность. Она обусловлена  непрерывностью исторического развития  государственности. Каждая новая  Конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление.

      6. Фундамент системы права. Конституция  является фундаментом системы  права. Выступая ядром, Конституция  действует не изолированно, а в рамках этой системы. «Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник».

       Юридическая природа конституции  проявляется в её чертах и  юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом. 
 
 
 
 
 

 

     2.Проблема определения предмета конституционного регулирования.

       Общественные отношения, регулируемые  нормами той или иной отрасли  права, именуются ее предметом.  Уяснение вопроса о предмете  отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования. Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко уяснить, нормы какой отрасли подлежат применению в каждом конкретном случае. Конституционное право России регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений.

       К предмету конституционного  регулирования относятся те отношения,  которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из  указанных сфер. Они образуют  как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. «Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства».

       Предмет конституционного регулирования  охватывает две основные сферы  общественных отношений:

      1. Охрана прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

      2. Устройство государства и государственной  власти (отношения в сфере власти).

       Регулировать отношения, связанные  с признанием свободы человека  как естественного состояния,  очень сложно. Предполагается закрепление не только прав, но и обязанностей человека – по отношению к другим людям и к государству. Свобода не может быть абсолютной. Она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребление ею. Конституция не только провозглашает права, учреждается такое государство, которое берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей; в сущности, этому подчинено все устройство государственной власти. «Некоторые ученые полагают, что предметом регулирования Конституции являются отношения между «человеком и обществом», установление «принципов гражданского общества». Эти подходы являются скорее данью традиции со времен, когда признавалось государственное руководство обществом. Однако в подлинно гражданском обществе это невозможно: гражданское общество независимо от государства и стоит над ним, оно строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей, как в политической, так и в экономической областях».

       Через права свободного человека  складывается определенный общественный  порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т.д. «Демократическое государство не может подаваться тому или иному идеологическому давлению, поскольку в любом случае это будет навязыванием желания одной части населения другой. Иное дело, что государственная политика может иметь ту или иную социально-экономическую направленность в зависимости от того, какие политические силы окажутся у власти в результате свободных выборов. Но и при таких условиях конституционным путем нельзя ликвидировать или изменять права и свободы граждан». Что же касается устройства государственной власти, то оно предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти и управления, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.

       Баланс отношений, являющихся  предметом конституционного регулирования,  обеспечивает единство российского  общества, которое обеспечивается:

1. лежащими в  его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

2. механизмом, посредством  которого осуществляется управление  всеми сферами жизнедеятельности общества.

       Общественные отношения такого  рода являются предметом конституционного регулирования. Рассмотрим их более подробно.

1. В Конституции  закрепляются, прежде всего, основные  принципы, определяющие устройство  общества: суверенитет, форму правления,  форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества. Совокупность общественных отношений, определяющих устройство государства, обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не  может существовать без единых  основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязи государства, общества и гражданина. Таким образом, «предметом конституционного регулирования являются отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности» .

3. В России  существует широкая сфера отношений  между Федерацией в целом и  ее субъектами, урегулирование которых  составляет то важное условие  обеспечения целостности и единства  государства. 

4. Целостность и единство общества обеспечиваются механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

       Таким образом, «предметом конституционного  регулирования являются отношения,  охватывающие охрану прав и  свобод человека (в сфере отношений  человека и государства), и отношения,  охватывающие устройство государства  и государственной власти (отношения в сфере власти)».

 

. 

     3 Конституционный строй и Конституция. Юридическая и фактическая Конституция. Конституционный строй и Конституция. 

     3.1 Конституционный  строй и Конституция

     Принятие  Конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам – иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение Конституции. «Это понятие применимо только к такому государству, в котором Конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой Конституции, но главное – государство действует в соответствии с Конституцией и во всем подчиняется праву». Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования Конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если Конституция соблюдается и если она демократическая. «Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в нем человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства». Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики.

       В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и не отчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. «Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй». Государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, «сам факт закрепления их в действующей Конституции играет важную положительную роль, так как указывает тот путь, следуя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки».

       Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл.1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств. Именно в этой главе формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т.е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью.

Информация о работе Виды гражданских правоотношений