Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:29, доклад
Содержание гражданского правоотношения составляют субъективное гражданское право и субъективная юридическая обязанность. Определяющим элементом гражданского правоотношения является субъективное гражданское право. Субъективное гражданское право вне правоотношения, на мой взгляд, существовать не может. Поэтому все проблемы субъективного гражданского права – это есть проблема гражданского правоотношения.
В.А. Белов предлагает выделить следующие группы преимущественных прав:
1) преимущественные права приобре
•покупки доли в праве общей собственности (ст. 250 ГК РФ, ст. 216 ГК РК);
•покупки доли (ее части) участия
вкладчика коммандитного
•покупки доли участника товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью (п. 2 ст. 93, п. 3 ст. 95 ГК РФ, п. 2 ст. 80, п. 3 ст. 84 ГК РК);
•покупки (приобретения) дополнительно выпускаемых акций (п. 3 ст. 100 ГК РФ, ст. 16 Закона РК об акционерных обществах от 13 мая 2003 г.);
•покупки пая в
2) преимущественные права приобретения (покупки) имущества, но принадлежащие, прежде всего или даже исключительно публичным образованиям, главным образом – государственным, а среди них – самому государству (РФ или РК), например, преимущественные права:
•покупки аффилированных драгоценных металлов в стандартном виде, а также добытых из недр или рекуперированных драгоценных камней в рассортированном виде – принадлежит Российской Федерации и ее субъектам (п.п. 5, 6 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона о драгоценных металлах). У нас такое право законодательно не закреплено;
•преимущественное (приоритетное) право
на приобретение культурных ценностей
(памятников истории и культуры),
имущества ликвидируемых
3) преимущественное право на
заключение договоров об
•право на продление договора аренды, который вскоре должен прекратиться исполнением, на новый срок (п. 2 ст. 627, ст. 632, 642, 621 ГК РФ, ст. 557 ГК РК);
•право на продление договора найма жилого помещения, который вскоре должен прекратиться истечением срока, на новый срок (ст. 684, п. 6 ст. 685 ГК РФ, п. 8 ст. 24 Закона РК от 16 апреля 1997 г. «О жилищных отношениях»);
•преимущественное право заключения договора пользования железнодорожными камерами хранения – за транзитными пассажирами;
•преимущественное право заключения договора на использование природных ресурсов:
1) участка континентального шельфа РФ (ч. 4 ст. 7 и ч. 2 ст. 11 Федерального Закона РФ от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»);
2) исключительной экономической зоны РФ (п. 2 ст. 9 Федерального Закона РФ от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»);
3) животного мира (ст. 49 Федерального
Закона от 24 апреля 1995 г. «О животном
мире», п. 3 ст. 37 Закона РК от 9 июля
2004 г. «Об охране, воспроизводстве
и использовании животного
4) преимущественные права заключения договоров по реализации ценности объектов исключительных прав;
5) преимущественные права на
получение лицензий и
6) преимущественные права
В выделении преимущественных прав, при всей его перспективности, есть слабые места. Во-первых, выделение преимущественных прав не вписывается в общую систему разделения относительных субъективных прав, так как преимущественные права могут быть и обязательственными, и корпоративными, и товарищескими и т.п.; во-вторых, в классификации преимущественных гражданских прав налицо смешение субъективных гражданских прав и публичных прав, гражданскими правами не являющихся.
Тем не менее выделение таких прав имеет большое теоретическое и практическое значение.
Выделение подобной группы субъективных гражданских прав приобретает большое практическое значение в связи с появлением приоритетного права государства на приобретение отчуждаемого права недропользования или участия в юридическом лице, обладающем правами недропользования.
Приоритетное право государства (право первой ночи)
В статью 71 Закона о недрах включена часть третья следующего содержания. «Для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновь заключаемых, а также ранее заключенных контрактах на недропользование государство имеет приоритетное право перед другой стороной контракта или участниками юридического лица, обладающего правом недропользования, и другими лицами на приобретение отчуждаемого права недропользования (его части) и (или) участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, на условиях не хуже, чем предложенные другими покупателями».
Правом первой ночи назвал приоритетное право государства докладчик, представляющий проект закона от 1 декабря 2004 г. в Мажилисе Парламента РК.
По поводу включения данного дополнения в Закон о недрах в юридической литературе и периодической печати велась довольно острая дискуссия /69/.
Мне не хочется сейчас опять возвращаться к дискуссии, тем более что трудно спорить с оппонентами, которые изначально отрицают гражданское право и Гражданский кодекс (действующий!) и не считают нужным отвечать на возражения по существу. В частности, в своих ответных статьях на наши возражения академик С. Зиманов практически не опроверг ни одного нашего аргумента. Он опять повторил те же положения о Законе о национальной безопасности, которые не имеют прямого отношения к рассматриваемой проблеме, и о формах законности – понятии, которого нет в литературе по теории права (я пересмотрел все учебники и монографические исследования, но нигде такого понятия не нашел).
Я могу только добавить, что ссылки С.З. Зиманова на ст. 57 Закона о нефти от 28 июня 1995 г., где упоминается национальная безопасность, не подтверждают, а как раз опровергают тезис С. Зиманова о применении к контрактам Закона о национальной безопасности. В ст. 57 Закона о нефти о национальной безопасности говорится как о том исключительном случае, когда изменения в законодательстве могут применяться к контрактам, заключенным до таких изменений. Это значит, что обычные отношения, связанные с гарантиями недропользователя, как правило, никак не связаны с национальной безопасностью, и именно поэтому изменения в законодательстве, ухудшающие положение недропользователя, не применяются к контрактам, заключенным до таких изменений и дополнений. Национальная безопасность – это исключительный случай, основания которого лежат за пределами обычных отношений по недропользованию. Нельзя из того факта, что нефть – это стратегический ресурс, делать вывод, что ко всем отношениям, связанным с нефтяными операциями, применяется Закон о национальной безопасности.
