Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

курсовая -.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

    Неуклонно растут доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности (14 563 621,87 руб. – в 2007 году; 18 457 052,23 руб. – в 2008 году; 20 993 326,77 руб. – в 2009 году), что свидетельствует о расширении ассортимента и увеличении числа платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

    В рассматриваемом периоде самые  высокие доходы были получены Уржумским  муниципальным районом в 2008 году в сумме –       512 154 687,00 руб. В этом же году наиболее высокий процент доходов  по налогу на прибыль и доходы физических лиц – 91 167 594,35 руб., в сравнении с 2009 годом – 35 177 271,26 руб., когда на сборы по данному виду доходов повлиял мировой финансовый кризис.

    Основными плательщиками налогов на территории Уржумского муниципального района являются следующие предприятия: ОАО «Уржумский ликероводочный завод», ОАО «Уржумская птицефабрика», ОАО «Маслосыр завод». 

    1. Расходная часть МО Уржумский муниципальный район Кировской области.

    Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

    Согласно  пункту 3. статьи 54 Устава Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области расходы местного бюджета Уржумского муниципального района осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления Уржумского муниципального района ведут реестры расходных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном администрацией Уржумского муниципального района.

    Согласно  пункту 4. статьи 54 Устава Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области районная Дума Уржумского муниципального района самостоятельно определяет своими муниципальными нормативными правовыми актами размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, сметы расходов районной Думы Уржумского района, администрации Уржумского муниципального района, других органов местного самоуправления, устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.

    Согласно  пункту 5. статьи 54 Устава Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области Глава администрации Уржумского муниципального района самостоятельно в пределах утвержденной сметы расходов устанавливает своими нормативными правовыми актами условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

    Направления использования средств Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области характеризуют данные Таблицы 2.

    Таблица 2. Расходы Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области за 2007-2009 годы (руб.)

Наименование показателя Исполнено бюджет Уржумского муниципального района
2007 год

  сумма

в % 2008 год

  сумма

в % 2009 год

  сумма

в %
1 2 3 4 5 6 7
Расходы бюджета - Итого 314 184 648,24 100,00 500 493 799,60 100,00 465 657 948,93 100,00
0100 -Общегосударственные вопросы 46 030 081,97 14,66 18 898 934,68 3,78 21 037 082,01 4,52
0102 – функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления 478 032,30 х 576 769,82 х 546 086,84 х
0103 – функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления 1 575 292,68 х 1 714 245,00 х 1 609 915,00 х
0104 – функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций 9 852 232,75 х 12 414 128,09 х 14 785 016,87 х
0105 – судебная система х   26 100,00   1 000,00  
0106- обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора 214 300,00 х 312 975,13 х 307 953,21 х
0107обеспечение проведения выборов и референдумов 256 560,28 х 799 666,80 х х х
0111 фундаментальные исследования х   249 326,77   х  
0112 – обслуживание государственного и муниципального долга 746 704,04 х х х х х
0114прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов х х 2 805 723,07 х 3 787 110,00 х
0115 – другие общегосударственные вопросы 32 906 959,92 х х х х х
0300 – национальная безопасность и правоохранительная деятельность 92 494,22 0,03 79 500,00 0,02 48 235,55 0,01
0302 – органы внутренних дел 92 494,22 х х х х х
1 2 3 4 5 6 7
0309предупреждение и ликвидация последствий ЧС и СБ, гражданская оборона х х 10 000,00 х х х
0314 – другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности х х 69 500,00 х 48 235,55 х
0400 национальная экономика 20 959 355,75 6,67 27 538 581,00 5,50 49 714 755,00 10,68
0405 сельское хозяйство и рыболовство 17 271 244,00 х 17 025 305,00 х 44 488 115,00 х
0408 - транспорт 3 108 000,00 х 3 763 341,00 х 1 111 640,00 х
0409 связь и информатика 65 050,00 х 4 383 005,00 х х х
0412- другие вопросы в области национальной экономики 515 061,75 х 2 366 930,00 х 4 115 000,00 х
0500 – жилищно-коммунальное хозяйство 24 418 326,22 7,78 162 349 253,93 32,44 73 871 601,76 15,86
0501жилищное хозяйство 23 714 000,00 х 6 510 275,00 х 39 237 786,00 х
0502 - коммунальное хозяйство 594 326,22 х 155 279 428,93 х 34 633 815,76 х
0505- другие вопросы в области ЖКХ 110 000,00 х 559 550,00 х х х
0600 – охрана окружающей среды 272 511,62 0,09 450 954,80 0,09 53 699,95 0,02
0603прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды х х 450 954,80 х 53 699,95 х
0604- другие вопросы в области охраны окружающей среды 272 511,62 х х х х х
0700 - образование 137 982 153,04 43,91 180 085 959,81 35,98 212 448 558,29 45,62
0701дошкольное образование 12 230 586,16 х 19 210 446,48 х 24 067 946,96 х
0702общее образование 120 059 771,77 х 154 702 425,26 х 182 682 533,65 х
0707 молодежная политика и оздоровление детей 2 620 137,14 х 2 712 975,00 х 2 378 694,00 х
0709 другие вопросы в области образования 3 071 657,97 х 3 460 113,07 х 3 319 383,68 х
0800 – культура, кинематография и средства массовой информации 404 153,14 0,12 4 470 154,07 0,89 5 237 705,32 1,12
0801 - культура 393 200,00 х 4 099 153,75 х 4 403 482,03 х
0806 другие вопросы в области культуры, кинематографии и СМИ 10 953,14 х 371 000,32 х 834 223,29 х
0900 – здравоохранение и спорт 43 273 017,79 13,77 54 529 898,45 10,89 52 216 436,97 11,21
0901 - здравоохранение 43 247 017,79 х 38 216 191,95 х 37 957 389,17 х
0902спорт и физическая культура 26 000,00 х 15 321 303,72 х 13 166 466,80 х
0904 другие вопросы в области здравоохранения х х 992 402,78 х 1 092 581,00 х
1000 – социальная политика 14 315 560,49 4,56 14 276 523,04 2,85 17 834 318,65 3,83
1001пенсионное обеспечение 229 902,27 х 197 247 ,96 х 152 578,24 х
1003социальное обеспечение населения 10 317 858,22 х 8 826 635,31 х 11 488 340,41 х
1 2 3 4 5 6 7
1004борьба с беспризорностью, опека, попечительство 3 767 800,00 х 5 252 639,77 х 6 193 400,00 х
1100 – межбюджетные трансферты 26 436 994,00 8,41 37 814 039,82 7,56 33 195 555,43 7,13
1101 – финансовая помощь бюджетам других уровней 25 741 494,00 х 27 305 200,00 х 20 096 797,00 х
1102 –фонды компенсаций 695 500,00 х х х х х
1104трансферты государственным внебюджетным фондам х х 10 508 839,82 х 13 098 758,43 х
 

