Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Экономико-правовые нововведения в значительной степени изменяют способ управления экономикой в целом и способствуют вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных (предпринимательских) взаимоотношений. Среди массы западных договорных моделей, хлынувших на российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, получивший свое название в России - коммерческая концессия.

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса.

Договор коммерческой концессии является новым, малоизученным институтам цивильного права России, что и придает объекту исследования научный и практический интерес.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4



ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ………………12

1.1. История развития коммерческой концессии (франчайзинга) в России и за рубежом……………………………………………………………..……………..7

1.2. Понятие и элементы договора коммерческой концессии ……………….12

1.3. Содержание договора коммерческой концессии ………………………...16

1.4. Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение……………………………………………………………………….……..27

ГЛАВА 2. Комплексный анализ причин заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга) в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...33

2.1. Характеристика ООО «ЮНИ-С»…………………………………………..33

2.2. Анализ причин внедрения франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»…………….49

2.3. Преимущества от внедрения договора коммерческой концессии в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...60

2.4. Предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии……………………………….71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

Глоссарий……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………78

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ испр.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

     В связи с выявленными проблемами было предложено для увеличения объема производства и сбыта продукции (привлечение инвестиций (заключение договора франчайзинга). Предполагается заключить договор франчайзинга в группой компаний «КонТРАСТ».

     Группа компаний «КонТРАСТ» предлагает концепцию успешной деятельности торговых подразделений во многих городах России и зарубежья. Приобретая франшизу в определенном регионе, предприятие получаете бизнес-систему создания и развития собственного успешного торгового подразделения с использованием торговой марки «КонТРАСТ». Группа Компаний «КонТРАСТ» предоставляем возможность вести бизнес в представленном регионе, обеспечивая современными технологиями и рядом выгодных условий.

     Группа компаний «КонТРАСТ» предлагает строительные материалы: теплоизоляция, гидроизоляция, дренажные материалы, пароизоляция и ветрозащита, фанера и опалубка, сухое строительство и др., придающие каркасу определенные характеристики.

     Критерии возможности открытия франчайзи: открытие и работа на территории (город), где не присутствуют торговые точки «КонТРАСТ».

     Условия работы: паушальный взнос: 60 тыс. руб.; 1% от оборота торгового предприятия, начиная с 3-го месяца; расходы на рекламу – до 0,2 % от оборота

     Товарно-кредитные условия: поставка материалов по контрактам, поставка материалов от торгового предприятия КонТРАСТ по региональным брендам, возможность предоставления товарного кредита, обязательства по выполнению товарооборота.

     Расчет  технико-экономических показателей  эффективности заключения договора коммерческой концессии показал, что мероприятие является экономически эффективным.

     В результате заключения договора франчайзинга выручка увеличится на 8451,2 тыс. руб. (80%), себестоимость – на 3060,9 тыс. руб. (30%). Так как будет производиться закупка нового оборудования, то и увеличится стоимость основных производственных фондов на 114 % (260 тыс.руб.). В связи с тем, что увеличится выручка на 80%, а себестоимость только на 30%, балансовая прибыль вырастет почти в 16 раз. А увеличение прибыли повлечет за собой и увеличение рентабельности производства и продаж в 12,3 и в 9 раз соответственно. Увеличение выручки и сохранение численности персонала увеличивает такой показатель как производительность труда на 80%. Но показатель фондоотдачи уменьшается на 15,9%, в связи с тем, что оборудование было только закуплено и амортизация на него будет начисляться только со следующего месяца.

     Также было предложено усовершенствование законодательства в отношении договора коммерческой концессии, так необходимо откорректировать ст. ст. 1027-1028, 1030-1032, 1037-1040 ГК РФ.

     Надеемся, что предложенные мероприятия помогут «выжить» ООО «ЮНИ-С» в такое сложное экономическое время, а предложения изменения законодательства усовершенствует российское гражданское право.  
 
 
 
 
 

     Глоссарий

Понятие Содержание
1 Выпускная квалификационная работа Завершенная научно-практическая работа академического абитуриента  по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические  знания и практические навыки академического абитуриента при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности
2 Глоссарий толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов
3 Коммерческая  концессия передача одной  стороной (правообладателем) другой стороне (пользователю) за вознаграждение и  на срок или без указания срока  права использования в предпринимательской  деятельности комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю: права на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя; права на охраняемую коммерческую информацию; другие предусмотренные договором объекты исключительных прав.
4 Предмет договора коммерческой концессии комплекс исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 138 ГК РФ), направленные на индивидуализацию товаров и услуг, принадлежащие правообладателю и используемые в предпринимательской деятельности. Например, права на фирменное наименование, коммерческое обозначение, коммерческую информацию, товарный знак и т.д. исключительны права передаются для достижения целей договора коммерческой концессии.
5 Стороны по договору коммерческой концессии правообладателем  и пользователем – могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, использующие исключительные права в своей коммерческой деятельности.
6 Форма договора коммерческой концессии согласно ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии  должен быть заключён в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечёт его недействительность. Такой договор считается ничтожным.
7 Франчайзинг контракт, по которому предприятие за вознаграждение предоставляет  другим самостоятельным предприятиям право на использование  его фирменного имени и его торговой марки для продажи товаров и услуг.
8 Франшиза  1) это совместные  права промышленной и интеллектуальной  собственности на торговые марки  и товарные знаки, наименования  фирм, на авторские нрава, конструкторские  разработки, "ноу-хау" или патенты, которые должны использоваться для реализации продукции или оказания услуг конечным потребителям".2) договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение.
9 Франчайзи  сторона, приобретающая  право на использование технологии, лицензии или торговой марки по договору франчайзинга.
10 Цена договора коммерческой концессии в договоре коммерческой концессии определяется соглашением  сторон. Указание её в договоре необходимо, поскольку «… исключительные права  по своей природе уникальны, плату  за пользование ими на основании  п. 3 ст. 424 ГК определить нельзя…»
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     Нормативные правовые акты 

     
  1. Российская  Федерация. Конституция (1993). Конституция  Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.– ISBN 5-94462-025-0.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  3. Приказ Минфина РФ №105н от 12.08.2005г. «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
 

      Научная литература 

      
  1. Алексеев  П. Д., Быходоров В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие [Текст]. – М.:  Изд-во ПРИОР, 2001. – 228 с. - ISBN - 5-7990-0261-Х.
  2. Богатко А.И. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта [Текст].-М.: Финансы и статистика, 2008. – 208 с. - ISBN 5-279-02070-2.
  3. Бондаренко Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России. - М.: «Финансы», 2006, № 12. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  4. Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Части 1-2-3-4 (постатейный) [Текст]. – М.: Книжный мир, 2008. – 603 с. – ISBN 978-5-8041-0364-5.
  5. Варданян М.Л. Франчайзинг как форма привлечения иностранных инвестиций в предпринимательской деятельности // Закон, 2006, №9, с. 98-104.  // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  6. Васильев В.Н. Франчайзинг и особенности его развития в России. // Финансы, 2006, №2, с . 26-32. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  7. Гришаев С.П. Гражданское право. Часть вторая в вопросах и ответах [Текст]. - М.: Юристъ, 2005. – 144 с. -  ISBN 5-7975-0823-0.
  8. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ. // Хозяйство и право. 2007. - № 12.  // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  9. Забегайло Л.А., Евдокимова Е.А. Новая концепция договора коммерческой концессии, принятая в связи с введением части 4 ГК РФ.  // Право и экономика, 2008, №8, с. 48-52.  // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  10. Игнатов А.В. Анализ финансового состояния предприятия // Финансовый менеджмент.- 2006.- №4. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  11. Ишина, Л. Н. Франчайзинг [Текст]: как способ ведения бизнеса в России / Л. Н. Ишина, Г. В. Пономаренко. - М.: Экономика, 2005. - 221,с. - ISBN 5-282-02606-6.
  12. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого бизнеса [Текст]. - М.: Бизнес-информ,1998. - 244 с. ISBN 5-89563-008-1.
  13. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 572 с. - ISBN 5-482-01318-9.
  14. Когденко В.Г. Экономический анализ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" [Текст]. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 392 с. - ISBN 978-5-238-01535-4.
  15. Кохан Т.С. Перспективы развития франчайзинга в России. // Маркетинг в России и за рубежом, №7, 2007. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  16. Кравчук А.Н. Франчайзинг в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2006. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  17. Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации [Текст]. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 260 с. – ISBN 5-279-02820-7.
  18. Малышева О.А. Договор коммерческой концессии. // Право и экономика, 2007, №11, с.26-35. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  19. Михайлова Ю.П. Договор коммерческой концессии и ч.4 ГК РФ. // Государство и право, 2007, №9. с.101-104. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  20. Мюррей, Я. Франчайзинг [Текст]: научно-популярная литература / Я. Мюррей ; пер. с англ. К. Любимова. - СПб.: Питер, 2004. - 139 с. - (Маркетинг для профессионалов). - ISBN 5-94723-793-8.
  21. Плотников Г.Н. Теоретический экскурс в франчайзинг //Бизнес и экономика, № 3, 2007. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  22. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей [Текст] : практикум / Фонд развития науки, техники и франчайзинга ; Под ред. С.А. Силинга. - СПб. : [б. и.], 1997. - 195 с. - ISBN 5-900929-20-5.
  23. Протас Е.В. Гражданское право. – М.: Высшая школа, 2005. – 339с. -  ISBN 5-06-005377-6.
  24. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры [Текст]. - М.: Современная экономика и право, 2000. – 224 с. - ISBN 5-8411-0023-8.
  25. Рыкова И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом, №1, 2007. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]. – М.: Инфра-М, 2006. – 678 с. - ISBN 5-16-001955-3.
  27. Скамай Л. Анализ рентабельности предприятия // РИСК. – 2007. - № 1. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  28. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг: коммерческая концессия [Текст]. - М.: Академкнига, 2005. – 257с. - SBN 5-94628-162-3.
  29. Стажкова М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налоги [Текст]. - М.: Налог-инфо, 2007 . – 80 с. - ISBN 978-5-8107-0192-7.
  30. Стэнворт, Д. Франчайзинг в малом бизнесе [Текст] / Д. Стэнворт, Б. Смит; Пер. с англ. под ред. Л. Н. Павловой. - М. : Аудит : ЮНИТИ, 1996. - 200 с. - (Руководство Барклайз Банка по малому бизнесу). - ISBN 5-85177-022-8.
  31. Трантенгеру Л. Договор коммерческой концессии // Хозяйство и право. 2007, №4, с.33-46.  // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  32. Типовой контракт международного франчайзинга МТП [Текст] : На русском и английском языке. - М. : Консалтбанкир, 2002. - 164 с. - (Издания Международной Торговой Палаты). - ISBN 5-85187-055-9.
  33. Удалова Д.В. Распоряжение исключительными правами на объекты промышленной собственности // Право и экономика, 2009, №1, с. 82-89. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
  34. Цират А. Франчайзинг и франчайзинговый договор [Текст]. - М.: Истина, 2002. – 240 с. – ISBN 966-7613-24-0.
  35. Шулус А., Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства. // Российский экономический журнал, 1998, №1, с. 13-17. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
 
