Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Экономико-правовые нововведения в значительной степени изменяют способ управления экономикой в целом и способствуют вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных (предпринимательских) взаимоотношений. Среди массы западных договорных моделей, хлынувших на российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, получивший свое название в России - коммерческая концессия.

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса.

Договор коммерческой концессии является новым, малоизученным институтам цивильного права России, что и придает объекту исследования научный и практический интерес.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4



ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ………………12

1.1. История развития коммерческой концессии (франчайзинга) в России и за рубежом……………………………………………………………..……………..7

1.2. Понятие и элементы договора коммерческой концессии ……………….12

1.3. Содержание договора коммерческой концессии ………………………...16

1.4. Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение……………………………………………………………………….……..27

ГЛАВА 2. Комплексный анализ причин заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга) в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...33

2.1. Характеристика ООО «ЮНИ-С»…………………………………………..33

2.2. Анализ причин внедрения франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»…………….49

2.3. Преимущества от внедрения договора коммерческой концессии в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...60

2.4. Предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии……………………………….71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

Глоссарий……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………78

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ испр.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

     - обеспечивать соответствие качества  производимой продукции качеству  аналогичных товаров, производимых  самим правообладателем под своей  фирмой, коммерческим обозначением, товарным знаком и т.п.;

     - соблюдать указания правообладателя  по использованию комплекса прав, в том числе указания, касающиеся внешнего (например, установка световых табло, ярких вывесок, цветных изображений товарного знака, коммерческого обозначения и т.п.) и внутреннего оформления (например, применение особых жалюзей, торгового оборудования, стеновых материалов, мозаичного пола с использованием стилизованных форм товарного знака, фирменного наименования и т.п.) коммерческих помещений (торговых, ресторанных, гостиничных и т.п.), используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему договором прав при использовании им практической предпринимательской деятельности;

     - оказывать все дополнительные  услуги (сопутствующих, услуг по  доставке, по гарантийному обслуживанию, информационных и т.п.) на которые  заказчики вправе рассчитывать, приобретая продукцию (работу, услуги) непосредственно у правообладателя. Иначе говоря, применение фирмы (знака обслуживания, товарного знака и т.п.) по договору коммерческой концессии возлагает на пользователя серьёзные дополнительные обязанности перед его контрагентами по различным договорам в области торговли, бытового обслуживания, строительства, перевозок и т.д.;

     - не разглашать (т.е. не предоставлять  информацию не только средствам  массовой информации, конкурентам  правообладателя но и любым третьим лицам) секреты производства (ноу-хау) правообладателя, а также другую полученную от последнего конфиденциальную коммерческую информацию. Пользователь, исполняя эту обязанность, должен принять исчерпывающие меры, чтобы исключить неконтролируемый доступ к упомянутым объектам комплексам исключительных прав;

     - информировать всех покупателей  (при реализации товаров как  оптом, так и в розницу), а  также заказчиков (при выполнении  работ, оказании услуг по договорам  с ними) наиболее очевидным для  них образом (например, путём наклейки на все экземпляры товара товарных знаков, коммерческих организаций, путём предоставления заказчикам знаков обслуживания, путём оформления помещений, путём особого выделения этого в рекламных материалах и т.п.) о том, что пользователь при исполнении перед ними обязательств по конкретному договору использует тот или иной объект комплекса исключительных прав, полученный от правообладателя по договору коммерческой концессии;

     Договором часто предусматриваются обязанности:

     - предоставить оговоренное количество субконцессий;

     - не конкурировать с правообладателем  на территории, на которую распространяется действие договора.

     Пользователь  вправе (ст.1035 ГК РФ) при надлежащем исполнении своих обязанностей заключить договор на новый срок на тех же условиях.

     Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора (ст.1028 ГК РФ). Договор должен быть заключён путём составления  одного документа, подписанного обеими сторонами. Несоблюдение данных правил влечёт ничтожность договора. Договор должен быть зарегистрирован органом, зарегистрировавшим правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то регистрацию осуществляет орган, зарегистрировавший пользователя.

     Согласно  п.1 ст. 51 ГК РФ, регистрация юридических  лиц осуществляется органом юстиции.

     Согласно  п.3 ст.433 договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации. В отношениях с третьими лицами стороны договора не вправе ссылаться на него до момента регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Незарегистрированный договор, однако, определенным образом связывает стороны: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме (здесь - в письменной), но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется по решению суда (п. 3 ст.165 ГК РФ).

     В том случае, когда по договору передается объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством, договор подлежит также регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (п. 2 ст.1028 ГК РФ). При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. Под объектами, охраняемыми в соответствии с патентным законодательством, понимаются:

     а) изобретения, полезные модели, промышленные образцы (ст.1 Патентного закона от 23.09.1992 г. № 3517-1);

     б) товарные знаки и знаки обслуживания (обозначения, отличающие товары и услуги одного лица от однородных товаров и услуг другого лица).

     В том случае если договор предусматривает передачу прав, требующую регистрации, то правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке (п.1 ст.1031 ГК РФ). Иначе говоря, если правообладатель уклоняется от совершения необходимых для регистрации действий, то пользователь может требовать исполнения этих действий, а при отказе правообладателя - взыскать понесенные убытки.

     Помимо лицензий, предусмотренных договором, которые правообладатель выдает пользователю в соответствии с п.1 ст.1031 ГК РФ, пользователю могут понадобиться и такие лицензии (разрешения), которые он должен оформить самостоятельно в соответствующих органах власти (лицензия на право торговли, лицензия на строительство и т. п.).

