Приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.
Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.
В приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………5
Правовая природа возникновения приемной семьи ………………………5
Общие положения о приемной семьи ………………………………………6

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ……………………………........8

2.1 Порядок организации приемной семьи………………………………….......8

2.2 Обследование условий жизни кандидатов в приемные родители ……….10

ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ………………………………..15

3.1 Правовое регулирование порядка образования приемной семьи ………..15

3.2 Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью ………...18

3.3 Материальное обеспечение приемных семей ……………………………. 25

ГЛАВА 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТУА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ДРУГИХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ ………………………………………………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...35

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

   Перечень  приведенных выше обстоятельств, препятствующих тому или иному лицу стать приемным родителем, носит исчерпывающий характер.

   Таким образом, лица, желающие взять на воспитание в приемную семью детей, подают в  орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление  с просьбой об образовании приемной семьи. 

2.2 Обследование условий жизни кандидатов в приемные родители 

     Органы  опеки и попечительства по месту  жительства лиц, желающих взять детей  на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца с момента подачи заявления проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования жизни кандидатов в приемные родители [8, с.11] .

     В настоящее время основная работа с приемными семьями осуществляется в социально-педагогических центрах. Именно социально-педагогическая служба этих учреждений является более информированной о специфике той или иной приемной семьи. В социально-педагогических центрах осуществляется диагностика кандидатов в приемные родители на предмет готовности к выполнению родительской роли по отношению к чужому ребенку, подбор семьи для ребенка, подготовка кандидатов в приемные родители, дальнейшее социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемной семьи.

     Рассматривая  работу социально-педагогической службы с приемной семьи, необходимо отметить, что такая работа проводится в сотрудничестве с педагогами-психологами, а также администрацией учреждения.

     Одним из этапов работы с приемной семьей следует выделить  диагностическое  обследование кандидатов в приемные родители при помощи методик, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь, а также собеседование.

     Если  диагностика проводится специалистом психологом, то в собеседовании необходимо участие и социального педагога. В ходе такой беседы выясняются мотивы создания приемной семьи, социальное положение семьи, круг ее социальных контактов, отношение членов семьи к религиозным институтам, наличие вредных привычек.

     Для более глубокого изучения кандидатов в приемные родители социальный педагог  может провести анкетирование, которое позволяет получить более подробную информацию о человеке, его мировоззрении, социально-экономическом положении, моральных и духовных качествах.

     Сбор  информации на этом этапе является необходимым условием построения работы социального педагога с приемной семьей в дальнейшем.

     Следующий этап работы социального педагога с  приемной семьей предполагает анализ документов кандидатов в приемные родители, а также изучение условий жизни и социального окружения семьи.

     На  этом этапе инспектор по охране детства предлагает кандидатам собрать документы, необходимые для создания приемной семьи, обращается в органы правопорядка за получением характеристики семьи, а также в наркологический диспансер.

     В это время социальным педагогом  и инспектором отдела по охране детства организуется посещение будущей приемной семьи, заполняются анкеты, характеризующие приемную семью [2, с.98]. Социальный педагог вносит в анкету информацию, полученную непосредственно от членов семьи, в том числе и детей, если они есть, вносит свои наблюдения о санитарном состоянии дома (квартиры), визуальные наблюдения о психологическом климате в семье, уровне материального достатка, физическом здоровье, наличии вредных привычек. Посещение семьи проводится 5 – 6 раз, при этом социальный педагог обследует также социальное окружение семьи (соседей, коллег по работе, родственников) для получения более полной характеристики семьи и определения, способна ли она принять ребенка.

      Для подготовки заключения о возможности  заявителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:

  1. копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда;
  2. справка с места работы, службы с указанием занимаемой должности или выполняемой работы;
  3. справка о размере заработной платы (денежного довольствия) за предшествующий образованию приемной семьи год;
  4. сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;
  5. сведения о том, лишалось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным;
  6. сведения о том, что отстранялось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

     На  основании заявления и акта обследования условий жизни лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями [10, с.66].

     Заключение  о возможности быть приемными  родителями является основанием для  подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью [7, с.164].

     Отрицательное заключение и основанный на нем отказ  в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Одновременно заявителю возвращаются все документы [7, с.161].

     Органы  опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации организуют в порядке, установленном органами образования, обучение лиц, в отношении  которых принято положительное  заключение о возможности стать приемными родителями, по программам, рекомендованными Министерством образования Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3

     ХАРАКТЕРИСТИКА  ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ  ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 

3.1 Правовое регулирование  порядка образования  приемной семьи 

      На  воспитание в приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования [5].

      В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие  постоянный источник доходов.

     При передаче ребенка в приемную семью  орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия.

     Разъединение  братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам [3].

     По  желанию лица, имеющего на то необходимые условия, возможна передача ему на воспитание в приемную семью больного ребенка (ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида).

     При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи [6, с.129]. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной  экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие) и разъясняет порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.

     Указанные документы передаются непосредственно  приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью [7, с.167].

     На  каждого ребенка, передаваемого  в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передаются приемным родителям следующие документы:

  1. свидетельство о рождении  ребенка;
  2. медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения;
  3. документ об обучении (для детей школьного возраста);
  4. документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда о розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
  5. сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  6. опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
  7. документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;
  8. иные документы, имеющие в личном деле ребенка.

     Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением  случаев, когда такое общение  не отвечает его интересам [2,с. 75].

     Общение приемных детей с родителями, лишенными  родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки  и попечительства, согласованного с  приемными родителями, в котором  указывается время, место и продолжительность  общения [9, с.94].

     В спорных случаях порядок общения  между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органом опеки и  попечительства.

     Приемные  родители являются законными представителями  приемного ребенка, защищают его  права и интересы без специальных на то полномочий; совершают от имени малолетних приемных детей и в их интересах все необходимые сделки; дают приемным детям в возрасте от 14 до 18 лет согласие на совершение тех сделок, которые они не вправе совершать самостоятельно; оказывают содействие приемным детям в осуществлении ими своих прав и обязанностей; распоряжаются в установленном порядке имуществом приемных детей. При этом принципиально важное положение сформулировано в п.17 Положения, согласно которому права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей [12].

     Передача  детей в приемную семью не влечет за собой между приемными родителями и приемными детьми алиментных и  наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Республики Беларусь. Это означает, что с приемных родителей не могут быть взысканы средства (алименты) на содержание своих несовершеннолетних приемных детей. Приемные родители не обязаны предоставлять содержание нуждающимся в помощи совершеннолетним приемным детям. Равным образом на приемных детях по достижении совершеннолетия не лежит обязанность по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бывших приемных родителей. Наследственные правоотношения между приемными родителями и приемными детьми не возникают, если речь идет о наследовании по закону. Наследование по завещанию может иметь место на общих условиях. 

3.2 Договор о передаче  ребенка на воспитание  в приемную семью 

      Приемная  семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора [3].

     Форма договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям, утверждена приказом Министерства образования от 24 ноября 1999 г. № 701. (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Информация о работе Приемная семья