 
 
 
 
 

     Приложение А 
 

     Типовой образец договора коммерческой концессии

     (франчайзинг) 
 

     г. ______________  «______»____________________200___ г. 
 

     ________________________________________________________________,

     (наименование  предприятия-правообладателя)

     именуемое в дальнейшем "Правообладатель", в лице   

     ____________________________________________________________

     (должность,  Ф.И.О.)

     действующего на основании

     _____________________________________________________________,

     (устава, положения)

     с одной стороны, и 

     _______________________________________________________________,

     (наименование  предприятия-пользователя)

     именуемое в дальнейшем "Пользователь", в  лице

     ______________________________________________________________, (должность,  Ф.И.О.)

     действующего  на основании

     _______________________________________________________________,

     (устава, положения)

     с другой стороны,   заключили настоящий  договор о нижеследующем. 

     1. Предмет договора

     1.1. Согласно настоящему  Договору  Правообладатель  обязуется предоставить  Пользователю  за  вознаграждение  на указанный в договоре срок право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав:

     1) право на фирменное наименование и коммерческое обозначение Правообладателя;

     2) на охраняемую коммерческую информацию;

     3) на товарный знак и знак обслуживания, указанный в _____________________________________________________________;

     1.2. Коммерческая информация состоит  из _________________________ и определена в  приложении № _______ к настоящему Договору.

     2. Территория и сфера использования прав

     2.1. Пользователь использует принадлежащий  Правообладателю комплекс исключительных  прав только в сфере ______________________ на _________________________________________________________________ (указать территорию)

     3. Обязанности Сторон

     3.1. Правообладатель обязан:

     1) передать Пользователю техническую  и  коммерческую документацию, предоставить иную информацию, необходимую  Пользователю для осуществления  прав, предоставленных ему по настоящему договору, а также проинструктировать Пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

     2) выдать пользователю в следующие  сроки: __________________________________________________________________, следующие лицензии: _______________________________________________

     3) обеспечить оформление лицензий  в установленном порядке;

     4) обеспечить регистрацию настоящего  договора в установленном порядке;

     5) оказывать Пользователю постоянное  техническое и консультативное  содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

     6) контролировать качество товаров  (работ, услуг), производимых (выполняемых,  оказываемых) Пользователем на  основании настоящего договора;

     7) не предоставлять другим лицам  комплекс исключительных прав, аналогичных настоящему договору, для их использования на закрепленной за Пользователем согласно подпункту 2.1. территории, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

     3.2. С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой Пользователем по настоящему договору, Пользователь обязуется:

     1) использовать при осуществлении  предусмотренной настоящим договором  деятельности фирменное наименование, коммерческое обозначение Правообладателя,  иные права следующим образом:

     ______________________________________________________________;

     2) обеспечивать соответствие качества  производимых им на основе

Информация о работе Франчайзинг