     Договор коммерческой концессии может быть изменён по общему правилу с согласия обеих сторон (п.1 ст. 450 ГК РФ). Изменить его в одностороннем порядке  можно лишь в случаях существенного нарушения условий данного договора другой стороной (п.2 ст.450 ГК РФ), в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.451 ГК РФ), а также в иных случаях прямо предусмотренных в самом договоре коммерческой концессии либо в законе.

     При изменении договора стороны вправе ссылаться на это изменение в отношениях с третьими лицами лишь с момента регистрации этого изменения, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать об изменении договора (ст.1036 ГК РФ). Изменение договора должно быть оформлено в письменной форме согласно п.1 ст. 452 ГК РФ.

     Досрочное расторжение договора, заключенного на срок, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежит регистрации в том же порядке (п. 2 ст. 1037 ГК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Правоприменение законодательства о договоре коммерческой концессии в деятельности ООО «ЮНИ-С» 

     2.1. Характеристика ООО «ЮНИ-С» 

     Общество  с ограниченной ответственностью ООО  «ЮНИ-С» создано на базе старого  строительного  завода в 1991г. и с 1 апреля 1997 предприятие зарегистрировано как ООО «ЮНИ-С», осуществляющее производство и торговлю строительной  продукцией и материалами. Общество  учреждено юридическими лицами, его уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров, а его участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

     Первоначальный уставной капитал Общества составлял 2347 тысяч  рублей и был внесен учредителями на расчетный счет общества в Инвестбанк.

     Учредителями  Общества выступают следующие юридические  лица:

     ОАО «Карельская береза» доля которого составляет 75 % уставного капитала;

     ЗАО « Строитель», доля которого составляет 25 %;

     Общество  создано учредителями для осуществления уставной  деятельности,  основными видами которой являются:

  • производство стройматериалов;
  • оптово – розничная продажа строительных материалов.

     В целях обеспечения уставной деятельности общество арендует товарный склад для  хранения стройматериалов, торговый склад для выставки и продажи строительных изделий, офисное помещение при торговом зале. Арендодателем является юридическое лицо ООО «Торговый комплекс», с которым Общество заключило договор долгосрочной аренды с правом выкупа складских помещений и договор краткосрочной аренды без права выкупа торгового склада и офисного помещения

     Общество  осуществляет свою деятельность на коммерческой основе в целях получения прибыли. 

     Правовое  регулирование Обществом осуществляется на основании  Гражданского кодекса  РФ и Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

     Являясь юридическим лицом с момента  государственной регистрации, общество обладает правом собственности на свое имущество, созданное за счет вкладов участников и пополняемое в результате его предпринимательской деятельности. Оно пользуется общей гражданской правоспособностью

     Общество  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не отвечает по обязательствам своих участников, так же как участники не несут ответственности по долгам общества.  Риск его участников ограничивается суммой внесенного вклада

       Материальной основой деятельности  ООО является его имущество, прежде всего уставный капитал, сформированный за счет вкладов его учредителей. Уставный капитал общества не является стабильной величиной - он может быть увеличен или уменьшен по отношению к размеру, предусмотренному в учредительных документах общества. Изменение размера уставного капитала относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

     В ООО создается резервный фонд путем ежегодных отчислений в  него  чистой прибыли до достижения определенного в документах  размера  резервного фонда. Средства резервного фонда расходуются на покрытие убытков общества.

     ООО «ЮНИ-С» планирует направить свои усилия на постоянное увеличение объема продаж. Для этого организована работа с крупными и мелкими оптовиками на договорных условиях («гибкая» система скидок), при этом вывоз продукции может осуществляться как самовывозом, так и с доставкой по указанному адресу, также уже открыт специализированный магазин по продажам строительных материалов, который является собственностью Общества и где реализация осуществляется по ценам с наименьшими торговыми надбавками. Большое внимание также уделяется выездной торговле в оживленные места, где гарантирована хорошая торговля.

     Также целесообразно далее рассмотреть  организационную структуру предприятия.

     Генеральный директор ООО «ЮНИ-С» самостоятельно осуществляет административно - распорядительную работу по управлению производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой и иными видами деятельности общества; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников общества. Без доверенности действует от имени общества, заключает договоры, выдает доверенности, пользуется правом распоряжаться средствами общества.

     Организует  перспективное и текущее планирование производственно-хозяйственной, финансовой, коммерческой и иных видов деятельности общества. Определяет объемы производства продукции и услуг, порядок и условия сбыта продукции, оказания услуг.

     Формирует производственную программу, выбирает поставщиков и потребителей продукции  и услуг общества, устанавливает на них цены и тарифы.

     Организует  формирование финансовых ресурсов общества за счет прибыли, амортизационных отчислений, средств, полученных от продажи ценных бумаг, кредитов, иных поступлений, не противоречащих закону. По решения  акционеров и в дальнейшем распоряжению генерального директора главный бухгалтер распределяет прибыль в соответствии со статьями бухгалтерского и налогового учета.

     Высшим  органом общества является Общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным и внеочередным. Текущее руководство деятельностью общества осуществляет директор. Между обществом и директором заключается трудовой договор. Контроль за деятельностью директора осуществляет ревизионная комиссия в составе трех членов.

     Базой  порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель, представленная  в следующей таблице.

     От  того, как продается продукция, какой  спрос на нее на рынке, зависит, и  объем ее производства.

     Хотя  прибыль возрастает в 2006г. ее рост может быть связан с ассортиментными сдвигами в сторону увеличения выпуска более доходных изделий.

     В 2005 году жалоб поступило больше, т.к. в данном году предприятие сменило  поставщиков и в качестве эксперимента решило использовать более дешевые материалы.

Информация о работе Франчайзинг