Еще одно добавление, которое я хочу сделать, – это то, что разграничение публичных и частных правоотношений четко проводится и специалистами в области конституционного права. Например, можно привести высказывание В.А. Малиновского: «Властный потенциал государственного органа напрямую зависит от того, в каких правовых отношениях он пребывает. Например, когда отправляется государственная власть, иными словами, применяется государственная воля, тогда возникают конституционно-правовые отношения. Когда государственный орган выступает стороной в договорах на отчуждение имущества, на недропользование и пр., тогда он становится субъектом гражданско-правовых отношений. И если в первом случае правовым основанием деятельности является Конституция (конституционно-правовой акт), то во втором – Гражданский кодекс и гражданское законодательство. Если в первом государство в лице своего представителя – уполномоченного органа в соответствии с его компетенцией может устанавливать любые правила игры, то во втором – обязано следовать взятым на себя обязательствам, соблюдая условия договора /70/.
И еще не могу не ответить на возражения А. Бикебаева /71/, который приписал нам с Ю.Г. Басиным утверждения, которые мы не выдвигали, а потом аргументированно их опровергает. Ни я, ни Ю.Г. Басин никогда не утверждали, что государство не имеет права изменить любой закон, даже если эти изменения противоречат заключенным контрактам. Относительно дополнения к ст. 71 Закона о недрах я писал, что это дополнение противоречит ст. 26 Конституции РК и ст. 249 ГК, и только поэтому его нельзя принимать, а не потому, что оно противоречит ранее заключенным контрактам. Ю.Г. Басин нисколько не опровергал право государства изменять законодательство. Просто он, основываясь на ст. 383 ГК, доказывал, что такое изменение не должно применяться к конкретному договору, заключенному до принятия изменений в законодательные акты.
Поэтому несомненно, что государство имеет полное право внести изменения в любой закон, в том числе в Закон о недрах. Речь идет только о соответствии этих изменений другим законам и обоснованности внесения этих изменений. Поэтому есть опасность, что в случае, если удастся в суде или арбитраже доказать наличие противоречий между ст. 71 Закона о недрах и другими Законами, в частности, Конституцией и ГК, то в соответствии с Конституцией РК и Законом о нормативных правовых актах будут применены законы более высокой по иерархии законов силы.
Какова правовая природа «приоритетного права государства»? А. Бикебаев считает, что это право аналогично преимущественному праву покупки доли в ТОО, и на этом основании утверждает, что здесь нет, так же как и при реализации преимущественного права, принудительного изъятия имущества /72/.
Мне кажется, что сравнение с преимущественным правом покупки доли здесь неуместно. Преимущественное право покупки вытекает из правовой природы ТОО, где в отличие от акционерного общества, очень силен личностный акцент, поэтому участники ТОО не заинтересованы в появлении среди участников посторонних лиц. Преимущественное право покупки – это субъективное гражданское право, вытекающее из корпоративных гражданско-правовых отношений.
Приоритетное право
На практике уже возник вопрос, связанный с применением части третьей ст. 71 Закона о недрах. Вопрос заключается в следующем: если две иностранные компании предусмотрят в контракте на передачу права на недропользование иностранное право, не парализует ли это действие ст. 71 Закона о недрах? Ответ будет отрицательным именно потому, что приоритетное право государства – это права не гражданского, а публичного права, а публично-правовые нормы применяются независимо от применения иностранного права.
Это вытекает из общих положений применения права. Согласно Конституции РК (п. 1 ст. 4) действующим правом в Республике Казахстан является национальное право. Применение иностранного права допускается только в случаях, предусмотренных разделом VII ГК «Международное частное право». Даже в этом разделе закреплены случаи, когда применение иностранного права не допускается, например, в отношениях между участниками юридического лица с иностранным участием (ст. 1114 ГК) или в случаях применения «сверхимперативных» норм (ст. 1091 ГК). Однако в ГК речь идет только о гражданско-правовых нормах (даже в случае императивных норм). Публично-правовые нормы разделом VII ГК не охватываются, они применяются независимо от применения иностранного права.
С формально-юридической стороны
текст части третьей ст. 71 Закона
о недрах грешит юридическими нестыковками.
В ней говорится о вновь
заключаемых или ранее
В статье 71 Закона о недрах говорится о приоритетном праве государства приобрести отчуждаемое право или долю «на условиях не хуже, чем предложенные покупателям».
В этой формуле есть опасные для Республики Казахстан моменты. Приобретение права недропользования – это процесс сложный, дорогой и длительный. Условия покупки обсуждаются долго и тщательно и являются результатом уступок и компромиссов. Серьезные компании, узнав об интересе, который проявляет государство к этому объекту, вряд ли решатся серьезно вступать в этот процесс. Как тогда определить, какие условия предложены покупателем?
Вполне вероятным вариантом развития в этих случаях может быть сговор двух нефтяных компаний – продавца и предполагаемого покупателя. Если они будут твердо знать о намерении Казахстана осуществить свое приоритетное право, они могут по фиктивному соглашению установить завышенную цену сделки.
Иные классификации
Помимо вышеперечисленных, существуют и иные классификации субъективных гражданских прав.
Одной из таких классификаций является деление субъективных гражданских прав на регулятивные и охранительные:
регулятивные – субъективные гражданские права, оформляющие нормально текущие общественные отношения и возникающие из юридических фактов, иных, чем гражданское правонарушение;
Информация о работе Субъективное гражданское право и средства его обеспечения в Республике Казахстан