Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргызской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета
ГЛАВА 2. Классификация доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета
2.2 Расходы государственного бюджета
ГЛАВА 3. Проблемы сбалансированности и несбалансированности госбюджета
3.1 Дефицит бюджета
3.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной
политки
3.3 Государственный долг
3.4 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического
развития общества
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание дипломная.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

Решение  проблем  бюджетных  расходов  в  условиях  переходного периода связано,

прежде  всего,  с  последовательным  сокращением  прямого  участия  государства в

сфере  производства.  Передача соответствующих функций частному сектору позволит

существенно  сократить  текущие  расходы бюджета, а также создаст предпосылки для

увеличения   будущих   доходов   в  результате  повышения  эффективности  работы

приватизированных хозяйственных  объектов.

Важным   инструментом   стабилизации  становится  проведение  политики  жесткого

ограничения   бюджетных   расходов   и   повышения  эффективности  использования

государственных  средств.  Для  этого  необходимо  перейти  к  системе бюджетного

планирования,   в  рамках  которой  каждой  группе  (программе)  государственных

расходов  будет  выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах

от  ВВП.  Задачей  Министерства Финансов и его бюджетных органов  в такой системе

становится   поиск   наиболее  эффективных  вариантов  использования  выделенных

ассигнований.

В  целях  постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его

финансирования  и  видами  финансируемых  за  счет  бюджетного дефицита расходов

целесообразно бюджет разделить на регулярный и чрезвычайный.

Регулярный  охватывал  бы,  в  основном,  текущие расходы, финансируемые за счет

стабильных  текущих  доходов,  а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы,

финансирование которых допускается  за счет государственной задолженности.

Важным  условием  решения  проблемы  эффективного управления бюджетным дефицитом

должно  стать  разделение кредитной  и бюджетной системы страны и  соответствующее

изменение  функций  Министерства Финансов и Национального Банка, направленное на

исключение  возможностей  автоматического кредитования государственных  расходов.

В  случае же нехватки бюджетных средств могут допускаться  краткосрочные кассовые

кредиты для финансирования сезонного колебания доходов.

 

Список использованной литературы

 

1.  Гукасьян Г.М.  Экономическая теория: ключевые  вопросы. Москва: ИНФРА-М, 2000,

199 с. 

2.  Агапова Т.А., Серегина С.Ф.  Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В.  Ломоносова,

"Дело и Сервис", 2000, 416 с. 

3. «Экономическая теория» Учебное  пособие, Борисов Е.Ф., «ЮРАЙТ»,  Москва, 1998;

4.   Добрынин   А.И.,  Тарасевич   Л.С.  Экономическая  теория.  Санкт-Петербург:

СПбГУЭФ, 2001, 544 с.

5.   Доклад   Президента   А.А.   Акаева   «Социально-экономическая   политика  и

формирование государственного бюджета 2007 г.» 

6. Бектенова Д.Ч. «Финансы, денежное  обращение и кредит», Бишкек, 2008

7.  Петров  В.А.  Бюджет-2004:  приоритеты и финансовые механизмы экономического

роста // Финансы, 2007, №11.

8. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2007, №5.

9. Интернет – ресурсы

 История появления и развития кредитных карточек. Первые сведения об использовании карт как платёжного средства. Выпуск в 1928г. первых металлических, а затем пластиковых кредитных карт. Нанесение рельефных буквенно-цифровых символов на карточку. Преимущества и особенности современной кредитной карты.

Содержание 

Введение 

Глава 1. Кредитная система и ее значение в развитии экономики Кыргызской Республики

1.1 История кредитной системы Кыргызской  Республики

1.2 Становление 

Глава 2. Составные части кредитной системы 

2.1 Кредит и его принципы

2.2 Совершенствование кредитной системы

Заключение 

Список литературы

Введение

После распада Советского Союза  экономика Кыргызской Республики оказалась  в кризисном положении. Множество  предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, в основном крупные, не производят продукцию, либо производят ее частично. На это влияет множество причин и в первую очередь, отсутствие временно свободных денежных средств на счетах предприятий, необходимых на перестройку их деятельности, в соответствии с изменившимися потребностями. Также, существенное значение имеет степень свободы прохождения платежей между предприятиями.

Актуальность  данной работы заключается в рассмотрении проблем и перспектив развития кредитной  системы Кыргызстана, ее роли в экономике  в свете происходящих экономических  преобразований, перехода от командно-административной экономики к рыночной. Особая значимость такой проблематики обусловлена повышением роли Национального банка Кыргызской Республики в осуществлении денежно-кредитного регулирования экономики, возникновением и развитием новых звеньев кредитной системы - коммерческих банков и небанковских учреждений. Все это объясняет необходимость написания данной работы, содержащую анализ деятельности и перспектив развития кредитных учреждений Кыргызстана, в комплексе с изложением теоретической основы развития кредитной системы и современных форм функционирования кредитно-денежных систем стран с развитой рыночной экономикой.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую независимость. В ходе второго этапа банковской реформы реорганизовалась не только структура банков, но и произошли глубокие изменения в характере кредитных отношений, утвердились новые методы кредитной работы. В результате в Кыргызской республике, законодательно сформировалась двухуровневая банковская система:

I уровень - Национальный Банк  Кыргызстана;

II -.уровень- коммерческие банки  и другие финансово-кредитные  учреждения, осуществляющие отдельные  банковские операции. Хотелось бы  обратить внимание на то, что  банковская система является  ключевой частью финансовой системы  страны, концентрирующей основную массу кредитных и финансовых операций, но следует отметить и наличие парабанковской системы - небанковских специализированных кредитно-финансовых организаций, ведущих операции в определенных сегментах финансового рынка или ориентирующихся на обслуживание определенных типов клиентуры.

Цель данной работы состоит в  том, чтобы осветить вопросы связанные  с формированием кредитной системы  Кыргызстана, выявить и рассмотреть  основные проблемы связанные с этим процессом.

Глава 1. Кредитная система  и ее значение в развитии экономики Кыргызской Республики

1.1 История кредитной  системы Кыргызской Республики

В бывшем СССР Кыргызстан был одной  из самых бедных республик и одновременно одной из самых экономически зависимых  от бывшей метрополии. Доля внешней  торговли составляла 5,98 % ВВП. Эта относительно большая доля межреспубликанской торговли в ВВП была следствием решений центральных плановых органов, которые административно навязывали республике (впрочем, как и всем остальным регионам СССР) определенную производственную специализацию, например, по овцеводству и производству шерсти, производству электроэнергии на гидроэлектростанциях, производству определенных компонентов для электронной промышленности. Крайним примером такой специализации, связанной с политическими обязательствами СССР, был огромный импорт кубинского сахара, который рафинировался и расфасовывался в Кыргызстане, а потом его большая часть продавалась остальным республикам.

Основой кредитной системы исторически  являются банки. Первые предшественники  современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела -- обмена денег различных городов и стран. Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу возникли банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге (1618 г.). Последние специализировались на обслуживании торговли, и такая важная функция как выпуск кредитных денег у них не была развита.

При обретении Кыргызстаном суверенитета на базе Госбанка был создан Национальный банк Кыргызской Республики на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.

Уровень капитальных вложений в  Кыргызской Республике резко сократился за несколько лет, последовавших  после обретения независимости  и экономического кризиса, охватившего  страны СНГ. Государственные капитальные вложения снизились в 1996 г. на 65% против 199! г. (в сопоставимых ценах). Одной из причин падения инвестиционной активности явилось отсутствие своевременной и адекватной рыночным изменениям переоценки основных фондов и индексации оборотных средств предприятий в связи с либерализацией цен. Именно это привело к значительному обесценению инвестиционных ресурсов и прежде всего амортизационных накоплений. В целях недопущения дальнейшего обесценения инвестиционных ресурсов решением Правительства республики проведена переоценка основных средств на 1 января 1996 г. К ослаблению инвестиционной активности привело также ограничение спроса на кредитные ресурсы из-за повышения учетной ставки банковского кредита, уровень которой был в 1995 г. в 10 раз выше уровня рентабельности промышленности. Сложилась достаточно тревожная ситуация, при которой прогрессирующая деградация основных фондов в промышленности, износ которых достиг 50%, не компенсируется новыми капитальными вложениями, что ведет к усилению технологической отсталости практически всех секторов экономики.

Для скорейшей стабилизации экономики  и укрепления экономического потенциала Кыргызской Республики в переходный период требуется существенная внешняя  помощь и иностранные инвестиции. Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций призвано повысить объем капитальных вложений в экономику республики, так как низкая инвестиционная активность ухудшает перспективу ее конкурентоспособности и отрицательно отражается на сроках проведения экономических реформ. Поэтому одной из важнейших задач Правительства республики является организация эффективной работы по привлечению, координации и управлению внешней помощью. Приток иностранных инвестиций будет способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

· освоению невостребованного научно-технического потенциала:

· продвижению кыргызских товаров  и технологий на внешний рынок;

· содействию в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

· содействию притока капитала в  трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами  для ускорения их освоения и развития;

· созданию новых рабочих мест и  освоению передовых форм организации  производства;

· освоению опыта цивилизованных отношений  в сфере предпринимательства;

· содействию развития производственной и социальной инфрастуктуры.

С учетом происходящих изменений в  структуре внешнего заимствования  кредитная помощь на стабилизацию платежного баланса будет сокращаться, а приоритетным все больше будет становиться проектное инфраструктурное финансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций в быстро окупающиеся проекты экспортоориентированного и импортозамещающего производства.

В последнее время осуществляется подготовка и реализация крупных инфраструктурных проектов с привлечением внешней помощи: реконструкция автодороги "Бишкек - Ош", модернизация и реконструкция международного аэропорта "Манас", строительство высоковольтных линий "Кеминь - Нарын" и "Фрунзенская - Кеминь", химфармзавода в г. Бишкек, реконструкция ТЭЦ-1, тепловых и электрических сетей, а также ряда гостиничных комплексов в г. Бишкек.

В 1996 г. пущена в эксплуатацию наземная спутниковая станция связи стандарта "А" в рамках завершающегося проекта развития телекоммуникаций республики, софинансированного Всемирным банком.

Европейским банком реконструкции  и развития. Она существенно повышает как внутренние, так и международные  возможности системы связи республики.

Одним из ярких примеров позитивного привлечения прямых иностранных инвестиций с участием ЕБРР стало окончание строительства золоторудного комбината проекта "Кумтор", где с 1997 г. начинается стабильное и масштабное производство золота.

Одной из наиболее кардинальных мер  в реформировании денежно-кредитной сферы республики явился переход с 1991 г. к двухуровневой банковской системе, состоящей из Государственного (Национального) банка (верхний уровень) и системы коммерческих банков (нижний уровень).

Отправной точкой создания двухуровневой банковской системы можно назвать июнь 1991 г., когда были приняты законы "О Государственном банке Республики Кыргызстан (о резервной системе республики)" и "О банках и банковской деятельности в Республике Кыргызстан". В марте 1992 г. Государственный банк был преобразован в Национальный, а в декабре того же года был введен в действие Закон "О Национальном банке Республики Кыргызстан", а также Закон в новой, значительно переработанной редакции "О банках и банковской деятельности в Республике Кыргызстан". На базе государственных банков стали образовываться акционерные банки, учредителями которых выступали как юридические, так и физические лица. Появились банки с иностранными учредителями. Был учрежден и единственный пока частный банк. На конец 1996 г. насчитывался 21 коммерческий банк, которые имели на территории республики 120 филиалов.

В дальнейшем развитии денежно-кредитной  сферы были достигнуты безусловные  успехи (в основном - как результат  деятельности Национального банка), и в то же время проявились серьезные недостатки в функционировании коммерческих банков.

1.2 Становление 

В связи с постоянно нарастающим  инфляционным давлением из-за пределов республики и несогласованностью мер  экономической политики стран СНГ, в мае 1993 г. было принято решение о выходе Кыргызской Республики из рублевой зоны и введении национальной валюты - сома. Данная мера позволила проводить самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику и осуществлять контроль над экономической ситуацией в республике.

Главнейшими достижениями проводимой денежно-кредитной политики являются существенное замедление темпов внутренней инфляции и стабилизация обменного курса национальной валюты (вплоть до IV квартала 1996 г., когда сом подвергся существенному обесценению, которое в целом по итогам 1996 г. составило около 50%). В марте 1995 г. Кыргызстан присоединился к VIII статье Устава МВФ, что ознаменовало собой переход национальной валюты к конвертируемости.

Становление системы коммерческих банков проходило  нелегко, что обусловливалось наложением ряда факторов: сложной макроэкономической ситуацией, отсутствием либо несовершенством законодательной базы, отсутствие опыта работы банков в новых условиях. В 1994-- 1995 гг. банковская система находилась в состоянии кризиса, вызванного наличием значительной суммы невозвратных долгов по кредитам, в результате чего у крупных бывших государственных банков фактически был отрицательный капитал. И хотя некоторые новые коммерческие банки сразу стали работать достаточно успешно, их малый удельный вес не мог оказать существенного влияния на ситуацию в целом.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана