Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Экономико-правовые нововведения в значительной степени изменяют способ управления экономикой в целом и способствуют вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных (предпринимательских) взаимоотношений. Среди массы западных договорных моделей, хлынувших на российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, получивший свое название в России - коммерческая концессия.

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса.

Договор коммерческой концессии является новым, малоизученным институтам цивильного права России, что и придает объекту исследования научный и практический интерес.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4



ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ………………12

1.1. История развития коммерческой концессии (франчайзинга) в России и за рубежом……………………………………………………………..……………..7

1.2. Понятие и элементы договора коммерческой концессии ……………….12

1.3. Содержание договора коммерческой концессии ………………………...16

1.4. Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение……………………………………………………………………….……..27

ГЛАВА 2. Комплексный анализ причин заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга) в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...33

2.1. Характеристика ООО «ЮНИ-С»…………………………………………..33

2.2. Анализ причин внедрения франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»…………….49

2.3. Преимущества от внедрения договора коммерческой концессии в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...60

2.4. Предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии……………………………….71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

Глоссарий……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………78

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ испр.doc

— 353.00 Кб (Скачать)
  • аренда торговых площадей;
  • затраты на персонал;
  • транспортные расходы.

     Возможно  уменьшение расходов по этим статьям  следующими методами. При оптимизации  торговых площадей предприятию понадобится  меньшее количество площадей, а, следовательно, и арендная плата за них уменьшится.

     Оптимизацию логистических издержек следует  вести в двух направлениях:

  • оптимизация графиков поставок товаров. При этом сократятся не только транспортные расходы, но и меньше людей будет задействовано в завозе товаров;
  • наладить систему самовывоза мелким и крупным предпринимателям;
  • оптимизация отгрузок товаров от поставщиков – сделать поставки регулярными, а это наиболее реально, так как условием франчайзинга «КонТРАСТ» являются регулярные поставки продукции. Тогда будет сокращение не только времени между поставками, но и предприятие получит скидки при отгрузке плановыми партиями.

     Затраты на персонал возможно снизить благодаря  внедрению более нового оборудования, что уменьшит количество обслуживающего его персонала. Также необходимо провести усовершенствование организационной структуры и методов руководства.

     Руководству предприятия необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли. Здесь  должны учитываться интересы сразу  нескольких сторон. Во-первых, франчайзер заинтересован как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, связанных с налогообложением, уменьшающим показателем прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений. Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”. В-третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

     Предприятие должно получать прибыль в таком размере, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство и решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре.

     На  предприятии должны предусматриваться  плановые мероприятия по увеличению прибыли в связи с заключением  договора франчайзинга. В общем плане  эти мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение скорости обслуживания клиентов – необходимо расширить обязанности работников: уменьшение перерывов во время праздничных дней, (когда спрос увеличивается);
  • улучшение качества обслуживания клиентов – вежливое обращение с клиентами;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • расширение рынка продаж - открытие новых торговых точек за счет торговой марки «КонТРАСТ»;
  • проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала – следует отправлять работников на повышение квалификации;
  • повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции при помощи Группы Компаний «КонТРАСТ». Так, например, есть покупатель, у которого есть торговые точки не только в Москве, но и в Калужской, Рязанской, Тульской областях. Заключая договор о поставках на Москву, «КонТРАСТ» обговаривает условия поставок через ООО «ЮНИ-С», в соответствии с договором коммерческой концессии в Калужской области. Тем самым увеличивается количество покупателей, и соответственно растет прибыль, так как увеличивается объем производства.

     На осуществление проекта по увеличению прибыли ООО «ЮНИ-С» необходимо затратить 60 тыс. руб.

     По  договору коммерческой концессии, предполагает расход в размере 60 тыс. руб., но прибыль  будет во много раз больше.

     Так прибыль планируется увеличить  за счет следующих факторов:

     - усовершенствование оборудования (приобретение нового оборудования по договору осуществляется за счет продавца франшизы);

     - количество персонала, обслуживающего  производственное оборудование  сокращается, так как, например, при работе на пилораме теперь  будет требоваться не 2 человека, а всего лишь один;

     - увеличится количество покупателей  за счет того, что покупатели  Торговой Группы «КонТРАСТ» из  Калужской, Тульской и других  близлежащих областей, по договору  будут обслуживаться у ООО  «ЮНИ-С».

     В результате заключения договора франчайзинга выручка увеличится на 8451,2 тыс. руб. (80%), себестоимость – на 3060,9 тыс. руб. (30%). Так как будет производиться закупка нового оборудования, то и увеличится стоимость основных производственных фондов на 114 % (260 тыс.руб.). В связи с тем, что увеличится выручка на 80%, а себестоимость только на 30%, балансовая прибыль вырастет почти в 16 раз. А увеличение прибыли повлечет за собой и увеличение рентабельности производства и продаж в 12,3 и в 9 раз соответственно. Увеличение выручки и сохранение численности персонала увеличивает такой показатель как производительность труда на 80%. Но показатель фондоотдачи уменьшается на 15,9%, в связи с тем, что оборудование было только закуплено и амортизация на него будет начисляться только со следующего месяца. 

     2.4. Предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии 

     В результате проведенного исследования предлагается внести изменения в законодательство о коммерческой концессии. Таким образом, предлагается внести предложения:

     Необходимо изменить ст. 1027 ГК РФ на предмет заключения договора на определенный срок, т.к. его основным предметом являются исключительные права, подтверждаемые патентами или свидетельствами, срок действия которых ограничен. В связи с изложенным, в пункте 1 ст. 1027 ГК РФ слова «срок или без указания срока» заменить на слова «определенный срок».

     Необходимо внести изменения в статью 1030 ГК РФ, касающиеся вознаграждений по договору. Вознаграждения, выплачиваемые правообладателю, обычно носят комплексный характер (единовременные и периодические, за поставленный товар, за рекламу и т.д.). В этой связи предлагается заменить в названной статье союз «или» на союз «и», что вполне согласуется с ее общим смыслом.

     Необходимо внести изменения в ст. 1031 ГК РФ, касающиеся контроля правообладателя за качеством производимых товаров, оказываемых услуг пользователем. Контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем является правом правообладателя, но не его обязанностью, как это представлено в статье 1031 ГК РФ. В связи с этим предлагается внести изменения в ст. 1031 ГК РФ и изложить п. 2 в следующей редакции:

     «Если договором коммерческой концессии  не предусмотрено иное, правообладатель  обязан: обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (пункт 2 статьи 1028); оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников». Также добавить в ст. 1031 ГК п. 3. «Правообладатель вправе контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии».

     Необходимо дополнить ст. 1032 ГК РФ, в части обязанности пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, наряду с их внешним и внутренним оформлением.

     Необходимо  изменить пункт 1 статьи 1037 ГК РФ в целях избежания немотивированного расторжения договора одной из сторон следующим образом: «Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону в соответствии с установленным ст.450-452 Гражданского кодекса порядком и на условиях, определяемых договором».

     Целесообразно указать в статье 1038 ГК РФ в качестве правопреемника не только правообладателя, но и пользователя, поскольку буквальное толкование действующей нормы ведет к существенному ограничению прав последнего, для чего абзац 1 пункта 2 статьи 1038 ГК РФ изложить в следующей редакции: «В случае смерти правообладателя или пользователя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается».

     Необходимо уточнить статьи 1039 ГК РФ, а именно уменьшение вознаграждения правообладателя при смене фирменного наименования возможно только в случае доказательства в виде расчета неполученных доходов пользователем при условии, если пользователь продолжает договорные отношения. Также предлагается производить уменьшение вознаграждения только тогда, когда условия договора для пользователя стали невыгодными, изложив статью 1039 Гражданского кодекса РФ в следующей редакции: «В случае изменения правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав, договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя. Если пользователю причинены убытки в результате изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения, последний вправе потребовать уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения».

     Предлагается  для устранения технической ошибки, имеющейся в статье 1040 ГК РФ, внести в часть 2 указанной статьи изменение, заменив ошибочную отсылку к пункту 2 статьи 1037 ГК РФ на отсылку к пункту 3 той же статьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В выпускной квалификационной работе на тему: «Договор коммерческой концессии (франчайзинг)» были рассмотрены общетеоретические вопросы данного договора.

     Коммерческая  концессия эквивалентна франчайзингу, но на территории РФ (согласно Гражданскому Кодексу) используется понятие «коммерческая  концессия». Согласно договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю: товарный знак, коммерческое обозначение, знак обслуживания или охраняемую коммерческую информацию на другие объекты, предусмотренные договором (изобретение, полезную модель и.т.д.).

     По  договору концессии, пользователь выплачивает  правообладателю вознаграждение в  виде фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров (которые правообладатель поставляет для перепродажи). Наиболее распространенная форма вознаграждения — фиксированный единовременный платеж (паушальный платеж) в сочетании с ежемесячными или ежеквартальными платежами (роялти).

     Сторонами по договору концессии могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели. Одним из главных  условий коммерческой концессии  является обязательство пользователя соблюдать стандарты качества, установленные правообладателем. В свою очередь, правообладатель обязуется предоставлять организационную, техническую и коммерческую помощь. Договор коммерческой концессии может быть заключен на определенный срок или без указания срока (согласно п.1 статьи 1027 ГК РФ).

     Комплексный экономический анализ деятельности ООО «ЮНИ-С» показал, что предприятие  в целом является платежеспособным, кредитоспособным, рентабельным и финансово  устойчивым, его основные и оборотные  фонды используются эффективно.

     Проведя анализ можно сделать вывод о  том, что в связи с уменьшением  выручки показатель фондоотдачи  уменьшился на 9,1 %, то есть производственное оборудование используется нецелесообразно.

     Если  ООО «ЮНИ-С» не позаботится об увеличении выручки, что в данной ситуации очень сложно, то предприятие будет вынуждено или сократить численность персонала или совсем закрыться.

     Как говорилось ранее, себестоимость продукции  сократилась благодаря тому, что  предприятие использует более дешевое  сырье. Но в настоящее время в виду острой конкурентной борьбы использовать дешевый материал, а продавать дорого не получится, так как увеличатся претензии по качеству продукции и можно потерять большое количество покупателей.

Информация о работе Франчайзинг