    Исходя  из данных Таблицы 2. наиболее «благополучным» для Уржумского муниципального района стал 2008 год: объем расходов составил – 500 493 799,60 руб. После мирового финансового кризиса, затронувшего и Российскую Федерацию, при сокращении поступлений в бюджет района, сократились и расходы: в 2009 году снижение бюджетных ассигнований на сумму – 34 835 850,67 руб. В целом в 2009 году при сокращении расходной части бюджета Уржумского муниципального района были увеличены (в сравнении с 2008 годом) такие статьи расходов как:

    - общегосударственные вопросы на  сумму - 2 138 147,33 руб.;

    - национальную экономику на сумму  - 22 176 174,00 руб.;

    - образование на сумму - 32 362 598,48 руб.;

    - культуру, кинематографию и средства массовой  информации на сумму - 767 551,25 руб.;

    - социальную политику на сумму  - 3 557 795,61 руб.

    Анализируя  направления расходования бюджетных  средств Уржумского муниципального района в течение трех лет, можно  выделить тенденции:

    1) роста затрат на:

    - национальную экономику в 2,4 раза;

    - образование в 1,5 раза;

    - культуру, кинематографию и средства  массовой информации в 13 раз;

    - социальную политику в 1,2 раза.

    2) снижения затрат на:

    - национальную  безопасность и правоохранительную  деятельность в   1,9 раз.

    Главным направлением использования средств местного бюджета являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство. Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Наиболее затратными статьями расходов в учреждениях народного образования являются - общее образование (120 059 771,77 руб. – в 2007 году; 154 702 425,26 руб. – в 2008 году; 182 682 533,65 руб. – в 2009 году) и дошкольное образование (12 230 586,16 руб. – в 2007 году; 19 210 446,48 руб. – в 2008 году; 24 067 946,96 руб. – в 2009 году).

    Все более актуальной становится проблема внедрения элементов хозрасчетных отношений в деятельность социально-культурных учреждений. Большие возможности для развития хозрасчетных отношений откроются с внедрением в практику порядка финансирования социально-культурных учреждений на основе государственных, муниципальных заказов на их услуги и распределение полученных из бюджета под такие заказы средств с учетом квалификации работников и проделанной ими работы, например выпуска учеников, студентов, числа вылеченных больных и так далее.

    Развитие  урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов местного бюджета на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального хозяйства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территорий населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов. Так в 2008 году профинансировано на коммунальное хозяйство –                   155 279 428,93 руб. (основная статья расходов – приобретение основных средств на сумму – 154 214 521,04 руб.). Наблюдается удельный рост расходов на сельское хозяйство и рыболовство (17 271 244,00 руб. – в 2007 году; 17 025 305,00 руб. – в 2008 году; 44 488 115,00 руб. – в 2009 году). 

    1.    Результат  исполнения бюджета МО Уржумский муниципальный район Кировской области.

    Исполнение  бюджета – это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

    Исполнение  бюджета основывается на следующих  принципах:

    • единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
    • обеспечение бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

    Результат исполнения бюджета Уржумского муниципального района за период 2007-2009 гг. характеризуют данные Таблицы 3.

    Таблица 3. Результат исполнения бюджета Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области за 2007-2009 годы (руб.)

Год Показатели Утверждено  бюджет муниципального района (план) Исполнено бюджет муниципального района (факт)
1 2 3 4
2007 доходы 309 993 130,00 313 877 463,02
расходы 316 975 830,00 314 184 648,24
результат исполнения бюджета (-дефицит; +профицит) - 6 982 700,00 - 307 185,22
1 2 3 4
2008 доходы 507 760 792,00 512 154 687,00
расходы 511 959 256,00 500 493 799,60
результат исполнения бюджета (-дефицит; +профицит) - 4 198 464,00 11 660 887,40
2009 доходы 459 047 701,00 459 856 307,95
расходы 473 483 820,72 465 657 948,93
результат исполнения бюджета (-дефицит; +профицит) - 14 436 119,72 - 5 801 640,98
 

    Как видно из данных Таблицы 3. плановые показатели по доходам Уржумского муниципального района в рассматриваемом периоде ниже, чем исполненные. Процент исполнения бюджета по доходам составил:

    - в 2007 году – 101,3 %;

    - в 2008 году – 100,9 %;

    - в 2009 году – 100,2 %.

    Результат исполнения бюджета предусматривал дефицит средств бюджета в  каждом году. Однако в 2008 году результатом  исполнения бюджета стал профицит средств  в размере 11 660 887,40 руб.

    Согласно  статье 96 Бюджетного Кодекса Российской Федерации к источниками финансирования дефицита местного бюджета относятся:

    - муниципальные займы, осуществляемые  путем выпуска муниципальных  ценных бумаг;

    - кредиты, полученные от кредитных организаций;

    - бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы;

    - поступления от продажи имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

    - изменение остатков на счетах  по учету средств местного  бюджета, определяемые через сравнение остатков на начало и конец периода.

    Источники финансирования дефицита бюджета Уржумского муниципального района за период 2007-2009 гг. характеризуют данные Таблицы 4.

Таблица 4.Источники финансирования дефицита бюджета Муниципального образования Уржумского муниципального района Кировской области за 2007-2009 годы (руб.)

Год Показатели Утверждено  бюджет муниципального района (план) Исполнено бюджет муниципального района (факт)
1 2 3 4
2007 Источники финансирования дефицита бюджета - всего 6 982 700,00 307 185,22
Источники внутреннего финансирования: 3 371 503,83 3 013 607,78
1) кредитные соглашения и договоры, бюджетные кредиты 189 803,39 - 77 502,00
Получение кредитов 5 667 305,83 5 000 000,00
Погашение кредитов - 5 477 502,00 - 5 077 502,00
2) средства от продажи акций и иных форм участия в капитале 3 000 000,00 3 000 000,00
3) поступления от продажи земельных участков 3 500,00 91 109,78
Изменение остатков средств на счетах по учету  средств 3 611 196,17 - 2 706 422,56
Увеличение  остатков средств бюджета - 318 842135,83 - 321 968 572,80
Уменьшение  остатков средств бюджета 322 453 332,00 319 262 150,24
2008 Источники финансирования дефицита бюджета – всего 4 198 464,00 - 11 660 887,40
Источники внутреннего финансирования: - 2 072 718,00 - 2 072 718,00
1) погашение  кредитов кредитных организаций - 5 000 000,00 - 5 000 000,00
2) средства  от продажи акций и иных  форм участия в капитале 2 927 282,00 2 927 282,00
Изменение остатков средств на счетах по учету  средств 6 271 182,00 - 9 588 169,40
2 3 4
Увеличение  остатков средств бюджета - 510 688 074,00 - 515 081 969,00
Уменьшение  остатков средств бюджета 516 959 256,00 505 493 799,60
2009 Источники финансирования дефицита бюджета - всего 14 436 119,72 5 801 640,98
Изменение остатков средств на счетах по учету  средств 14 436 119,72 5 801 640,98
Увеличение  остатков средств бюджета - 459 047 701,00 - 459 856 307,95
Уменьшение  остатков средств бюджета 473 483 820,72 465 657 948,93

Информация о работе Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета