Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргызской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета
ГЛАВА 2. Классификация доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета
2.2 Расходы государственного бюджета
ГЛАВА 3. Проблемы сбалансированности и несбалансированности госбюджета
3.1 Дефицит бюджета
3.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной
политки
3.3 Государственный долг
3.4 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического
развития общества
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание дипломная.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

В дальнейшем важными стали такие  факторы, как уровень компетенции  руководства коммерческих банков, их умение приспособиться к быстро изменяющейся ситуации в экономике в условиях неразвитого финансового рынка. Например, темпы прироста потребительских цен в 1993 г. превышали 1000°/о, в 1994 г. снизились до 87%, а в 1995- 1996 ; составили 32 и 35% соответственно. Естественно, функционирование коммерческих банков в условиях относительно низкой инфляции накладывает более жесткие ограничения на деятельность банков. Поэтому к концу 1996 г. произошло расслоение банков на три группы: первая из них работает успешно, выполняет все нормативы Национального банка, вторая -имеет некоторые проблемы и/или не выполняет в полной мере все нормативы, в третьей - состояние очень тяжелое.

В 1996 г. в целом ситуация несколько  улучшилась, что связано с проведением  ряда мероприятий в рамках программы  оздоровления и реорганизации финансового  сектора (FINSAC), более жестким контролем со стороны Национального банка и более осторожной политикой самих банков. Некоторое улучшение макроэкономической ситуации позволяет предположить, что постепенно коммерческие банки начнут переключаться с валютных операций - наиболее доходных в данное время - на кредитование реального сектора экономики, чего раньше не происходило.

Можно сказать, в основном завершен этап количественного  формирования коммерческих банков. Это  вовсе не означает, что не будут  открываться новые банки, просто на первый план выходят другие задачи. Поскольку удалось локализовать системный кризис, сведя его к кризису отдельных банков, задачей первостепенной важности является дальнейшее оздоровление и создание конкурентной среды с тем, чтобы повысить доверие к банковской системе в целом.

С момента образования двухуровневой  банковской системы Национальный банк вырабатывает стратегию и регулирует развитие денежно-кредитных отношений  в республике. По закону "О Национальном банке Республики Кыргызстан" основной целью его функционирования является поддержание стабильности национальной валюты - сома. Однако в условиях плавающего обменного курса доллара США к сому это положение подразумевает неявную цель - снижение темпов инфляции (потребительских цен). В Национальном банке произошли существенные как количественные, так и качественные изменения. Важным событием явилось введение национальной валюты в мае 1993 г. С целью обуздания инфляции с 1994 г. проводилась достаточно жесткая денежная политика. Была прекращена практика выдачи ссуд предприятиям, кредитные и валютные ресурсы Национального банка распределялись посредством проведения аукционов, то есть по рыночной цене. Кредит Правительству на покрытие дефицита государственного бюджета уменьшался как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Достаточно длительное время после  введения сома очень остро стояли вопросы налаживания платежной  системы. Так, были разработаны и  введены в действие критерии деятельности банков, проведена классификация  активов банков (стандартные, субстандартные, сомнительные и потери), в соответствии с которой банки обязаны сформировать и в дальнейшем поддерживать на должном уровне резерв на покрытие потерь и убытков. Часть банков была лишена лицензий на проведение определенных операций, а некоторые из них - подвергнуты процедуре внешнего управления либо ликвидации, большая часть задолженности Национальному банку была переоформлена в ценные бумаги Правительства на сумму 965 млн. сомов.

С 1996 г. капитал банковской системы  стал положительным. Тем не менее, коммерческие банки продолжают страдать от низкой капитализации. При этом доходы не позволяют пока решить данную проблему. По постановлению Правления НБКР установлены уровни капитала для вновь создаваемых, действующих банков и банков с участием иностранного капитала более 20% до 2000 г. включительно. Таким образом, в условиях снижения инфляции и ужесточения конкуренции для выполнения этого норматива коммерческим банкам придется либо изыскать дополнительные средства, либо привлекать иностранных учредителей, либо пойти по пути слияния.

Функционирует межбанковский рынок  кредитов. Количество сделок и их объемы существенно колеблются из месяца в  месяц. Наиболее популярными являются кредиты сроком до 7 дней, составляющие чуть больше 40% от общей массы. С января 1997 г. Национальный банк прекратил проведение кредитных аукционов.

До настоящего времени НБКР проводит валютные аукционы. В ближайшее время  предусматривается создание валютной биржи и принятие ряда законов, которые  позволили бы сформировать в республике рынок ценных металлов. Разработаны законы "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" в новой редакции, законопроекты "О залоге", "О банкротстве". Разработана и утверждена Комплексная программа перехода на новый план счетов, соответствующий международным стандартам.

В целях усиления банковского надзора  снижена норма предельного кредитования одного ссудозаемщика до 25% капитала, а также повышены требования к  минимальному уставному капиталу. Ликвидированы  неплатежеспособные банки - Кыргызэлбанк (Сберегательный банк) и Агропромбанк. С целью сохранения платежной системы и обеспечения банковскими услугами населения, в основном в сельской местности, где была расположена филиальная сеть данных банков, решением Правления НБКР создана Расчетно-сберегательная корпорация с уставным капиталом в 1 млн сомов. Для обеспечения возврата долгов предприятий создано и действует Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRA).

Для поддержки развития и роста  небанковских финансовых институтов подготовлен и передан на рассмотрение в Правительство законопроект "О страховых компаниях", подготовлен Указ Президента "О негосударственных пенсионных фондах".

Кроме того, в условиях, когда банковская система в силу объективных причин не может обеспечить нормальное кредитование сельского хозяйства ведущего сектора экономики, - на селе создается сеть кредитных союзов, которые на условиях возвратности должны обеспечить сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитом. Также в стадии формирования находится Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация с уставным фондом 150 млн. сомов.

Данная организация является финансовым учреждением Правительства, однако, в ее Совет директоров помимо членов Правительства будут входить  представители частного сектора. Главной целью ее деятельности является оказание финансовой поддержки частному сектору, фермерским хозяйствам и крупным производителям.

Из биржевых структур фактически функционирует  к настоящему времени лишь Кыргызская фондовая биржа, которая создана в мае 1995 г. Она совершает операции с корпоративными ценными бумагами, до июня 1997г. совершала операции с упаями - приватизационными купонами, а также планируется осуществление операций с государственными ценными бумагами -- векселями. К сожалению, рынок корпоративных ценных бумаг остается крайне узким и неразвитым, что связано как с объективными, так и субъективными причинами. Количество предприятий, чьи акции прошли листинг, не превышает 70, ликвидность акций - низкая. А всплеск наблюдаемый сейчас глазами не посвященного человека, только лишь явилось следствием указа Президента КР от 10 мая 1998г., в котором говориться, что все сделки по купле-продаже акций должны регистрироваться лицензированным организатором торговли, каковой является Кыргызская Фондовая Биржа. Не решены проблемы организации вторичного рынка, не до конца доработан вопрос об условиях функционирования Центрального Депозитария. Цена на упаи до почти последнего момента (весна 1997г.) была низкой из-за того, что на торги выставлялись в основном акции небольших предприятий, не представлявших особого интереса для мелких инвесторов или предприятий монополистов в очень небольшом количестве, что оставалось не интересным серьезным инвесторам.

Рынок государственных ценных бумаг представлен казначейскими обязательствами (КО) и государственными казначейскими векселями со сроками обращения в три, шесть и двенадцать месяцев. Первоначально, в 1993- 1994 гг. Национальный банк эмитировал ГКВ самостоятельно, с 1995 г. он выступает в качестве агента Казначейства, проводя аукционы по продаже ГКВ. В настоящее время 11 банков получили право выступать в качестве первичных дилеров. С целью привлечения физических лиц их заявки удовлетворяются в безусловном порядке по средневзвешенной процентной ставке аукциона. Если в 1994- 1995 гг. спрос в основном приходился на трехмесячные ГКВ, в 1996 г. произошло повышение спроса на шестимесячные ГКВ, что связано, по-видимому, со стабилизацией темпов инфляции и их более высокой доходностью.

Наиболее значительные изменения в отраслевой структуре кредитной задолженности декабре произошли в области кредитования торговли и строительства. Так, объем кредитов, вложенных в торговлю сократился на 291,6 млн. сомов, в результате чего их доля снизилась с 43,1 до 33,01 %. а объем кредитов, направленных в строительство, напротив возрос (на 110,3 млн. сомов), при этом их удельный вес увеличился с 5,97% в ноябре до 13,7% в декабре.

Общий объем выданных в декабре  кредитов возрос по сравнению с прошлым  месяцем на 36,7 млн. сомов и составил 293 млн. сомов. При этом сумма кредитов, выданных в иностранной валюте, I продолжала сокращаться, в связи с чем их доля в общем потоке новых кредитов снизилась с 80,6 до 60 6% Довольно низкий уровень девальвации национальной валюты, сложившийся в декабре, повлек за собой увеличение спроса на сомовые кредиты, объем которых возрос в отчетном периоде в 2,3 р. за и достиг 117,2 млн. сомов.

Основная часть размещенных  в декабре кредитов, была направлена на строительство и покупку недвижимости и частным гражданам, в связи с чем их доли в отраслевой структуре новых кредитов резко возросли (с 0,5 до 40,1% л с 9,3 до 17,9%, соответственно). В то же время в декабре произошло значительное сокращение кредитования наиболее распространенной в последнее время отраслевой направленности - торговли (со 181,1 до 47,8 млн. сомов), в результате чего их удельный вес снизился с 70,7% в ноябре до 6.35 в декабре объема кредитной задолженности в национальной валюте и увеличения валютной ее составляющей. Так, сумма всех выданных кредитов в иностранной валюте сократилась в декабре на 303 млн. сомов и составила 1172,3 млн. сомов, в связи с чем их удельный вес в общем объеме кредитной задолженности снизился с 76 до 71%. В пересчете по курсу доллара США на конец прошлого месяца, учитывая незначительный рост данного показателя в декабре, сумма задолженности валютных кредитов составила на начало года 1161,7 млн. сомов. Что касается кредитов в национальной валюте, то их общий объем года составил 479,4 млн. сомов, превысив показатель предыдущего месяца на 13 млн. сомов. Следует отметить понижение по сравнению с прошлым месяцем уровня средневзвешенной стоимости кредитных вложений, как в национальной, так и в иностранной валюте (на 1,15 и 2,32 процентных пункта, соответственно).

Динамика кредитов, выданных коммерческими банками за 3 квартал 2003 года

Снижение кредитной задолженности  коснулось только краткосрочных  вложений (на 351,7 млн. сомов), в связи  с чем, их доля сократилась с 73,6% в  ноябре до 65,23% в декабре. В то же время  сохранилась положительная тенденция роста долгосрочных кредитов.

В декабре на межбанковском рынке  кредитных ресурсов в национальной валюте была отмечена довольно стабильная динамика процентных ставок, уровень  которых колебался в диапазоне 90-100%, за исключением нескольких дней, когда в результате влияния сделок между отдельными банками стоимость их снижалась до 60%. В результате, средневзвешенная процентная ставка по всем межбанковским кредитам в национальной валюте составила 95,1% увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 19,74 процентных пункта.

Общий объем сделок на межбанковском  рынке кредитов в иностранной  валюте в декабре возрос на 3.4 млн. сомов и составил 17,7 млн. сомов. Во временной структуре межбанковских  валютных кредитов преобладали с  сделки, совершенные на срок от 2 до 7 дней (57,6%), а также кредиты от 8 до 14 дней (24.8%) и от 31 до 60 дней (4.7%). Средневзвешенная стоимость валютных операций снизилась с 27,95 до 20,7%, что было вызвано сделкой, заключенной одним из банков с банком-нерезидентом под 5%. По всем остальным валютным кредитам процентные ставки оставались на уровне прошлого месяца (27-30%).

Кредитные вложения в  экономику

Рост задолженности по кредитам коммерческих банков, наблюдавшийся  последние полгода, в декабре  сменился довольно значительным ее сокращением. Так, общий объем кредитных вложений на 1.01.$$ года составил 1651,8 млн. сомов, что на 290 млн. сомов или 14.9% ниже соответствующего показателя прошлого месяца. При этом следует отметить резкое изменение в сохранявшейся последнее время тенденции сокращения

Обзор кредитного рынка Кыргызской Республики

Значительный рост избыточной ликвидности, отмеченный в декабре в банковской системе, повлек за собой резкое повышение  активности коммерческих банков на рынке  межбанковских кредитных ресурсов, оборот которого достиг в последний месяц 199$ года рекордного значения за весь период развития данного сегмента финансового рынка. Общий объем заключенных на нем сделок возрос по сравнению с прошлым месяцем почти увеличилось в четыре раза, и составил 684,1 млн. сомов, а их количество со 105 до 245.

Весь прирост объема межбанковского кредитного рынка произошел за счет кредитных операций в национальной валюте, доля которых в общем объеме возросла с 91,8 до 97.4%. Следует отметить, что большая часть сделок была совершена в середине декабря, когда в коммерческих банках наблюдался наивысший уровень избыточных ресурсов и в последние дни.

Основное влияние на изменение  временной структуры кредитов, выданных в национальной валюте в сторону  резкого увеличения доли кредитов сроком от 1 до 5 лет (с 1,6% в ноябре до 50% декабре) оказали кредитные операции одного из банков, выдавшего в декабре 97% всего объема новых кредитов данной категории срочности. Установленные по ним процентные ставки в размере 18% повлекли за собой снижение средневзвешенной стоимости всех выданных в декабре кредитов в национальной валюте с 61,15 до 42,45%. В отчетном периоде было также отмечено увеличение доли краткосрочных кредитов - сроком до 1 месяца (с 0,6 до 15,4%), средневзвешенная процентная ставка по которым повысилась с 59,47 до 79,63% и сокращение удельного веса кредитов самой популярной категории срочности - от 3 до 6 месяцев (с 63,1 до 14.1 %). При этом средневзвешенные процентные ставки по данным кредитам, а также по кредитам остальных видов срочности остались на уровне предыдущего месяца.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана